КГН
проект (младшая группа) по теме

Дудорова Наталья Анатольевна
Формирование КГН у детей 1 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kgn.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы.

Автор: Дудорова Наталья Анатольевна воспитатель 1 младшей группы ГБОУ № 682.

Описание материала: предлагаю Вашему вниманию проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы». Данный материал будет полезен воспитателям 1 младшей группы. Этот конспект направлен на формирование элементарных гигиенических навыков у детей раннего возраста

Актуальность: С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.

Ожидаемый результат:

 • Дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.

 • С помощью взрослого приводят себя в порядок.

 • Пользоваться индивидуальными предметами (носо¬вым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

 • Во время еды дети должны правильно держать ложку.

 • При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

 Определила цель.

 Цель (ФГТ): охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

 1.сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

 2.воспитание культурно-гигиенических навыков;

 3.формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Констатирующий этап.

 Я работаю с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад. Поэтому первоочередной задачей (после адаптации) является - воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

При поступлении детей в детский сад исследовала следующие навыки:

 - навыки культуры еды и поведения за столом.

 - навыки самообслуживания (одевание и раздевание).

 - навыки мытья рук, умывание.

 - навык пользования носовым платком.

 Выявила уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ.

 Для успешного формирования культурно - гигиенических навыков в моей группе созданы все условия

 На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков были постоянными, а методические приемы, которые я использую, периодически изменяю. « Будем умываться» - показывала на собственном примере: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учила пользоваться салфеткой, вытирать руки и лицо насухо, пользоваться индивидуальной салфеткой. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина.

 Учимся последовательно одеваться, следить за своим внешним видом, предлагаю каждому поправить неполадки в одежде, причёске.

 С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю таким детям всё больше самостоятельности. Перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Стараюсь чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по самообслуживанию, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Учу их проявлять внимание к тем, кто рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшую салфетку и дать её товарищу.

 Воспитывая нормы поведения за столом, стараюсь использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учу, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учу детей пользоваться салфетками.

 Учу детей брать стульчик с определённой маркировкой и садиться на своё место.

 Оценивая поступки детей, стараюсь давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше. Положительную оценку даю в тех случаях, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. При одевании детей на улицу использую наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате. Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи

 При формировании культурно-гигиенических навыков применяю показ, пример, объяснение. В процессе работы применяю наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождаю пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные.

 В своей работе широко использую прием поощрения, но этим тоже надо не злоупотреблять. Стараюсь делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

 В некоторых случаях приходится использовать порицание, но делаю это в косвенной форме, не называя имен детей.

 Одним из ведущих приемов, которые использую, явился прием повторения действий, упражнений. Например, прошу перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья смотрим, насколько чисто и сухо вытерты руки. Показ действия малышам обязательно сопровождаю проговариванием («Теперь возьмем салфетку и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

 Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда заранее выражаю уверенность в том, что дети правильно выполнят мои указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».

 Таким образом, не только детям указываю на их действия, но и напоминаю, как нужно правильно выполнить это указание.

 Когда малыш отказывается есть, идти в туалет, ложиться спать, стараюсь мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи, даю возможность малышу побыть одному.

 Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

 Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой. Мною спланированы следующие игры: «Умоем куклу Машу»,«Кукла Маша идёт на прогулку», «Причешем куклу Машу».

 Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволяет использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.

 Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.

 Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Оформила рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска, провожу беседы. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

 Провожу индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.

 Учебный год ещё не закончился. Работа по данному проекту продолжается.

Проверка эффективности проделанной работы.

 К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию. Для проверки эффективности проделанной работы буду использовать тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. По результатам диагностики разработаю план работы на следующий учебный год.