Пальчиковые игры
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Добрынина Вера Дмитриевна

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_palchikovye.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПРИЖМИ БОЛЬШАК

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает «охотиться» за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху.
Вариант игры: сцепляются и правые и левые руки соперников. Одновременно «охотятся» и правые и левые большие пальцы.

ГОСТИ

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
— Мама, мама!
Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что?
Постукивают друг о друга указательные пальцы.
— Гости едут!
Постукивают мизинцы.
— Ну и что?
Постукивают указательные пальцы.
— Здрасьте! Здрасьте!
Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок, чмок, чмок!
Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки (гости целуются).
Последние слова и движения («Здрасьте! Здрасьте!», «Чмок, чмок, чмок») повторяются дважды.

КОСИ, КОСА!

Дети встают в две линии лицами друг к другу (обычно мальчики против девочек). Вытянув правые руки вперед, они сжимают кулаки, захватывая при этом в свой кулак большой палец правого соседа. Все качают из стороны в сторону сжатыми кулаками, играющие первой линии при этом приговаривают: «Коси, коса, пока роса!»

Затем все одновременно разжимают кулаки и, быстро развернув каждую руку, перехватив мизинец соседа, продолжают ритмичное движение в такт словам играющих второй линии: «Роса долой, и мы домой!»
Вновь происходит перехват, и игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не замешкается и не собьется. Выигравшие назначают фант проигравшим.

 ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА, ПЕРЕПЕЛОЧКА

(игра для самых маленьких)

Правая ладонь малыша ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка». Одновременно пальцами правой руки он проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем, произнося это же слово, поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша — быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — палец взрослого.

ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй указательным либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда».

ЦАП!

 

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее: выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют указательные пальцы к его ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мыши,
волки, зайцы,
прячьте пальцы.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово ЦАП, нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ

Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз.
Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.

В КОПНУ

Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» — «Моя!» — «Убирай долой, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.

ПОКЛОНЫ

Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Суть этой игры-забавы в том, что разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально.

ВИЛКА И РОЗЕТКА

Современная игра-забава, по типу движений очень похожая на предыдущую. Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку».
Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку. Превращения повторяются многократно, пока играющий не собьется.

МОСТИКИ

Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками пальцев разных рук (соответственно большим и большим, указательным и указательным и т.д.). Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?

ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по одному слову из стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики,
ели пончики.
Сколько пончиков
съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

Мария РУЗИНА

  Главная страница газеты "Школьный психолог"

   Содержание № 29/2001

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рассматривая описания традиционных пальчиковых игр разных народов, можно отметить, что они в основном разделяются на два блока:
— игры материнского фольклора — пестушки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста и направленные в основном на развитие речи;
— игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5—7 лет.

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ

Игры второго блока наименее изучены в настоящее время. Однако практически в любой культуре возраст 5—7 лет — это время начала серьезной учебы, в первую очередь обучения письму. Игры этого периода, с одной стороны, отражают проблемы новой жизненной ситуации, с другой — помогают ребенку естественно адаптироваться к ней.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
— универсальность — можно играть в любом месте в любое время;
— кратковременность — обычно не более 2—5 минут;
— активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
— невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;
— наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Основанная на подобных играх программа «Пальчиковый игротренинг» получила поддержку Института «Открытое Общество» (Фонда Сороса). Она успешно используется в работе с детьми как обычных, так и коррекционных классов.
Коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности — область действия программы. Специфика традиционных игр (иногда чрезвычайно похожих у географически разделенных этносов) состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки. Это выгодно отличает традиционные игры от множества появившихся в последнее время авторских пальчиковых игр, достаточно узко специализированных, имеющих одну цель: подготовку руки к письму.
В авторских играх в основном используется сгибание-разгибание пальцев, причем чаще всего действуют первые три пальца (социальная зона руки), и так активные в быту и общении. Безымянный палец и мизинец часто пассивны.

