Родительское собрание № 2 в I младшей группе.
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Роль семьи в воспитании детей».
Форма проведения – круглый стол.
Цели:
1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.
План собрания:
- «Роль семьи в воспитании ребенка»
- Дискуссия – «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».
- Опросник для родителей «Лики родительской любви»
- Подведение итогов собрания; раздать памятки родителям: «О правилах жизни ребенка в семье».
Ход собрания:
1 часть:
-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей. Послушайте стихотворения Агнии Барто:
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу, земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же – футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!
Ведущий задает родителям вопросы:
∙ Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
∙ Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
∙ Бывает ли у вас такое желание и настроение?
∙ Почему оно появляется?
∙ Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?
∙ Какова тому причина?
Сообщение педагога «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.
Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован.опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.
Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
2 часть:
-Я хотела бы задать вам вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Ответы родителей: «Здорового, доброго, трудолюбивого, веселого, красивого, сильного, умного…».
- Да, каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Задача педагогов и родителей – совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера при формировании личности.
«Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.
В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.
Ведущий предлагает родителям дискуссию: «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?». Обмен мнениями, обсуждение тезисов: «Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка».
1 тезис. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2 тезис. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай!».
3 тезис. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу много, наказание только одно, за все сразу, а не по одиночке, за каждый проступок.
4 тезис. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.
5 тезис. Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства.
6 тезис. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!
7 тезис. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.
8 тезис. Наказание – не за счет любви. Что бы не случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка. Его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.
3 часть:
-Сейчас, мы с вами проведем небольшой опросник . Данный опросник поможет вам оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов. (Приложение № 1)
Итог собрания:
-В конце встречи хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в беседе за нашим круглым столом. Я надеюсь – все сегодня услышанное вами ляжет на благодатную почву вашего понимания. Поможет вам в таком трудоемком, но благодарном деле – воспитании ваших детей – маленьких граждан нашей большой Родины. Мы всегда рады видеть вас, всегда готовы помочь, с интересом выслушаем все ваши вопросы, просьбы, пожелания и постараемся помочь.
Памятка для родителей.
« О правилах жизни ребенка в семье».
- ∙ Правила (ограничения, запреты, требования) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.
- ∙ Хорошо, если правил (ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
- ∙ Все ограничения, запреты, требования усваиваются ребенком при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи.
- ∙ Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного.
- ∙ Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок. Чем разнообразнее они – тем лучше. Принципиальность уместна мене всего!
Приложение №1
Опросник
«Лики родительской любви»
- .Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.
- .Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
- Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.
- Современные школьные программы чересчур сложны.
- Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
- Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
- Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
- Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
- У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
- Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
- В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
- За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
- Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
- Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.
- Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.
Обработка результатов
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрания в 1 младшей группе. Первое родительское собрание « Правила и рекомендации для родителей во время адаптации.»
Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2. Рассказать об особенностях данного периода развития.Воспитательная:1. Показать ...
Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
«Развитие речи младших дошкольников»...
Родительское собрание в I младшей группе Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»
Родительское собрание в I младшей группеТема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»Задачи:- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего воз...
Итоговое родительское собрание во второй младшей группе Родительское собрание во 2 младшей группе № 10
Тема: «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...
Родительское собрание в I младшей группе Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»
Родительское собрание в I младшей группеТема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»...
Протокол родительского собрания итогового родительского собрания во второй младшей группе: "Чему научились наши дети"
Итоговое родительское собрание итогового родительского собрания во второй младшей группе:"Чему научились наши дети"...
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...