КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?»
консультация (подготовительная группа) на тему

Лехнер Людмила Кирилловна

Некоторые родители полагают, что если ребёнка научить читать в 1.5-2 года, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. Ещё несколько лет назад трудно было бы дискутировать по данному вопросу. Помогли исследования, направленные на изучение потенциальных возможностей детей раннего возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                       КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?»

    Некоторые родители полагают, что если ребёнка научить читать в 1.5-2 года, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. Ещё несколько лет назад трудно было бы дискутировать по данному вопросу. Помогли исследования, направленные на изучение потенциальных возможностей детей раннего возраста.  

 В процессе работы стало ясно, что ребёнок 2 лет сам, т.е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые «узоры»- буквы, изображённые на кубиках, лото или игрушках, он не стремится запомнить их. Запоминание начинается после того, как взрослый назовет буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» - кружок, бараночка ; «у»- трубочка, дудочка ит.д. Со временем  дети сами начинают «находить» буквы в предметах.

  Первые две-три буквы малыш запоминает, прилагая определённые усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка,- петушок, собачка, кошка. С этого момента ребёнок, начинает требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребёнком движет не желание научиться читать. Он «откликается» на букву-предмет, а не на графическое изображение  звука родного языка, элемент печатного слова. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.

    И всё же этот опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя малютку зубрить алфавит. Такое бессистемное натаскивание сопряжено с известными нервными перегрузками и может только помешать последующему  обучению грамоте.

Запоминание алфавита и чтение – разные действия. Чтение – это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьёзного синтеза. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно, вдумчиво и лишь до того момента, пока малышу это интересно. Дети раннего возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками), накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: брать в руки предметы, вкладывать их один в другой, ощупывать, бросать кубики, шарики и т .п. Предметная деятельность является ведущей на данном этапе. Никакая книга, в которой нарисованы те же кубики и шарики, не заменит ребёнку реальной действительности, предметного взаимодействия с окружающей средой.

 «Но речь идет об обучении чтению. Кая тут связь?» - спросят нас озадаченные родители. Дело в том, что маленькие дети не могут «манипулировать» звуками родного языка, составляя или разъединяя слоги, на уровне понятийного мышления. Их словарный запас далеко не всегда соответствует запасу понятий: не все слова они произносят осмысленно, многие из них не содержат обобщения определённого опыта. Фундаментом мышления ребенка являются не сами по себе слова, а то содержание, которое он вкладывает в них.

   Вот почему между умением читать, оформлять звуки речи  в слоги и слова и умственным развитием ребенка нельзя поставить знак равенства. Психика формируется в процессе общения с людьми, взаимодействия с внешней средой, с предметами.

  В заключении можно подчеркнуть: раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребенка. Если ваши занятия малыш отвергает, значит, ему ещё рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите крохе радость общения, радость детства. Раннее детство имеет свои особенности, оно так же неповторимо, как сама жизнь!

  Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малютки, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему своё время.

По материалам доклада Л. Павловой  научного сотрудника, доцента, кандидата психологических наук, Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению: плюсы и минусы"

Письмо и чтение - сложные процессы, состоящие из нескольких операций. Многие родители очень рано начинают обучать своих детей данным процессам, при этом не учитывая многих факторов. Раннее обучение чт...

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению"

Консультация для родителей "Раннее обучение детей чтению"...

Консультация для родителей.Тема: « Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?

Консультация для родителей. Тема: « Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?...

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению, март 2022

В материале говорится о важности своевременного обучения чтению детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению"

В консультации дается научное обоснование возрастной готовности обучению чтения....

Консультация для родителей «Раннее обучение чтению»

Проблема раннего обучения чтению является актуальной на протяжении многих лет. Следует понимать,  для чего учить детей читать? Часто родители полагают, что если ребенка научить читать раньше, то ...

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению: плюсы и минусы"

Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова.Качество чтения характеризуется способом чтения, его скорос...