«ТЕЛЕСНЫЕ» ПРОПИСИ

Ранее были распространены две детские «телесные» игры с буквами.
Первая — один ребенок рисует пальцем букву, а затем и слово на спине или заведенной за спину ладони другого. Другой же угадывает, что это за слово.
Вторая — один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею пишет в воздухе буквы загаданного слова. «Жмурка» должен узнать слово.
«Телесные» прописи опираются именно на эти две игры и могут быть использованы при знакомстве детей с новой буквой.
Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы следующими способами:
выпрямленной, как шлагбаум, рукой;
рукой от локтя (кисть неподвижна);
кистью;
двумя руками вместе;
языком;
левым мизинцем;
правым плечом;
коленкой и т.д.
Дети обычно и сами предлагают какие-нибудь способы, довольно разнообразные. Десяти-пятнадцати минут обычно бывает достаточно, для того чтобы дети, каждый в своем темпе, стали выписывать абрис буквы достаточно плавно и четко.
После этого игра продолжается с закрытыми глазами. Движения детей после нескольких повторений обычно становятся точными и уверенными. Теперь можно подвести ребенка, не открывающего глаз, к доске, дать ему в руку мелок — и на доске плавно и быстро появляется нужная буква, что воспринимается самим ребенком как маленькое волшебство.
Когда все дети-участники попробуют себя в роли волшебника, игра заканчивается. Только после двух-трехкратного повторения игры дети могут приступить к написанию буквы в альбоме или тетради... Гораздо лучше, если игры будут проводиться заранее, до начала собственно периода письма, в выпускной группе детского сада.

С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Педагоги часто недооценивают возможности мышечного чувства ребенка, кинестетического контроля. Большое внимание уделяется зрительной коррекции, сопоставлению выполнения каждого этапа буквы с эталонным. Выскажем предположение, что многократное повторение, выписывание элементов буквы по образцу может расчленять образ буквы в сознании ребенка и этим даже тормозить формирования навыка письма.
В случае же «телесных» прописей зрительный контроль минимален, на первый план выходит память тела. Повторяя конфигурацию буквы разными частями тела, переходя от крупных движений к тонким, от письма прямо перед собой (рукой, носом) к письму «боком» и даже «спиной» (плечом, ухом, затылком), проживая букву телом, ребенок впечатывает в память ее моторный образ.
Трудно уйти от привычного стереотипа: нужно рисовать и писать прямо перед собой, соответственно проекции средней линии тела. Если же абрис буквы сохраняется и при уходе от телесной симметрии, тренировку можно считать законченной. Показательно, что буква, первый раз написанная на доске с закрытыми глазами, будет несомненно четче той же буквы, написанной первый раз с открытыми глазами.
От движения к мышлению — это естественный путь для развивающей и коррекционной работы, так как в онтогенезе развитие психомоторики опережает формирование мышления, являясь базисом для его становления.
Механограмма движений при письме показывает, что в начальном периоде обучения письму движения обязательно перемежаются паузами, необходимыми для осознания следующего элемента буквы (что и как делать дальше), причем во время пауз рука ребенка не отдыхает, а находится в состоянии статического напряжения. При увеличении скорости письма сокращается не время самих движений, а время необходимых пауз, в результате чего почерк резко ухудшается. Предварительное формирование двигательного образа буквы позволяет предотвратить нарушения почерка.
Следует также отметить, что подобные двигательно-телесные игры с буквами помогают ребенку в формировании представлений о собственном теле. А это, в свою очередь, является базисом самоидентификации ребенка, понимания и принятия им самого себя.

Мария РУЗИНА,
психолог-консультант

  Главная страница газеты "Школьный психолог"

   Содержание № 02/2003

Это самые простые пальчиковые игры, в которые мы играем. Попробуйте! Ваш ребенок их очень быстро освоит.
Если Вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, то можно включить их в разминку.
С более старшими детками, которые уже рисуют и пишут можно использовать эти стишки для отдыха рук.

