Слово - не воробей...
консультация на тему
Часто ли мы задумаваемся о том, как общаемся со своими детьми, что им говорим ? И самое главное , как они нас понимают? Ведь порой влияние некоторых фраз на формирующийся детский характер способно оказаться гораздо сильнее, чем можно себе представить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Слово – не воробей!
В народе говорят : « От доброго слова язык не отсохнет.» Но бывает такие слова , казалось бы совершенно безобидные, которые мы произносим машинально, не подозревая о том ,как они могут ранить человека. А если это маленький человек, еще не владеющий всеми тонкостями родного языка? Часто ли мы задумываемся о том, как общаемся со своими детьми, что им говорим? И самое главное, как они нас понимают? Ведь порой влияние некоторых фраз на формирующийся детский характер способно оказаться гораздо сильнее, чем можно себе представить.
Часто из- за нехватки времени, постоянной спешки взрослые в качестве воспитательной меры используют недозволенный прием- угрозы и запугивания, которые вылетают у них бездумно.
Например, в детском саду с утра малыш плачет, вцепился в маму и не хочет ее отпускать, а маме некогда его увещевать, она торопится на работу, поэтому злится, бросая на ходу: « Если ты немедленно не зайдешь в группу, я вообще за тобой не приду.» Ребенок и без того напуган, но после таких слов страх расставания только усилился. И подобных фраз в нашем лексиконе не мало. Вот некоторые: Все дети ка дети, а ты ничего не умеешь», « Как ты надоел мне со своими капризами!» Причем каждая несет в себе сильнейший заряд негатива! Родители произносят их , когда сердятся не подозревая , как отзовутся эти слова в сердцах детей. Давайте попробуем разделить эти фразы на группы, чтобы подробнее разобрать основные, часто встречающиеся , а потом постараемся искоренить их из своего лексикона.
« У тебя не получится «, ты этого не умеешь»
Подобные выражения заранее программируют ребенка на неудачу, формируя чувство неуверенности в себе .В будущем он может совсем перестать проявлять инициативу.
Примерно в 3 года у детей начинается период , называемый « Я сам». Им хочется все делать самостоятельно, участвовать в семейных событиях, и очень важно , чтобы дети пробовали себя в разных делах именно сейчас когда у них начинает проявляться интерес к окружающему миру. Разумеется , они не помоют полы идеально , не заправят ровно кровать, не залезут с первого раза по шведской стенке. Но если они не попробуют это сделать , то у них никогда не получится. Позднее интерес пропадает, и вы уже не заставите своего ребенка помогать вам по дому. Дайте ему возможность поучаствовать в каком –то новом для него процессе, подбодрите словами: «Давай сделаем это вместе».
«Нет», « Нельзя»
Этот пункт очень важный . Запреты , безусловно , нужны. Ребенок должен знать слова « нет «и «нельзя», но применять их нужно тогда, когда вы можете объяснить , почему нельзя и почему нет, « Нельзя есть мороженое , потому что болит горло», « Нельзя ходить про проезжей части, потому что там ездят машины». И это не сами собой разумеющиеся вещи, ребенку они неведомы, ему нужно их осознать. Не забудьте предложить альтернативу на запрет, чтобы не возникало ощущения пустоты. « Нет , ты не пойдешь гулять в такую плохую погоду, но можешь поиграть в машинки», « Нет , не трогай конфету, ты съешь ее после обеда».
И еще очень важный момент: Если все подряд нельзя , то ребенок либо перестанет обращать на них внимание и будет поступать по –своему , либо у него вообще пропадет желание что-то делать.
« НЕ трогай – сломаешь», « Не бегай –разобьешься»
Подобными выражениями мы не просто программируем ребенка на неудачу, но и внушаем ему , что с ним обязательно случится что-то плохое. Он может почувствовать себя ущербным, неудачником, не способным что-то сделать. В будущем может появиться неуверенность в себе , а также совсем не нужные и неожиданные страхи. Поэтому, желая малышу добра, предложите ему альтернативу : « Давай лучше пойдем на другую площадку, там интересней» , или « Мы можем пойти тихо-тихо , как мышки на задних лапках».
Если же действие , которое хотел совершить ребенок, представляет реальную угрозу его здоровью, не кричите на него и не угрожайте. Объясните спокойно, почему нельзя трогать горячую плиту и почему нельзя есть незрелые ягоды.
« Ты глупый», « Ты неряха» , Ты «плохой»
Произнося подобные слова , мы как бы навешиваем на ребенка ярлык. И чем чаще мы их говорим, тем крепче он прикрепляется к нему. Очень важно понять, что мы можем оценить поступок, а не личность ребенка. Если ребенок сделал что –то не так, он плохо поступил, но от этого не стал плохим. Кстати, это правило введено в систему японского образования и воспитания, где запрещено называть детей плохими. И вот тому пример: на стоянках велосипедов около японских школ можно увидеть два плаката. Под одним изображением написано: « Так ставят велосипеды хорошие дети», а под другим : « Так не ставят велосипеды хорошие дети».
