Рекомендации родителям детей с СДВГ.
консультация на тему

Кузнецова Екатерина Игоревна

Печатный материал для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

СДВГ обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляюется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

-Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают.

-Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, непоседлив, бесцельно хватает различные предметы, не способен досидеть до конца телепередачи или дослушать до конца рассказ.

-Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Некоторые начинают говорить позже сверстников, некоторые - вовремя или даже раньше, но вот беда - их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков русского языка.

-Иногда кажется, что ребенок не слушает. Это поведение обычно менее заметно "один на один" или в ситуации свободного окружения.

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.

-Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью.

-Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить и к антиобщественным поступкам.

При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания матери, усталости отца или неприятностей, постигших приятеля, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного. Познание, оценка чувств и состояния других людей - сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте (другом человеке). А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка - большие проблемы! Поэтому не стоит ждать от такого ребенка чудес понимания - лучше просто сказать ему о том, что именно вы (или кто-то из окружающих) сейчас испытываете. Гипердинамический ребенок легко примет это как факт и, возможно, постарается как-то учесть.

Одной из частых причин гиперактивности у детей является противоположный (непоследовательный) тип воспитания, когда им разрешается делать все и дети не знают вначале никаких запретов. Такой ребенок является кумиром в семье, постоянно гипертрофируются его способности. Но вот на определенном этапе родители убеждаются в том, что воспитание было неправильным и поэтому решают изменить отношение к ребенку, предъявить ему определенные требования и ограничения, ломать старые привычки, укоренившиеся годами.

Во взаимоотношениях с таким ребенком необходимо прежде всего исходить из единства требований со стороны всех членов семьи. Такие дети не должны видеть в одном из членов семьи своего постоянного защитника, который все им прощает и разрешает то, что запрещают другие. Отношение к такому ребенку должно быть спокойным и ровным. Не следует делать никаких уступок (скидок) на особенности его нервной системы. Уже в раннем возрасте ребенка следует обучать тому, чего нельзя и что нужно делать. Все остальное он воспринимает как "можно".

Работа с родителями.

Родителям рекомендуется ряд приемов для модификации (изменения) поведения гиперактивного ребенка. В частности, эти приемы предусматривают: использование определенных правил (границ) и положительного подкрепления даже самого незначительного достижения ребенка, повседневное выполнение распорядка дня, регулирование информации (избегание ее переизбытка), упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов. Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

-Уважайте ребенка. Обращайтесь со своим ребенком дома так же, как если бы Вы находились с ним среди других людей. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.

-Организуйте домашнее расписание, режим дня. Установите определенное время для пробуждения, приема пищи, игр, выполнения домашних заданий, работы по дому и отхода ко сну. Поместите расписание там, где ребенок может его видеть. Объясняйте каждое изменение в расписании заблаговременно.

-Постоянно поддерживайте дисциплину. Дети с ГРДВ нуждаются в последовательных правилах, которые им понятны и которым они могут следовать. Избегайте повторения указаний и требований. Если ваш ребенок нарушает правило, делайте только одно предупреждение. Дайте ребенку понять, что нарушение правил влечет за собой определенные последствия, объясните, какие это последствия. Если правила соблюдаются, им дается небольшое поощрение.

-Говорите сдержанно, спокойно и мягко, опуститесь до уровня ребенка, когда говорите с ним. Избегайте кричать на своего ребенка – он может просто не понять и не услышать адресованные ему слова, когда на него кричат. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.

-Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Не придирайтесь к ребенку по пустякам; сдерживайтесь и не говорите ему того, чего не хотите. Поощряйте хорошее поведение ребенка настолько часто, насколько это возможно. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

-Минимизируйте замечания и критику. Дети с ГРДВ часто подвергаются критике, которая для них ожидаема и довольно привычна. У родителей могут быть самые благие намерения, когда они делают замечания и критикуют ребенка, однако тем самым они способствуют формированию у него чувства неполноценности и низкой самооценки. Поэтому находите и отмечайте хорошее поведение, поощряйте его.

-Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания. Привлекайте внимание ребенка. Спокойным голосом давайте ему ясные объяснения того, что вы от него хотите. Указания должны быть простыми и достаточно краткими, каждое задание должно состоять не более чем из двух-трех частей. Просите ребенка повторить указания, которые были ему даны.

-Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.

-Помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Разбивайте длинные задания на более короткие.

-Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, раскрашивание, чтение и другие. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушками, сладостями или давно обещанной поездкой).

-Ограничивайте выбор, но не навязывайте его. Если вы все решаете за ребенка, в будущем он не сможет принимать собственных решений. Предоставьте ребенку возможность выбора. Лучше всего давать ребенку выбирать одну из двух возможностей, в этом случае он не будет смущаться или расстраиваться.

-Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка с ГРДВ возбуждающее действие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

-Научите ребенка устанавливать «тихие перерывы». Помогите ребенку научиться методикам борьбы со стрессом, объясните, что он нуждается в эмоциональных перерывах, чтобы успокоиться и собраться с силами после произошедших неприятностей.

-Помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств. Детям с ГРДВ часто кажется, что они все делают плохо, во всем выглядят значительно хуже сверстников. Поощряйте их сильные стороны, интересы и способности. Помогите ребенку использовать его достоинства и хорошо развитые навыки в качестве компенсации за некоторые ограничения.

-Давайте ребенку возможности расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой. Полезны различные виды ежедневной физической активности на свежем воздухе – пешие прогулки, бег, спортивные занятия.

-Родители должны беречь себя. Воспитание ребенка с ГРДВ требует большого напряжения. Поэтому самим родителям будет полезно освоить методы борьбы со стрессом, такие как медитация, техники релаксации или физические упражнения, направленные на повышение устойчивости к чувствам разочарования и неудовлетворенности, что позволит им более спокойно реагировать на поведение своих детей. Необходимо оставлять определенное время для себя, общаться с друзьями, смотреть фильмы, читать книги или делать что-либо другое, что поможет укрепить силы и поднять настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом

Данный материал нацелен на помощь родителям имеющих детей с СДВГ. Данные рекомендации способствуют здоровьесбережению ребенка. Специально подобранные игры, помогают нормализовать  поведение ребен...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СДВГ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С  СДВГ...

Рекомендации родителям детей с СДВГ

Прежде всего, помните, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ребенка  – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диаг...

Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из наиболее распространенных психоневро­логических расстройств. СДВГ — это самая частая причина нарушений поведения и труднос...

Рекомендации родителям детей с СДВГ

Консультация для  родителей, чьи дети на "Вечном двигателе". Подбор рекомендаций, которые помогают найти компромис взрослым с детьми....