Все, наверное, помнят как учителя засталяли нас делать перерыв на уроке русского: (сжимали-разжимали, стряхивали)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А сейчас мы отдохнем
И опять писать начнем.

Черепаха
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Говорит она: «Кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!» ( отрицание –указательным пальцем)


Замок
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог? (Руки в замке)
Потянули, ( Пальцы тянем, не разжимая)
Покрутили, ( Вращаем руки, пальцы не разжимая)
Постучали (Стучим основанием ладоней)
И – открыли! ( Руки разжимаются)


Апельсин нам особенно нравится под мультик
Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа ( Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой
Эта долька – для чижа руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! ( Встряхиваем обе кисти)


Моя семья полезный стишок с практической точки зрения
Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)

Счет
Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Сороконожки
Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются)
Бежали по дорожке.
Встретились, (Ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (Ладошки переплелись)
Насилу расстались - (Ладошки разжались)
И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

Ладошки
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Котик (действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Тесто
Тесто мы месили ( Сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили ( Ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог! ( разводим руки)

Рыбка
Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим ( Ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем ( Кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим ( «солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем ( Пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладем и пробуем

2

***
Пальчик сильный и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога –
Указал ему дорогу,
Средний пальчик самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный – поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

(Беремся за пальчики и массируем их)

***
Строим стенку выше-выше (ставим ладонь на ладонь ребром, мизинцы опущены вниз, чередуем ладони)
Добрались уже до крыши. (сложить ладони домиком над головой)
Чья крыша выше? (потянуться вверх)
Выше-выше-выше-выше… (тянемся).
Прорубили мы окошки (сложить «окошки» из указательного и большого пальцев на каждой руке)
И дверочку для кошки, (одно окошко двумя руками)
И дырочку для мышки…(сложить вместе две щепоти)
Пи-пи-пи-пи-пи….

Очень хороши пальчиковые игры, помогающие узнать тело.

Стенка, стенка
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь - звонок!
(нажать на носик)

Указываем пальцем на части лица малыша и приговариваем:
Лес
(волосы)
Поляна
(лоб)
Горбик
(нос)
Яма
(рот)

Более длинно:
Темный лес
(волосы)
Чистое поле
(лоб)
Две тополи
(брови)
Два стекла
(глаза)
Трамбомболя
(нос)
Лепетоля
(рот)
Точка
(подбородок)

Дарики-дарики,
(хлопаем в ладоши)
Летели комарики,
З-з-з!
(Сложили пальцы рук в щепоть)
Вились, вились,
(Обе руки совершают круговые движения)
Вились, вились,
В НОСИК вцепились!
(«комарики» вцепляются в носик)
(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.)

И на коленках игры:

Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать.

Поехали с орехами на бочке, на бочке
По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высо-о-окую горку,
В ямку бух!

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг…в яму!
Бух!..

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Поехали, поехали
За грибами,
За орехами…
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.

Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки.

Солнце прячется за тучки:
Прячет ножки, прячет ручки,
Прячет лучики в подушки,
Прячет щечки, прячет ушки.
Прячет голову большую
И прическу золотую.
Натянуло одеяло -
Нам без солнца грустно стало.
Как без солнышка темно!!!
Плачет грустное окно.
Плачет дуб -- ему сто лет,
Плачет бабушка и дед...
Пузыри по лужам скачут,
На деревьях листья плачут
Нужен лучик каждой травке,
Каждой птичке и козявке.
В поле каждому цветочку,
Лучик нужен нашей Дочке,
Чтоб по улице гулять,
С мамой за руку шагать.
Ну-ка, дождик, хватит лить!
Будем солнышко будить!
Эй, засоня! Хватит спать!
Солнышко! Пора вставать!

