"Путешествие в страну Сенсорику"
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Кондратьева Наталья Анатольевна
Сенсорное развитие (от лат. sensus— чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_strana_sensorika.doc979.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 242 «Садко»

Принята  на Совете педагогов МБДОУ ЦРР – детского сада

№ 242 «Садко»

Протокол

 № ___ от ___________

                              Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ЦРР – детского сада № 242 «Садко»

_____________ С.Ю.Новикова Приказ № ____ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного  образования

"Детско-родительский клуб

"Путешествие в страну Сенсорику"

Составили:

            Воспитатели

        И.В. Морова

                 Н.А. Кондратьева

Ульяновск,2017

Содержание программы «Путешествие в страну Сенсорику»

Содержание

стр.

Введение

3

I

Целевой раздел

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы «Путешествие в страну Сенсорику»

7

1.1.2.

Принципы разработки программы «Путешествие в страну Сенсорику»

7

1.2.

Предполагаемые результаты освоения программы «Путешествие в страну Сенсорику»

9

1.2.1.

Планируемые результаты освоения программы «Путешествие в страну Сенсорику»

9

1.2.2.

Система оценки результатов освоения программы «Путешествие в страну Сенсорику»

10

II

Содержательный раздел

13

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка. Образовательная область «Познавательное развитие»

13

2.2.

Основные формы работы

15

2.3.

Взаимодействие с педагогическим коллективом

17

2.4.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

17

III

Организационный раздел

18

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

18

3.2.

Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания программы «Путешествие в страну Сенсорику»

20

3.3.

Планирование образовательной деятельности «Путешествие в страну Сенсорику»

23

Литература                                                                                      

27

Приложение

28

Введение

Рабочая программа  –  нормативный документ МБДОУ ЦРР – детский сад  № 242 «Садко», определяющий объём, порядок, содержание курса клуба, секции, студии и требования к реализации  содержания дополнительного образования в условиях ДОУ.

Рабочая программа разработана педагогами на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. №2/15), Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко» и парциальных программ, соответствующего содержания курсу дополнительного образования.

Рабочая программа дополнительного образования обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает  интересы и потребности детей и родителей воспитанников,  приоритетные направления,  сложившиеся в практике детского сада  и культурно-образовательные традиции.

Сроки реализации:

Сентябрь – май

Участники: воспитанники, посещающие ОУ, педагоги и родители.

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Актуальность:

Сенсорное развитие (от лат. sensus— чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Поэтому так важно, чтоб сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Семья- основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий фундамент ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию, развитию и взаимодействию с ребенком - все это побудило к созданию межсемейного детско-родительского клуба «Путешествие в страну Сенсорику».

Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества направлены на повышение педагогической культуры родителей: сообщение знаний, формирование педагогических умений, навыков на укрепление здоровья и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Программа «Путешествие в страну Сенсорику» направлена на гармоничное познавательное развитие дошкольников. Содержание составлено согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее  –  Федеральный закон «Об образовании в  Российской Федерации»), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), парциальной программы         «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., соответствующего содержания курсу дополнительного образования,  требований СанПиН (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.).

     В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с крупой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Тип программы:

Познавательная, развивающая.

1.1.1. Цель и задачи программы

Цель: оказание педагогического сопровождения родителям в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, для формирования предпосылок умственного развития.

Задачи:

  • Обеспечивать эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации и развитии детей в условиях ДОУ и семьи;
  • Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, педагогами и специалистами ДОУ, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах сенсорного развития ребенка;
  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

1.1.2.Принципы разработки рабочей программы дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику»:

Основные компоненты реализации программы

Принципы реализации программы

Задачи реализации программы

Принцип направленности методики программы на решение во взаимосвязи задач индивидуального характера по познавательному компоненту  и общего развития воспитанника.

Содержание программы

Принципы научной обоснованности и практической применимости мероприятий, направленных на развитие познавательной, активности дошкольников, с подкреплением вышеизложенного научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Методы реализации программы и соответствующие им средства

Принцип развивающего образования, а также средств работы с детьми в зависимости от задач и содержания совместной организованной образовательной деятельности.

Формы организации

Принцип сочетания различных форм работы с детьми в зависимости от задач, содержания и методов совместной организованной образовательной деятельности.

Условия для организации и проведения

Принцип создания необходимых условий для организации и проведения совместной организованной образовательной деятельности.

Участники

Принцип сознательности и активности в процессе взаимодействия педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по повышению познавательной активности детей.

Интеграция  

Принцип комплексности и интегративности через решение воспитательно-образовательных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности по всем образовательным областям.

Результативность

Принцип прочности, осознанности и действенности.

     Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.


1.2.Предполагаемые результаты реализации рабочей программы дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику».

1.2.1.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения рабочей программы дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику»

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимостью определения результатов освоения содержания рабочей программы дополнительного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из рабочих программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры рабочей программы дополнительного образования базируются на ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение содержания рабочей программы дополнительного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства. Представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки;
  • расширению и обогащению художественного опыта;
  • формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
  • умению находить новые способы для художественного изображения;
  • умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

1.2.2. Система оценки результатов освоения рабочей программы дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику».