« Помолчи немного», « не приставай сейчас»
Бывают моменты, когда мы сильно устали или заняты , или плохо себя чувствуем, а тут еще малыш со своими « Почему?» да « Поиграй»!» Поэтому , когда мы просим оставить нас в покое , мы не осознаем , насколько обидно звучат эти слова. Только представьте , что ребенок ждал вашего возвращения с работы , чтобы задать свой заветный вопрос или рассказать о событиях в саду в подробностях. Он обращается к вам за помощью , советом или просьбой. Он открыт для общения и взаимодействия именно с вами и ждет всем сердцем от вас того же. И как обидно звучит ваше « отстань! » После таких фраз ребенок может почувствовать себя ненужным , нелюбимым. И никто не знает, как глубоко могут ранить эти слова.
Гораздо лучше объяснить ребенку, что вы обязательно поиграете с ним , но чуть позже , а сейчас вы заняты. Сказать, что ответите на его вопрос , когда закончите дела. Но при этом не забудьте выполнить свое обещание , иначе не ждите потом от ребенка того же.
« У всех дети как дети, а ты …», «Другие давно умеют кататься на самокате, а ты…»
Подобные фразы унижают детей, делают их хуже других, заставляют чувствовать себя ненужными. Ставить в пример кого- то можно и даже нужно , но не сравнивать, а сказать «Смотри, как у Вани хорошо получается, и ты сможешь, давай попробуем сделать, как он!» Тут главное соблюсти золотую середину- не раскритиковать, но и не перехвалить. Не стоит говорить: «Твое платье красивее Таниного», Твоя машина больше , чем у Саши». Вообще, дети любят соревноваться , но нужно объяснять, что сегодня они могут быть в чем-то лучше, хотя и у других тоже есть на это право. Поэтому мы говорим: « Какие сегодня все красивые , ты , и все девочки», « У вас у всех замечательные машины: есть разные, и большие , и маленькие».
Мальчики не плачут»
Существует ряд стереотипов на тему: « Мальчики/ девочки так себя не ведут», « Ты же девочка и должна быть опрятной». То есть мальчикам можно быть неряхами? И это норма? А девочки могут капризничать и быть плаксивыми? Это те крайности , которые нас очень раздражают друг в друге уже во взрослом возрасте и из-за чего так часто происходят разногласия в семьях. Так зачем же мы навязываем подобные стереотипы с детства? Всем нужно быть опрятными вне зависимости от пола. И плакать могут все, как мы уже выяснили , потому что чувства есть и у мальчиков, и у девочек.
«Как же я устала от тебя», «Ты меня сегодня достал»
Это не просто слова , это обвинение , после которого ребенок чувствует себя лишним , ненужным, нелюбимым . Постарайтесь забыть навсегда такие фразы, чтобы не ранить детскую психику. А если вы злитесь на малыша , то честно скажите , что злитесь, и объясните почему: « Сережа, ты ведешь себя очень плохо, так поступать не надо, ты не слушаешь, родителей, поэтому я на тебя злюсь».
Есть и другие варианты, которые обычно употребляются в присутствии ребенка друзьями семьи или родственниками: « Как же вам трудно с малышом!», « Столько времени на него тратите, даже отдохнуть некогда!» Что должен думать ребенок? Что он мешает своим родителям? Не повторяйте таких фраз, а скажите, чтобы малыш слышал: « Это счастье , что в семье есть сынишка, с ним интересно, и мы готовы посвящать ему все свое врем, потому что любим его».
«Баба Яга утащит к себе», « Не ходи в подвал, там леший»
Уважаемые родители,! Вы даже не представляете , что таким образом провоцируете формирование страхов и фобий у малыша, с которыми позже будете бороться медикаментозными и психотерапевтическими методами. Почему он боится темноты, оставаться один в комнате? Да потому что « если ты сейчас же не уснешь, тебя утащит Бабай». Попробуйте заснуть, когда вам страшно! Лучше вместо запугиваний объясните малышу, почему сейчас надо спать, почему лучше не ходить в подвал. И тогда вы вырастите здорового, уверенного в себе, здравомыслящего человека.
Вот , пожалуй, основные группы фраз , которые лучше не говорить детям. Будьте внимательны в общении со своим ребенком , ведь « сказанное слово назад не воротишь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка....
Консультация для родителей о директивах и установках "Слово не воробей..."
Часто повторяемые фразы в адрес Вашего ребенка могут "запрограммировать" его на всю жизнь.Предлагаем проанализировать скрытый смысл наших необдуманных высказваний....
Слово - не воробей.
Советы для родителей. Выбирайте слова, прежде чем что-то сказать своему малышу....
Консультация для родителей "Слово не воробей......"
Частые фразы родителей, не несущие для воспитания ничего, кроме вреда. 1. Твоя сестра(брат) умеют то-то, а вот ты …Один из самых простых способов подпортить отношения б...
Слово не воробей
Полезная информация...
Слово - не воробей, вылетит, не поймаешь!
Работа в сфере человек - человек не может рассматриваться в отрыве от коммуникаций. Общение и беседы, всё, что мы слышем и читаем - это человеческая речь. Возможности речи - безграничны, поэтому владе...
консультация для родителей "Слово не воробей - вылетит не поймаешь"
Эта консультация для родителей старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (3)