ТРИЗ для малышей. Играем дома.
консультация (младшая группа) на тему

Ильинская Наталья Менеровна

Картотека игр ТРИЗ и практические рекомендации для занятия с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр технологии ТРИЗ для развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей.

   Дошкольное детство это важнейший период в жизни ребенка, когда закладывается интеллект, логическое мышление, развивается память. И очень важно не упустить этот момент. Но малыш еще очень неусидчив, быстро утомляется, не может обработать большое количество информации.

    Современный мир предъявляет очень высокие требования к членам своего общества. И если раньше высоко ценились специалисты с большим багажом информации, обладающими определенными навыками современный, и тем более мир будущего, ждет от своих работников креативности, нестандартного подхода к решению поставленных задач. Ведь энциклопедическую информацию сейчас легко можно получить в интернете. А вот изобрести что то новое, найти оригинальное решение искусственному интеллекту пока не под силу.

Так как же развивать малыша, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества,  не лишив при этом его детства?  И здесь нам на помощь приходит игра. Это волшебное слово, которое способно изменить отношение ко всему. Роль игры в жизни ребенка сложно переоценить. Выполняя ту или иную игровую роль, дети как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Скорее всего, дом ваш наполнен множеством игрушек: машин, кукол, утюгов, и железных дорог. Современная промышленность балует нас этим и ребенок получает возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Но сегодня я хочу поговорить о дидактических играх, развивающих интеллектуальные способности  вашего ребенка и познакомить с современной методикой развития детей ТРИЗ.

Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. В 1987 году её начали применять в детском саду. В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество. ТРИЗ способствует развитию аналитических способностей; учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения; помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью; культивирует стремление познавать и получать новую информацию; дает свободу слова и свободу проявления личности; учит  находить выход из  сложных ситуаций, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни. Мы ежедневно включаем методы и приемы   ТРИЗ в образовательный процесс. Однако, дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам интересно  провести время с максимальной пользой для развития вашего малыша.

Смысл этой методики заложен в самом названии. Ребенок здесь изобретатель. А значит минимум готовой информации, максимум творчества, во всем нестандартный подход.

В какие же игры можно поиграть с ребенком дома, по дороге в детский сад, на прогулке?

«Данетка»

учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам. Правила: игроки отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем, более направленные и уточняющие. «Данетка» — метод, который учит точно и понятно формулировать вопросы, находить важнейшие признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.

«Хорошо – плохо» 

Она позволяет ребёнку понять, что в любом явлении, объекте есть свои положительные и отрицательные свойства. Ведь по большому счёту – всё в мире относительно! Для наглядности можно использовать какие-либо цветовые обозначения двух цветов – для хорошего и плохого. Мы в группе используем магнитики. Выбираем тему. Например, «Зима». Задаём вопрос: «Зима – это хорошо или плохо?». Почему хорошо? Это и катание с горок, и игры в снежки, катание на санках и просто радость от вида пушистого белого снега! А самый любимый праздник Новый год – зимой! Но помните, версии должен предлагать ваш маленький мыслитель, а вы лишь слегка помогать ему. За каждое «хорошо» выкладываем карточку, допустим, зеленого цвета. А что в зиме плохого? Холодно, день уж больно короткий (светлое время). А ещё можно поскользнуться, упасть, получить травму. А ещё можно замёрзнуть и простыть. Выкладываем карточку красного цвета. А в конце подсчитываем, сколько нашли хорошего и плохого в зимушке-зиме. Поверьте, хорошего будет обязательно больше! И так можно играть на любую тему.

Солнце хорошо, солнце плохо

Игра «Назови часть целого».

 Цель этой игры – научить ребёнка наряду с целым видеть часть целого. Играть можно и дома, и на прогулке. Называем любое слово, а малыш должен назвать его часть. Например, дверь-ручка (замок, стекло);  стол-ножка (столешница);  телевизор-кнопка (экран, детали и т.п.). Всё это поможет развить мышление, словарный запас ребёнка.

Очень интересна игра, когда малыш представляет себя каким либо другим объектом. Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и т.п.). Как ты растёшь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О чем ты мечтаешь?».

 «Увеличение – Уменьшение». Гуляя с малышом зимой, любуясь падающими снежинками, спросите его: «А что было бы, если снежинки были большими, как мы?». И высказывайте предположения вместе: ходить в снегопад было бы невозможно, ведь снежинки очень тяжёлые; выпадут всего несколько таких снежинок, и сугробы будут выше головы; дворники не справились бы с такими «гигантскими» снежинками. А вдруг, автобусы и трамваи стали бы маленькими, что тогда? Хорошее настроение вам будет обеспечено на всю прогулку.

«Маша – растеряша» 

В этой игре тренируем внимание ребёнка, умение видеть возможность решения проблемы. Знакомим детей с функциями различных предметов: зачем ложка, зачем дверь, зачем нож?.. Рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют, попросить ребёнка оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам. Ход игры: мама берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к ребёнку:

 -Ой!

 -Что с тобой?

 - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нитки). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, пуговицу пришивать)? Ребёнок называет ресурсы для выполнения данной функции.

«Что сначала, что потом».

Колос – хлеб, дерево – доска, клубок – шарф.

 «Нужна помощь» (мозговой штурм)

Как перенести воду в решете?

Нарисуй траву без зеленой краски.

Нарисуй без кисточки.

Что нужно сделать колобку, что бы лиса его не съела?

«Придумывание сказок»

Некоторые сказки заканчиваются не очень хорошо. Придумайте с малышом  новый конец.

Мир многогранен, интересен. Оглянувшись всегда можно найти предмет для игры со своим ребенком. Главное помните он первооткрыватель и изобретатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика для малышей, играем дома.

Математика для малышей, играем дома....

ТРИЗ для малышей: играем и изучаем

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях,...

Консультация для родителей "Подвижные игры дома с малышами"

Консультация для родителей "Подвижные игры дома с малышами"...

"Использование методов ТРИЗ в саду и дома"

консультация для родителей...

Консультации для родителей Использование методов ТРИЗ в саду и дома

Консультация для родителей: «ТРИЗ в детском саду и дома»...

Консультация "Играем дома с малышом"

Основная идея данного проекта — не изменить вашу жизнь, а помочь полноценно использовать то немногое время, которое вы проводите с детьми....