Консультация для родителей "Дошкольник и труд"
консультация (младшая группа) на тему

Кшевицкая Наталья Викторовна

В консультации говорится о том,  как важен труд в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дошкольник и труд»

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.

Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его «я сам» в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…»

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское «я сам» наполняется новым содержанием: «Я умею сам и потому буду делать сам!», «Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!» У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье должны быть  едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье. Но почему же довольно трудно достичь такого единства? Причин, конечно, много, но рассмотрим лишь те, которые связаны с недостатками педагогических знаний родителей.

Воспитание самостоятельности дошкольников. С первых дней пребывания детей в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. Его цель – не стремление освободиться от ухода за детьми, а воспитание в них элементов самостоятельности. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игр и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьей.

Важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское «я сам!», не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослого. Именно в первых трудовых действиях, связанных с самообслуживанием, заложены возможности идти навстречу удовлетворению потребности малыша к проявлению самостоятельности. Но в первом случае следует поддерживать его попытки, а не делать за него то, что ему доступно, а во втором – обращать внимание на тщательность выполнения этих действий.

И здесь очень важно достичь единства в воздействии на ребенка и воспитателя, и родителей.

Предвосхищая возможную ссылку родителей на нехватку времени, не позволяющую им дожидаться, пока ребенок сам справится с одеванием, совет: следует учить одеваться, оказывая незаметную помощь, чтобы ребенок овладел нужными действиями в довольно короткий срок. Ведь для малыша процесс одевания состоит из целого ряда последовательных действий, и каждое из них требует от него усилий. Поэтому родителям следует, оценивая возможности своего ребенка, определять, что они предоставят ему делать самостоятельно, каким действиям будут обучать, что в деятельности малыша будут одобрять, поддерживать.

А помощь нужна ребенку во всем. Но какая? Например, изо дня в день мама показывает сыну переднюю сторону колготок. Действительно, ребенку трудно ее определять. Но если мама пришьет ленточку к передней стороне колготок, она даст ребенку ориентир, а он сам будет справляться с этим делом. И если у шортиков на кармашке будет красоваться аппликация игрушечного зайчика, то вместо сухого указания, как найти нужную сторону, можно спросить: «А куда же спрятался зайчик?» И тогда поиск превратится в забаву. А где у рубашки правый рукав, где – левый? На первых порах надо самим вывернуть рукава в то время, когда ребенок спит, а подавая ему рубашку, приблизить правый рукав к правой ручке – пусть малыш сам опустит руку в рукав и т. д. Все эти нехитрые приемы позволят ребенку достаточно быстро достичь успеха. А вместе с формированием навыка будут приобретаться и элементы самостоятельности.

Воспитание самостоятельности и ее значение в развитии ребенка является  основополагающим в формировании нравственно-волевых сторон личности.

Воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных ребенку действиях. Первые трудовые действия доступны дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.

Например, малыш, наблюдая за мамой, которая моет посуду, заявляет: «Я тоже хочу». Крайние реакции мам на такое заявление:

«Ты можешь» (то есть разрешение – положительный характер такого утверждения; стимулирования «ты ловкий, умный, я верю в тебя, я считаю, что ты сможешь мне помочь»).

«Ты не сможешь» (то есть запрещение, отрицательный характер стимулирования и: «Ты еще маленький, я не уверена в тебе, я не считаю, что ты способен это сделать самостоятельно, помочь мне»).

Такие утверждения оказывают мощное влияние на формирование у ребенка мнения о себе, он начинает считать себя таким, каким видят его окружающие. В первом случае у ребенка складывается положительное мнение о себе, способствующее укреплению уверенности в своих возможностях, во втором – отрицательное, закрепляющее неуверенность в себе.

Утверждение «ты можешь» не следует понимать так, что взрослые представляют ребенку полную самостоятельность и никак не поддерживают его в попытках проявить ее, что может привести к неудачам и ошибкам. Да, взрослый осознает, что ребенку необходима помощь, но оказывает ее так, что у малыша складывается впечатление, что он сам достиг результата. Взрослый подсказывает, советует, поддерживает, не допускает упреков и замечаний.

Утверждение «ты не сможешь» предусматривает постоянную поддержку дошкольника даже там, где он может действовать самостоятельно, подстраховку его действий, исправление допущенных ошибок.

Каково же дальнейшее развитие этих первых установок, каково их влияние на ребенка?

В первом случае у ребенка формируется внутренний самоконтроль, объективная самооценка своих умений. Взрослый, способствуя этому, поддерживает уверенность ребенка в своих силах, положительно оценивает его малейшие успехи, не акцентируя внимания на недостатках. В случае неудачи выражает свое отношение к ним как к возможным, возникающим у каждого человека.

Во втором случае у ребенка формируется ориентация на внешний контроль, заниженная самооценка. Взрослый способствует этому, оказывая постоянную помощь даже там, где малыш может справиться, сам переделывает за него работу; у ребенка развивается потребность в постоянной опеке, опоре на взрослого.

Чем старше становится ребенок, тем больше создается возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать деятельность, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить ее.

И в первом случае первоначально сложившаяся у ребенка уверенность в себе, в своих возможностях определяет его отношение к новым делам, а позже – к обязанностям. У него формируется умение принять решение, действовать в соответствии с ним, достигать успеха. Появляется чувство ответственности за свои дела, причем оно развивается не на основе внешнего требования взрослого «ты должен», а на базе растущей уверенности в себе.

Во втором случае у ребенка растет неспособность объективно оценивать свои поступки, появляются боязнь ответственности, зависимость от мнения окружающих, подчинение «лидеру».

Жизнь ребенка и в детском саду, и в семье содержит большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива.

Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании трудовых навыков. Так, в детском саду ребенок накрывает на стол, только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это должно быть понятно ребенку.

 Ребенку, особенно старшего дошкольного возраста, доступно участие в труде, забота о членах семьи.

Исходя из бытовых условий, в каждой семье можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду; кормить котенка, мыть его миску после еды; приносить из почтового ящика газеты, журналы; подходить к телефону, накрывать на стол и переносить после обеда посуду в мойку, мыть чайную посуду; следить за тем, чтобы в солонке всегда была соль; ежедневно отрывать листок календаря и т. д. Казалось бы, все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребенку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива и имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.

Естественно, на первых порах придется не раз напоминать ребенку о его обязанностях. Но, когда обязанности становятся постоянными, они начинают осознаваться ребенком как обязательные.

Формирующие представления об обязанностях переносятся ребенком на детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников ответственности.

Воспитание у ребенка представлений о себе как о члене семейного коллектива. В группе детского сада и в семье существуют разные возможности для объединения детей в процессе труда. Так, в детском саду ребенок участвует в совместной деятельности со сверстниками, что имеет большое значение для установления взаимоотношений, а в семье принимает участие в труде членов семьи – семейного коллектива.

Например, бабушка готовит винегрет и предлагает внучке вместе нарезать овощи; папа мастерит полочку для игрушек, а сын подает гвозди, поддерживает доску, которую распиливает папа. И в какой-то момент папа позволяет ему немножко попилить, конечно, подстраховывая его; мама развешивает белье, а дочка подает прищепки, мелкие вещи.

К сожалению, в семье нередко недооценивается воспитательное влияние привлечения ребенка в помощь взрослым. Так, мама готовит обед, а на просьбу ребенка чем-либо помочь отвечает: «Иди лучше поиграй! Какая ты помощница! Еще наработаешься!» Папа чистит пылесосом ковер, но не позволяет сыну даже подержать шланг: «Некогда мне с тобой возиться!» и т. д. У дошкольника может сложиться представление, что домашние работы – это удел взрослых.

Еще большее влияние на дошкольника оказывает его участие в общих делах семьи, но и здесь допускаются досадные промахи.

 В семье недооценивается такой воспитательный фактор, как вовлечение дошкольника в общее дело. А такие дела возникают, например, при проведении генеральной уборки, заготовок овощей на зиму, сборов на дачу, подготовки к приему гостей и др. Значение участия ребенка в общем деле совместно со взрослыми членами семьи огромно: малыш ощущает себя нужным, подражает взрослым, проявляет заботливость, становится полноправным членом семейного коллектива.

Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов сближает семью с  детским садом и помогает достичь единых целей по приобщению дошкольников к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В труде воспитывается воля"

О привлечении родителями ребёнка к посильному труду, необходимого для его всестороннего развития...

Консультация для родителей "В труде воспитывается воля"

О привлечении родителями ребёнка к посильному труду, необходимого для его всестороннего развития...

консультация на тему "Художественный труд в ДОУ"

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Очень важно знакомить ребенка с окружа...

Консультация "Приучение ребёнка к труду"

консультация для родителей...

Консультация для родителей о труде

Консультация для родителей. «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость.      В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего...

Консультация для родителейдошкольников. "Посеешь привычку-пожнешь характер"

   Консультация для родителей дошкольников«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Пос...