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой;
Этот пальчик для того, чтоб показывать его;
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине;
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый;
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Мы капусту рубим, рубим
( Ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем
( Кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим
( «Солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем
( Пальчики сжимаем и разжимаем)

Рыбка в озере живет
(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

(Левая рука в кулачке, правая растопырена.)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он – один,
(Переводим взгляд с растопыренных пальцев на кулачок.
Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура!
( Встряхиваем обе кисти)
Разозлился волк - беда,
Разбегайтесь кто-куда!

Водичка, водичка,
Умой (имя) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Учим малыша раскрывать кулачки – «хлопаем» кулачками и приговариваем:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приговариваю.

«Ладушки» (русская народная песенка)
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленькая,
Бражка сладенькая,
Бабушка добренькая.
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели. (можно говорить: «Шу полетели, на головку сели»)
(положить ручки малыша на головку)

«Большой пальчик»
Сожмите ручку малыша в кулачек и поднимите большой палец, приговаривая:
Этот пальчик самый главный.
Он у (имя) для того,
Если спросят: «Как дела?»
Громко ты ответишь: «Во!»

«Салатик»
- Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу)
- Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладони по столу)
- Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой)
- Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик)
- Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)
- Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту)

«Топ-топ»
- Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги)
- Топ-топ, топ-топ.
- А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног)
- Топ-топ-топ-топ.

«Замок»
Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок. - На двери весит замок,
- Кто его открыть бы мог?
- Потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы)
- Покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы)
- Постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы)
- И открыли! (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны).

«Скворечник»
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.
- Из скворечника торчат
клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
- Клювик раз (показываем клюв одной рукой),
клювик два (показываем клюв другой рукой)
- Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики),
голова (делаем «замок»).
- Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

«Цветы»
Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).
- Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)
- Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)
- Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)
- Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

«Мишка»
- Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)
- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)
- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)
- Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)

«Еж»
- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)
на пригорке (показать руками жест – горку)
- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)
устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
- А под листьями шуршат
пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца) 

Этот пальчик - в лес пошел
Этот пальчик - гриб нашел
Этот пальчик - леденец
Этот пальчик - огурец
Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.

Варежка

Маша во дворе гуляла
Маша пальчик потеряла
Где там пальчики мои?
Все на месте? Где они?
Вот мизинчик, здесь со мной,
Рядом пальчик небольшой
А за ним идет побольше
Указательный потом
А большой - покинул дом!
Нет его, ну где же он?
Маша варежку сняла -
Вот он пальчик, здесь, нашла!

Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая")

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова - разбежались кто-куда.

(используйте известные стишки. Собирая по одному пальчику в кулачок)

Комар. 
"
Летит муха вокруг уха, жжж" - водим пальцем вокруг уха.
"
Летят осы вокруг носа, сссс" - водим пальцем вокруг носа.
"
Летит комар, на лоб - оп" - пальцем дотрагиваемся до лба.
"
А мы его - хлоп" - ладошкой до лба.
"И к уху, зззз" - зажимаем кулачок, подносим его к уху.
"
Отпустим комара? отпустим!" - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

Курочка. Поём песенку:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).

"Червячки". 
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять
(Ручки лежат на столе, ладошками вниз. Сгибаем и разгибаем пальчики.)
Вдруг, ворона выбегает, (2 пальчика "бегут" по столу.)
Каркает: "Вот и обед" (Указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь (Разводим ручками.),
а червячков уж нет. (Сжимаем пальчики в кулачки).

***

Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показывает три пальчика)
Ой, мы видили котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показывает четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапает ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности)
Играем сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

***

К Жене гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальцы)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Сережа, (большой и безымянный)
Рад Снежана. (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок ( 2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальцем тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

«ГНОМИКИ – ПРАЧКИ»
Жили – были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Маленькие гномики: 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.( Загибают пальчики,начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (Разгибают пальчики,начиная с мизинца.)
Стали гномики стирать (Трут кулачки друг о друга. )
Таки – рубашки, (Загибают пальчики,начиная с большого.)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,

Всем водичку носил.


«ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН»
Что принес нам почтальон?(Сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. ( Шагают пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету, (Загибают пальчики.)
В бандероли – две кассеты,
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
 ( Сжимают,разжимают кулачки.)

«СНЕЖОК»
Раз,два,три,четыре, ( Загибают пальчики.)
Мы с тобой снежок слепили («Лепят»,меняя положение ладоней.)
Круглый,крепкий,очень гладкий. ( Показывают круг,гладят ладони друг
о друга.Грозят пальчиком)
Раз – подбросим, («Подбрасывают»,смотрят вверх)
Два – поймаем. ( «Ловят»,приседают)
Три – уроним (Встают, «роняют»)
И … сломаем! ( топают)

Тихий-тихий-тихий дождик, (тихонько стучим по столу/ полу/стулу указательными пальцами)
Сильней, сильней,
Сильнее дождик, (стучим всеми пальцами)
Дождик-дождик, кап-кап-кап!
Дождик-дождик, кап-кап-кап!
Сильный-сильный-сильный ливень! (громко стучим ладошками)
Гром! Гром! Гром! (3 раза хлопаем в ладоши)
В небе молния блестит! (поднимаем прямые руки вверх)

Поочередно пригибаем пальчики к ладошке:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этото пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
 (распрямляем пальчики)
Всем гулять идти пора! (хлопаем в ладоши)

Дом.
Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучас, сторят домик для зайчат-
вот с такою крышей,
 ( ладошки над головой)
вот с такими стенами, ( ладошки около щечек)
вот с такими окнами, ( ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, ( одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! ( сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли
!

теплую землю вложил я зерно (правой рукой вкладываем вооброжаемое зерно в раскрытую ладонь левой руки)
Легкое, будто пушинка оно. (раскрытыми ладонями, повернутыми от себя, делаем небольшой полукруг, разводя руки в стороны)
Зернышко-крошка лежало в земле, (округлые ладони прижимаем друг к другу, соприкасаясь пальцами и основаниями ладоней)
Лежало, промокло, согрелость в земле. (большие пальцы поочередно прижимать, не отрывая оснований ладоней друг от друга)
Сначала набухло, потом проросло. (Постепенно разжимать руки, затем распрямить пальцы)
Тонкой былинкой над пашней взошло. (поднять соединенные руки вверх над головой)

Следующее мне очень нравится:

Падал снег на порог (руки над головой, перебирая пальцами медленно опускаем вниз)
Кот лепил себе пирог. (ладони приставляем к голове, изображая уши)
А пока лепил и пек (лепим пирог)
Ручейком пирог утек (ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться)

Во время мытья рук:
Это мыло под водою (ладони обеих рук соединены в лодочку совершают плавательные движения)
Ускользает как живое.
Но не выпущу его я.
 (ладони раскрываются и хватают мыло)
Белой пеной пенится, (намыливаем руки)
Ручки мыть не ленится
Окачу водицей
- (потираем друг об друга)
Крепко всем дружиться. ( сжимаем руки)
Полотенце разверну (берем полотенце)
Руки вытру и верну.

Листья желтые летят и под ножками шуршат. (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ладонью об ладонь)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальщы шаркают друг об друга).

Для маленьких:
Где вы, мои глазки? Где вы мои глазки? (закрываем глаза руками)
Вот они, вот они, вот мои глазки. (указываем на глаза)
Где же ты мой носик? Где же ты мой носик? (закрываем руками нос)
Вот он, вот он, вот мой носик. (указываем на нос)

Дальше можете сами придумать по аналогии: ротик, ушки, ручки, ножки.
Это не все игры . Их очень много.

Черепашка-черепаха
Хвостик спрятала от страха
. (Погладьте большой палец ребенка и спрячьте его в кулачок)
Тук-тук, как дела? (Стучитесь, похлопывайте)
Мама дочку/сына обняла. (Обнимаете, мягко удерживая ребенка за кисть руки)

Тритатушки, тритата (хлопаете в ладоши),
Убежали три кота (зажимаете кулачки):
Белый, черный, рыжий (один за другим поднимаете пальцы вверх)-
Все сидят на крыше! (сложили «крышу» из пальчиков обеих рук).

у девочек и мальчиков
на руке- 5 пальчиков
палец большой - парень с душой
палец указательный - господин влиятельный
палец средний - тоже не последний
палец безымянный - с колечком ходит чванный
а это - мизинец, принес нам гостинец

руки в замок складываются кроме больших пальцев - они будут "ртом"
-
 Вас помыть?
рот отвечает -
Дааааа (протяжно и важно :))
-
Вас побрить?
- Даааа...
-Вас сварить?
- Даааа.... Чтооооо
?!!!! (и пальцы в это время все "взъерошиваются" поднимаются как волосы от испуга)

Маленькая мышка
По городу бежит,
Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям. 
Глядит ко всем в окошки,
Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка :)
И пальчиком грозит:
Грозим пальчиком 
"А кто не лёг в кроватку?
Руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку 
А кто не хочет спать?
Переворачиваем руки на другой "бок", под другую щечку 
Такого непослушного
Я буду щекотать!"
Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку или дитенка, что вызывает неописуемый восторг :)

Очень полезная пальчиковая игра получается по стихотворению Ирины Токмаковой, учим птиц, параллельно смотрим картинки, презентации:
Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Перечисляем, напевая, массируем (для старших показываем по одному) пальчики-птички по очереди, последним должен остаться большой пальчик «орлан», показываем его. Последняя строчка - ручки прячем за спину.

Чтоб красиво говорить
Чтоб красиво говорить
Надо с пальцами дружить!
Вот – большой,
Вот – это средний,
Безымянный,
И последний –
Наш мизинчик-малышок.
У-у-у – указательный забыли.
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже.
Ушки зайки не забудем,
Ушками водить мы будем.
Чтоб красиво говорить
Надо с пальцами дружить!

ПЕСНЯ-ИГРА
Рот, нос, голова,
Уши, щеки, лоб, глаза, (просто показываем)
Плечи, плечи, шея, грудь.(хлопаем противоположной рукой по плечам, шею гладим, простукиваем по груди пальчиками)
Не забыть чего-нибудь.(разводим руки в стороны)
Руки – руки хлоп – хлоп,
Ноги – ноги топ – топ,
Раз сюда и раз туда, (повороты головы вправо, влево)
Это – нет, а это – да. (жесты головой «нет» и «да»)

Раз, два, тpи, четыpе, пять
Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)
Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)
Затем скажите:
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.

Рыбки плавали, резвились
В чистой, свеженькой воде. (машем ручками из стороны в сторону - рыбки плавают)
То сомкнутся (ручки вместе)
Разомкнутся (ручки в стороны)
То зароются в песке (круговые движения руками от себя)

Занятие из нашего садика с орешком, Матвей это просто обожает!!!
Вверх-вниз
Вверх-вниз
Ты орешек повернись (катаем орешек между ладошками)
Карусель, карусель,
Закружилась карусель. (круговые движения между ладошками)
Волчок, волчок,
Завертелся наш волчок.(орешек держим пальцами и вращаем по ладошке)
А птичка летела
И орешек съела (одной рукой "съедаем" орешек)

Раз - мизинчик - после ссоры помириться можно скоро
Два, побольше - безымянный - он мизинчику родня
Для колечка он у мамы и для счета у меня
Три сосоедний - палец средний
Четыре указательный, а иногда лизательный
Лизать с него варенье просто объедение
Пять - большой. Он чем хорош? Если спросят "Как живешь?"
Он нам нужен для того, чтоб ответить людям "Во!"
А у нашего Алешки друг на друга все похожи
Удивляюсь, что за брат - все мизинчики подряд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...