Цикличность:

Сентябрь – май (1 раз в  2 месяца)

Цель диагностики: выявление уровня развития ребенка и динамики его развития в процессе освоения дополнительной платной образовательной услуги.

Результаты фиксируются в диагностических картах.

Содержание:

Содержание рабочей программы дополнительного образования в соответствии с образовательной областью и разделом

Разработчик диагностического инструментария

Примечания

1

2

3

4

1

Социально-коммуникативное развитие

Способы определения их результативности: наблюдения

2

Познавательное развитие

Способы определения их результативности: наблюдения.

Основа: оценка эффективности педагогических действий с целью корректировки дальнейшего планирования.

Ожидаемые результаты

Для воспитанников:

  • Ребёнок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
  • Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
  • Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
  • Активно использует «опредмеченные» слова - названия для обозначения формы.
  • Начинает пользоваться общепринятыми словами - названиями цвета, часто ещё в отрыве от конкретного предмета.
  • Стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.

Для педагогов:

  • Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для родителей:

  • Партнерские отношения родителей и педагогов совместной организации жизни группы и ДОУ в целом;
  • Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
  • Родители смогут создать дома условия для игр по сенсорному развитию ребенка, подбирать игры;
  • Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Способы определения их результативности: наблюдения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: отчёт на итоговом Совете педагогов.

II.Содержательный раздел.

2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка. Образовательная область «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель образовательной деятельности: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.

Задачи познавательного развития:

Развитие сенсорной культуры.

Задачи воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста:

  • Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
  • Поддерживать и развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
  • Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
  • Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

2.2. Основные формы работы по реализации рабочей  программы дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику».

Основные формы работы.

Совместная групповая организованная образовательная деятельность.

Индивидуальная организованная деятельность

Организация консультативной работы с родителями

Организация консультативной работы с воспитателями

  • Совместная групповая организованная образовательная деятельность.

        Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Главное это наличие равноправной позиции, взрослый и ребенок в процессе общения и реализации обучающей программы, являются партнерами, общение носит нерегламентированный (более свободный характер).

        Для того чтобы побудить детей к совместной деятельности, нужно создать определенные педагогические условия (общая цель, особая форма подачи задания, специально организованная структура его выполнения, правильно организованный воспитателем педагогический процесс, сформирует у детей отношения сотрудничества в форме деловых и личностных контактов.

Результатом совместной деятельности, является: первое - общий продукт, который создается из отдельных (частных) продуктов работы каждого из участника процесса, являющихся результатом усилий каждого из участников, направленных на получение общего (совместного) результата; второе – взаимодействие детей по поводу работы над общим продуктом (определение структуры, последовательности и объема по поводу предстоящей совместной деятельности, контроль, взаимопомощь).

  • Индивидуальная работа по программе дополнительного образования.

        После подведения итогов по обследованию планируется индивидуальная работа, также индивидуально проводятся занятия с детьми, которые пропустили СООД по уважительной причине. Осуществляется индивидуальный подход и на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах. Индивидуальная  работа с детьми является  одним из направлений повышающих эффективность обучения и воспитания. Для того чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.

  • Организация консультативной работы с родителями.

        Консультации для родителей организуются индивидуальные и фронтальные (для родителей детей, посещающих одну группу). Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дополнительного образования дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.

2.3.Взаимодействие с педагогическим коллективом

Формы работы

Кратность

Содержание

Мини консультативный пункт

в течение года, согласно графику

Тематика:

(по заявкам педагогов)

Презентация

1 раз в год в конце учебного года

2.4.Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Формы работы

Кратность

Содержание

Анкетирование  родителей

2 раз в год в сентябре и мае

Мини консультативный пункт

форма проведения: консультации, беседы;

в течение года, согласно графику

Тематика:

(по заявкам родителей)

Наглядная информация (стенд, папка-передвижка)

1 раз в квартал

 информационный стенд «Путешествие в страну Сенсорику»

III. Организационный раздел.

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Пространство развития ДОУ

Пространство развития ребёнка

Пространство развития педагогов

Пространство развития родителей

Условия функционирования пространств развития ДОУ:

  • Кадровой и информационное обеспечение;
  • Материально-техническая база, ресурсы;
  • Управляющая система

  • Предметно-развивающая среда;
  • Интеграция специалистов;
  • Образовательное пространство;
  • Дополнительное образовательное пространство;
  • Социальная ситуация развития;
  • Психолого-медико-социальное сопровождение;
  • Детское сообщество.

  • Система стимулирования и мотивации;
  • Мастерство и профессионализм;
  • Сотрудничество и сотворчество;
  • Педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплочённость).

  • Включённость семьи в ДОУ (степень интегрированности);
  • Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
  • Взаимоотношения родителей в семье;
  • Стиль воспитания в семье;
  • Родительское сообщество

3.2. Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания рабочей программы дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику»

Кадровые ресурсы:

Специалист

МБДОУ № 242 «Садко»

Функция

Область решения поставленных задач

Воспитатель

Кондратьева Н.А

Морова И.В.

Реализующая

  • Внедрение методических рекомендаций в работу.
  • Проведение мониторинг - исследований.
  • Проведение индивидуальной организованной образовательной деятельности.
  • Работа с родителями по данному вопросу.
  • Выполнение рекомендаций педагога.

Методическо- информационные ресурсы:

Интернет – ресурсы

http://www.firo.ru/

http://nsportal.ru/ (сайт для обмена педагогическим опытом)

3.3. Планирование образовательной деятельности в рамках рабочей программы дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику»

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Перспективно-тематическое планирование к рабочей программе  дополнительного образования «Путешествие в страну Сенсорику»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название темы

общее количество занятий

1.

Открытие клуба «Путешествие в страну Сенсорику»

1

2.

Заседание -  игротека  «Город Цвета»

1

3.

Заседание  - игротека «Город  Фигур»

1

4.

Заседание  - игротека «Город Величины  »

1

5.

Заседание  - игротека «Город  Чувств»

1

6.

Закрытие клуба «Путешествие в страну Сенсорику»

1

Итого в год

6

Длительность одного занятия

20-25 минут

ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА (1год)

МЕСЯЦ

тема, цель мероприятия

ответственные

1.

Сентябрь

Открытие клуба

«Путешествие в страну Сенсорику»

  1. Наметить и утвердить план работы на год.
  2. Познакомить родителей с сенсорным воспитанием детей дошкольного возраста.
  3. Вызвать эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности с детьми.
  4. Вызвать заинтересованность родителей в посещении клуба.

воспитатели

2.

Ноябрь

Заседание -  игротека  «Город Цвета»

  1. Формировать представления о хроматических цветах.
  2. Формировать комбинаторные умения в процессе чередования цветов.
  3. Воспитывать «сенсорную культуру» детей в совместной деятельности с родителями.
  4. Формировать умение распределять трудовые действия между взрослыми и детьми.

воспитатели

3.

Декабрь

Заседание -  игротека  «Город Фигур»

  1. Развивать цветоощущение, внимание, пространственное воображение, мелкой моторики в выкладывании счётных палочек по образцу.
  2. Познакомить родителей с разными формами работы по развитию творческих способностей детей.
  3. Формировать умение распределять действия между взрослыми и детьми.
  4. Продолжать развивать образно – эстетическое восприятие.

воспитатели

4.

февраль

Заседание -  игротека  «Город Величин»

  1. Способствовать сплочению семьи.
  2. Познакомить  родителей  с содержанием работы по ознакомлению детей с величиной.
  3. Дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные возможности

воспитатели

5.

март

Заседание -  игротека  «Город Чувств»

  1. Развивать детское восприятие и способствовать его развитию.
  2. Способствовать обогащению эмоциональной жизни ребенка.
  3. Воспитывать культуру деятельности.

воспитатели

6.

Май

Закрытие клуба

«Путешествие в страну Сенсорику»

(творческая мастерская)

  1. Вызвать у родителей и детей желание создавать, творить, проявлять свои умения, фантазию в разных поделках.
  2. Научить родителей прислушиваться к мнению и желанию ребенка.
  3. Способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи.

воспитатели

Итого в год

6

Длительность одного занятия

20 -25

минут

Календарный учебный график реализации дополнительной
программы познавательной направленности

Содержание

Продолжительность обучение

Начало проведения

1 сентября 2017г.

Окончание проведения

31 мая 2018г.

Сроки реализации программы: продолжительность курса составляет 9 месяца.


Список литературы.

  1. ВенгерЛ.А.,Пилюгина Э.Г.,Венгер Н.Б.        Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.-144с.: ил.
  2. Кирюшкина Т. В..Программа работы по системе М. Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2- 4 лет: Учебно - методическое пособие.СПб.: «Издательство«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. -80 с.
  3. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка –детского сада № 242 «Садко» г.Ульяновска.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:Мозаика-Синтез,2015-368с.
  5. Павлова Л. И., Маврина И. В.. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет. Гном и Д, 2002г.
  6. Пилюгина Э.Г.Занятия по сенсорному воспитанию.        М.:Просвещение, 1983.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»...

Путешествие в страну Сенсорики

Закрепить знания свойств предметов: цвет, форма. Вызвать интерес к загадкам, стремление их разгадывать. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (пальчиками и ладошкой). ...

Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)

предлагается родительское собрание нетрадиционной формы проведения, вместе с детьми....

Родительское собрание "Путешествие в страну "Сенсорика".

Родительское собрание по сенсорному развитию детей в форме игрового практикума....

Мастер-класс для родителей "Игротека. Путешествие в страну Сенсорику"

Представляю вашему вниманию родительсткое собрание в форме мастер-класса. С каждым годом ваш ребёнок поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой ...