Консультации для родителей
консультация на тему

Кабачева Алёна Сергеевна

Консультации для родителей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Главное — понять

 (10 советов родителям леворукого ребенка)

1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не рекомендуется “пробовать” научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

8. При обучении письму используйте “Прописи для леворуких детей”. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

Советы родителям, при нарушении сна у детей


Укладывайте младенца в кроватку еще не уснувшим, но усталым.

Родители должны стараться уложить своего младенца спать, когда он еще не успел заснуть. Перед отходом ко сну покормите младенца, однако не давайте ему уснуть, когда он сосет грудь или держит во рту бутылочку. Нужно чтобы ребенок устал, но еще не спал, чтобы у него развилась привычка засыпать самому. Остается надеяться, что он будет делать то же самое, когда проснется среди ночи.


Поощряйте привычку ребенка самому утешать себя.

 Младенцы привыкают связывать определенные процедуры с засыпанием. Часто засыпание сопровождается тем, что родители обнимают их, укачивают или поют колыбельные песни. Дело в том, что мы генетически устроены так, что засыпаем лишь тогда, когда чувствуем себя в безопасности. Для многих детей безопасность означает близость родителей. Вот почему младенцы и дети, только начавшие ходить, просыпающиеся среди ночи, плачут.
Ребенок погружается в глубокий сон на период от одного до трех часов, и нормальное время пробуждения наступает у него после первого цикла сна. Но теперь его уже никто не укачивает, и ребенок принимается плакать и кричать. Проблема заключается в том, что ребенок привыкает полагаться на укачивание в качестве средства утешения. Разумеется, среди ночи поблизости нет никого из родителей, кто мог бы укачивать его, не говоря уже о том, что родители просто не в состоянии укачивать ребенка всю ночь.
Детям нужно держаться за что-то, имеющееся под рукой, подобно большому пальцу или плюшевому медведю. Если ребенок начинает связывать палец во рту или находящегося рядом мишку с чувством безопасности, значит он начинает осваивать поведение, при котором он сам себя успокаивает. Чувствуя себя в безопасности, ребенок засыпает.


Проводите в дневное время практические занятия.

 Нужно научить ребенка искусству самому успокаивать себя после того, как что-то расстроит его. Если ребенок беспокоится, но при этом сам может справиться с ситуацией, не обращайте на это внимания или оставьте его одного на несколько секунд. Или если ребенок расстраивается из-за игрушки или чего-нибудь еще, подождите, пока он сам не успокоится, прежде чем занять его чем-нибудь другим. В результате проведенных исследований выявлено, что половина детей, обученных искусству успокаиваться самостоятельно во время дневных практических занятий, больше не нуждались в помощи с засыпанием ночью.


Установите определенное время отхода ко сну.

Очень важно установить и соблюдать определенное время отхода ко сну. Если следовать этому, младенцы и маленькие дети гораздо легче засыпают. Это происходит потому, что внутри каждого из нас находятся биологические часы, контролирующие время, при котором мы испытываем потребность в сне, когда мы выделяем гормоны, когда температура тела повышается и понижается - целая симфония физиологического регулирования. Как известно каждому, пересекающему на самолете часовые пояса, если вы растянете режим, по которому живете на протяжении 24 часов, в ту или в другую сторону, с вами происходят неприятные вещи, включая нарушения сна. Очень важно, однако, что при соблюдении режима отхода ко сну вы различаете время, когда укладываете ребенка в кровать и время, когда он засыпает. Вы можете сказать ребенку, что ему пора ложиться спать - и добьетесь этого, но не в ваших силах заставить его уснуть. Установить только два правила отхода ко сну: не вставать из кровати, если только тебе не нужно сходить в туалет, и не поднимать шума, лежать тихо. Это, судя по всему, действует успешно. Не говорить, что ребенок должен засыпать; а просто сказать, что пора отправляться спать.


Отучите своего ребенка от постоянного присутствия родителей.

Большинство родителей считают, что категорический отказ от их прихода к проснувшемуся ночью и плачущему ребенку слишком болезненный. Чем больше вы стараетесь не обращать внимания на плачущего ребенка, тем громче кажется его плач. Обычно более плодотворным является постепенное отвыкание от родительских утешений. Выберите период времени, когда, по вашему мнению, вы сумеете выдержать плач своего ребенка. Начните с того, что ждите пять минут. Затем можете войти к нему, успокоить и утешить своего ребенка и себя тоже, что все в порядке, похлопайте его по спинке и выйдите из детской. В следующий раз дайте ему поплакать десять минут, перед тем как войти. Делайте ночные посещения все более и более редкими. Дело в том, что вы одновременно успокаиваете себя, что с ребенком все в порядке, и даете ему понять, что это не наказание. По сути дела вы говорите своему ребенку: "Я все еще здесь. Я по-прежнему люблю тебя, но сейчас пора спать". Может пройти несколько ночей, прежде чем ребенок поймет, что его не возьмут на руки и не дадут бутылочку только потому, что он плачет.


Убедите себя, что вы поступаете правильно.

Это нелегко - слышать плач своего ребенка в два часа ночи. Это напоминает ситуацию, при которой мама-птица выталкивает птенца из гнезда. Это может показаться жестоким, однако на самом деле она делает это для блага самого птенца. Постоянно имейте это в виду, чтобы ваша решимость не ослабла, и вы не бросились в детскую. Старайтесь все время помнить, что этим вы не наказываете своего ребенка, наоборот, вы учите его чему-то полезному, помогаете ему овладеть искусством, которое так поможет ему в будущем.


Дайте рано пробуждающимся детям еще один шанс.

 Если ваш ребенок просыпается рано, пусть он остается в постели, даже если начнет плакать, до тех пор, пока вы сами не захотите встать. Во многих случаях дети, просыпающиеся рано, снова засыпают.


Примите решение о процедуре отхода ко сну

и строго придерживайтесь ее.

В каждой семье есть свое представление о том, как следует спать. Но независимо от того, какое решение вы примете: каждый должен спать в собственной кровати или ребенку разрешается залезать к вам, принятое вами решение должно выполняться строго и последовательно.
Если вы решите, что ребенок должен спать в собственной кровати и оставаться там на протяжении всей ночи, вы не должны сдаваться, услышав его плач и мольбы о том, чтобы ему помогли уснуть. Никакие временные или промежуточные меры не окажутся действенными. Если вы позволите ребенку иногда спать с вами, а в других случаях запретите это, этим вы только продлите его страдания до бесконечности. Раз вы решили, что ребенок должен спать в собственной кроватке, это решение окончательное и не должно меняться.


Создайте ритуал отхода ко сну.

Если вы будете следовать процедуре постепенного успокоения и снятия напряжения дня, это поможет ребенку почувствовать себя безопасно в том месте, где он будет спать. Многие семьи следуют такой процедуре - ребенку читают перед сном, проводят с ним время, чтобы поговорить и ободрить его, произносят молитву, вспоминая всех, кто его любит, - все это имеет глубокий смысл, потому что дает ему возможность почувствовать себя в безопасном и надежном месте, и готовит его ко сну.


Не наказывайте ребенка, посылая его спать.

Если ребенок начинает связывать отход ко сну с ссорой или с тем, что на него кричат, это помешает ему спать и нарушит сон.


Не увлекайтесь напитками, содержащими кофеин.

 Ребенок, который накачивается газированными напитками, содержащими кофеин, в течение дня может получить солидную дозу стимулирующего вещества. Это может привести к нарушениям сна точно так же, как кофе нарушает сон у взрослых.

Чего никогда нельзя говорить детям

До полутора лет кроха реагирует в основном на эмоции, которые скрываются за словами. Называй малыша хоть бандитом с большой дороги, если мама улыбается и голос ее ласков, ребенок расцветает в ответ и тянется к ней ручонками. Но вот ему уже больше годика... И он не только чувствует -  КАК говорят, но и понимает ЧТО. И обычные, но в сердцах сказанные слова родителей приобретают для него значение сверхъестественного послания. Они программируют его жизнь!
Ляпнуть сгоряча можно многое, и ребенок родителей простит. Можно назвать его хитрым крокодилом и коварной обезьяной. И услышать в ответ «сама обезьяна», сказанное ребенком не менее свирепо и безо всяких признаков раскаяния. Но некоторые вещи нельзя произносить вслух НИКОГДА просто потому, что они вырываются из глубины нашей души, из тех тайников, о существовании которых мы и не подозреваем. И ребенок понимает это сказано не просто так. И принимает сказанное к сведению. Если мы знаем, как пагубно то или иное слово-«код» способно отразиться на судьбе нашего ребенка, нам нетрудно и промолчать.

От 1,5 до 3 лет

«Ты это сделаешь, потому что я так сказала!» или «Мало ли чего ты не хочешь!»

Почему нельзя. В этот период ребенок учится отстаивать свою самостоятельности и добиваться своей цели. Он хмурит брови и непрерывно повторяет: «Не хочу!» и «Нет». Он не желает садиться на горшок по маминому приказу, требует, чтобы ему дали то, чего никогда не дают: хрустальную вазу с верхней полки или папин мобильный телефон. Если на всякое его «нет» и «не хочу» без объяснений отвечать вышеуказанными фразами, он утратит всякую надежду повлиять на ход событий и станет пассивным, забитым и смирным. Возможно, очень послушным, но слабым и зависимым от других.
Как надо. Надо с ним спорить, объяснять, почему «нет» и отчего «нельзя», и он почувствует себя уважаемым человеком, научится понимать других, высказывать свою точку зрения и анализировать ситуацию. И с годами обзаведется двумя в высшей степени полезными качествами находить железные аргументы и залезать через окно, когда его выставляют в дверь.
«Не будешь кушать (спать, сидеть тихо) отдам тебя вон той тете».
Почему нельзя. Бедный ребенок тебе верит. И очень боится, как бы его кому не отдали, и сомневается, нужен ли он родителям, если они готовы так легко с ним расстаться. Не дай Бог в этот период у него появится сестричка или братик все, комплекс неполноценности «я был такой ужасно плохой и никем не любимый, что пришлось заводить второго ребенка» останется с ним на всю жизнь.
Как надо. Откажись от угроз и не доводи дитя до ночных кошмаров и комплексов. Действуй от положительных эмоций, от поощрения «Будешь кушать вырастешь большим, умным, красивым». «Как следует выспишься пойдем в зоопарк».

От 3 до 6 лет

«У меня от тебя болит голова», «Не доешь кашу мама умрет», «У папы от твоих воплей сердце прихватило».

Почему нельзя. Ребенок в этом возрасте учится любить не инстинктом, как зверек, а душой и разумом, как человек. Временами он сердится на родителей, ревнует маму и папу друг к другу и постигает на личном опыте, что оборотная сторона любви ненависть. Он за что-то сильно обиделся на маму и подумал: «Хоть бы она умерла!» А она вдруг и говорит: «Ты меня своим поведением в гроб загонишь» неужели и вправду умирать собралась, но он же на самом деле хороший и очень-очень ее любит! У ребенка складывается впечатление, что он способен разрушить весь мир своей обидой или недовольством, невольно причинить непоправимую боль близким и дорогим людям. Он замыкается, уходит в себя и с годами превращается в одинокого чудака, который боится кого-то полюбить.
Как надо. Если родители стойко выдерживают его обиды и не жалуются на невыносимые страдания, которые он доставляет любящим взрослым своим непослушанием, ребенок растет в святой уверенности, что любить и прощать того, кого любишь, это здорово. И вообще, мир не рухнет, если иногда его как следует пнуть ногой. Наглость? Нет, уверенность в себе.
«Чтоб ты провалился!», «Исчезни! Уйди с моих глаз долой!», «И чтобы я тебя не видела и не слышала!»
Почему нельзя. Воспринимается ребенком как прямое указание к действию. До 3-х лет он еще не понимает, что такое умереть. В 5-6-летнем возрасте он уже знает: смерть это когда кого-то «не видно и не слышно», а проваливаются под землю туда, где хоронят. Он получил родительскую установку на то, чтобы его не было. И он постарается так и поступить. Например, тяжело заболеет или случайно заиграется на мостовой и попадет под машину.
Как надо. Хочешь тишины и покоя скажи ребенку «отвяжись от меня» и задай ему программу на самостоятельность. Или пошли к черту вырастет пытливым мыслителем с авантюрной жилкой.

От 7 до 10 лет

«У тебя руки не тем концом вставлены!», «Не трогай, сломаешь!», «Как всегда ничего не вышло!», «Ты растешь неряхой и неумехой», «Я такого лентяя никогда в жизни не видела»

Почему нельзя. В этот период ребенок познает свои возможности и свои силы. Подобные безапелляционные суждения убивают в нем и самооценку, и уверенность в себе. Он чувствует себя ничтожным и слабым. Родители говорят, что никогда не видели никого более бестолкового? «Они большие они знают. Значит, я буду самым бестолковым!» думает школьник. И делает следующий вывод: «Мне незачем учиться все равно я неумеха». Если ваш сын лентяй и прогульщик, вспомните, не говорили ли вы ему что-то подобное. Некоторый процент особо волевых и крепких детей стремится доказать родителям, что чего-то стоит, но не получает от своих успехов никакой радости.
Как надо. «Давай я помогу», «я покажу, как обращаться с этой вещью», «для начала неплохо, в следующий раз будет и вовсе замечательно», «не вышло? Зато ты плаваешь быстрее всех в классе!»
«А я знаю девочку, которая танцует (учится, поет, играет на рояле, рисует) лучше тебя». «А какая оценка у Сережи? Десять? А почему ты получил только девять?»
Почему нельзя. Какие чувства пробуждает в твоей взрослой душе вскользь брошенная мужем фраза: «У Риты мясной салат всегда вкусней, чем у тебя получается»? Желание отличиться, приготовить суперсалат и угодить мужу или зашибить ни в чем не повинную Риту чем-нибудь вроде здоровой мухобойки?! А почему ты думаешь, что постоянные сравнения твоего сына или твоей дочки с преуспевающими соучениками вызовут какие-то другие чувства? Это же так унизительно, когда тебя считают хуже других. Хочешь воспитать мрачного мизантропа, ненавидящего человечество, или коварного интригана сравнивай своего ребенка с кем-то из умных ровесников и ехидно говори: «А ты все равно хуже!»
Как надо. «Я не знаю никого, кто был бы лучше тебя, мое ненаглядное гениальное солнышко!»

Никогда и ни в каком возрасте

«Ты плохой, не буду с тобою разговаривать!»

В чем опасность. Для ребенка самое непереносимое, что только способен сделать взрослый, не замечать его. Это уже не психология, а физиология. В научном эксперименте одного крысенка ласкали и чесали ему спинку из него получилась здоровая, большая и сильная крыса. Другого били и дергали за хвост. И он вырос маленьким, кусачим и болезненным. А третьего только кормили из миски и не обращали на него внимания. Он взял и умер.
Твой ребенок инстинктивно начнет шалить или устраивать истерики, лишь бы ты на него посмотрела и опять с ним заговорила. Малыш способен ошпариться или забраться на опасный подоконник. Ребенок постарше получит плохую оценку, разобьет чужое окно. Если он сегодня испугался и послушался жди сюрприза через неделю. Отставленная шалость является в данном случае проверкой, замечают ли его, и в то же время маленькой местью.
Как надо. Довел он тебя до белого каления? Поставь его в угол пусть спиной ко всему человечеству постигает азы самоанализа, размышляет, что он сделал не так и за что наказан, или не покупай мороженого, или не отпускай в кино.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: "Мама сказала...", "Папа велел" и т. д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое "подвергают сомнению", ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. ("Курить вредно!" - хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки 
"Сильные люди не плачут".
"Думай только о себе, не жалей никого".
"Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".
"Дурачок ты мой!"
"Уж лучше б тебя вообще не было на свете!"
"Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...".
"Не будешь слушаться - заболеешь!".
"Яблоко от яблоньки недалеко падает".
"Сколько сил мы тебе отдали, а ты..."
"Не твоего ума дело..."
"Бог тебя накажет!.."
"Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".
"Не верь никому, обманут!.."
"Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"
"Ты всегда это делаешь хуже других..."
"Ты всегда будешь грязнулей!"
"Женщина глупее мужчины..."
"Ты плохой!"
"Будешь букой - один останешься".
"Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки..."

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
Позитивные установки
"Поплачь - легче будет".
"Сколько отдашь - столько и получишь".
"Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!"
"В тебе все прекрасно..."
"Какое счастье, что ты у нас есть!".
"Каждый сам выбирает свой путь".
"Ты всегда будешь здоров!"
"Что посеешь, то и пожнешь".
"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".
"Твое мнение всем интересно".
"Бог любит тебя!"
"Кушай на здоровье!"
"Выбирай себе друзей сам..."
"Как ты относишься к людям, так и они к тебе".
"Как аукнется, так и откликнется".
" Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"
"Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"
"Чистота - залог здоровья".
"Все зависит от человека..." ,
"Я тебя люблю любого..."
"Люби себя и другие тебя полюбят".
"Все в этой жизни зависит от тебя"

Как часто вы говорите детям...
- Я сейчас занят(а)...
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так...
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Я не могу!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Эти слова ласкают душу ребенка
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…

10 правил для взрослых,

 чтобы ребенок вырос счастливым

1. Не врите детям. Старо как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим – гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим подорванным к себе детским доверием. В худшем случае мы платим тем, что у ребенка создается разрозненная, противоречивая картина мира – вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить.

2. А если правда такова, что вы почему-то не можете ее сказать? Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» - нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на формулирование для себя своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего придете к тому, что боитесь не за ребенка, а за себя. Боитесь, что правда может разрушить вас. Дети же могут вынести любую правду, если ее хорошо может вынести взрослый, который ее ребенку преподносит. Сначала справьтесь сами, затем – говорите с ребенком. Только не врите.

3. Есть еще обман забывчивостью. Пообещала – забыла. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли – поговорите об этом с ребенком. Скажите, что вспомнили, и что обязательно сделаете обещанное. Опять же – это упрочивает картину мира ребенка. Это учит его быть обязательным. Это дает ему понять, что вы его уважаете.

4. Не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «ах, как здорово ты нарисовал!», глядя в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно (опять же) скажите: «Миша, прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал». Опять же – не обманывайте. Как закончите – посмотрите.

5. Ваш ребенок никогда не будет безобразно вести себя в магазине, если вы своевременно расскажете, что такое деньги и откуда они берутся. Не делайте ребенку избыточных, лишних подарков, откупаясь за отсутствие. За отсутствие откупайтесь присутствием: идите вместе куда хотите, подарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что мы «не долюбили» ребенка – это предшественник товарно-денежных отношений в любви...

6. Извиняйтесь. Если не правы – извиняйтесь.

7. При любой возможности позволяйте ребенку выбирать. Из еды, из одежды, из возможных покупок в магазине. Так он получает представление о том, что он есть, у него есть мнение и это мнение учитывается. Должно учитываться.

8. Принимайте всерьез отказ. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит не везите его к бабушке. Или нечего было спрашивать.

9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте «кого ты больше любишь» или «а почему ты хочешь идти в театр с папой, а не со мной» и так далее. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым за то, что в данный момент предпочел кого-то из родителей. Иначе вы закладываете идею, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». Каждый родитель в идеале должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой, ни с кем несравнимой и несравниваемой.

10. Хвалите детей! Не бойтесь хвалить детей! Про похвалу чуть подробнее.

Десять правил,

которые должен усвоить ваш малыш, чтобы вырасти счастливым

1. Во всем опирайся на свои желания и собственные представления о том, что правильно - они у тебя есть. Не позволяй собой манипулировать. Ты лучше всех знаешь, что тебе на самом деле нужно.

2. Никогда не соглашайся делать что-то, чего ты не хочешь, в угоду кому-то. Исключением являются ситуации, когда у тебя есть какая-то более важная цель, ради которой ты готов чем-то жертвовать.

3. Береги друзей. Настоящий друг может сопровождать тебя всю жизнь. Друг - это тот, кто любит тебя и кто может тебе помочь, если у тебя случится беда. Ты также должен помогать другу.

4. Общайся с теми, с кем тебе приятно общаться и кто хорошо относится к тебе. Не общайся с тем, кто плохо относится к тебе, даже если ты почему-то хочешь общаться с ним. Кругом полно других людей.

5. Точнее дифференцируй свои желания. Например - сделай воду именно такой температуры, какая тебе нравится, съешь из предложенного то и столько, чего и сколько ты хочешь.

6. Не позволяй заставлять (уговаривать) себя есть. (Актуально для садовских детей). Исключение - болезнь. (Например - нужно есть больше цитрусовых, чтобы быстрее поправиться).

7. Неси ответственность за свои желания сам. Ты просил именно это - тебе дали именно это. Ты расхотел это? Скажи, что ты расхотел.

8. Если тебе что-то интересно или непонятно - спрашивай.

9. Если тебе плохо или что-то не нравится - скажи об этом.

10. В первую очередь считайся с собственным мнением и мнением родителей (бабушек, дедушек). Остальные взрослые - на последующих местах.

Агрессивный ребенок

Если ребенок агрессивен...

  • - Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • - Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких людей, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
  • - Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • - Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • - Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
  • - Расширяйте кругозор ребенка.
  • - Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом действии.
  • - Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
  • -Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
  • - Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно :

  • - Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  • - Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
  • - Отвлечением, Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
  • - Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
  • - Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

Детские страхи

Если ребенок тревожен и испытывает страхи...

- Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

- Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.

- Насыщайте жизнь ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите “добрыми глазами”, осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка “активно”.

- Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.

- Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).

- Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.

- Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.

- Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может возвращаться к своим переживаниям.

- Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно придумайте и прорепетируйте его собственное поведение.

- Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, ”откуда берется”.

- Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

- Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.

Если Ваш ребенок рассеян...

- Принимайте ребенка таким, какой он есть.

- Не ругайте за то, что он рассеян.

- Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.

- Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.

- Поддерживайте четкий распорядок дня.

- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций и заданий.

- Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.

- Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.

- Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.

- Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.

- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (н-р: перебрать пшено и т.д.).

  • Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.

Если ребенок застенчив...

- Выражайте безусловное расположение ребенку.

- Обращайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.

- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.

- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.

- Заранее разъясните ребенку новую ситуацию, и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

- Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.

- Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.

- Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.

- Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

- Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.

- Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.

- Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.

- Обращайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, “глаз-в-глаз”, т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.

- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.

  • Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и искренне. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

Маленький бунтарь

«Если я говорю «да», мой ребенок говорит «нет». Если я говорю «не ешь», мой ребенок смотрит на меня и начинает грызть грязный сухарь, «нельзя убегать» - разворачивается и выбегает на улицу. Я ужасно злюсь и не знаю, что делать?» Вы находитесь в состоянии силовой борьбы с ребенком. Чем больше вы пытаетесь навязать ему свою волю, тем больше он сопротивляется вам. Часто дошкольники на все отвечают «нет». Если это вас раздражает, прекратите задавать вопросы, требующие ответов «да» и «нет».

•  Обратите внимание на свое поведение. Ваш ребенок может быть глух по отношению к вам, потому что вы говорите больше, чем делаете. Если так, не говорите, действуйте!

•  Стремитесь к взаимопониманию. Перестаньте читать нотации, покажите, что вас интересует мнение ребенка, внимательно слушайте, что он вам говорит.

•  Позвольте ребенку действовать самостоятельно, там где это возможно. Например, спросите: «Ты сам оденешься или мне помочь тебе?», «Ты накроешь на стол или будешь приносить тарелки, пока я его сервирую?»

•  Если ваш ребенок спорщик, значит кто-то спорит с ним. Если это вы, попробуйте оставить за ним последнее слово. Это сложно, но вы обязаны попробовать.

•  Не шлепайте ребенка и не применяйте силу, пытаясь заставить его, что-либо сделать. Вместо этого присядьте и обнимите ребенка. Не отпускайте его пока он не успокоится.

•  Найдите время для выработки правильного поведения. Попробуйте пойти в парк, в тот момент, когда малыш начнет вести себя вызывающе, возьмите его за руку и отведите домой, со словами: «Завтра мы еще раз попробуем». Если вы находитесь в гостях, отведите ребенка в машину или другую комнату, где спокойно поговорите.

•  Дети, бросающие вызов, часто воспринимают наказание, как причину для дальнейшего неповиновения. Попытайтесь использовать метод естественных последствий, где это возможно. Не беда, если несколько раз отказавшись кушать, ребенок, однажды останется голодным; не хочет спать – разбудите его утром на час раньше, не одел куртку – не сможет пойти в кино на следующий день, не слушает ваши просьбы не трогать горящую лампочку – позвольте ему до нее дотронуться, ожег не большой, а наука на всю жизнь и т.д.

Знакомство с природой

Было время, когда дети приобретали знания об окружающем мире через ежедневное непосредственное общение с природой. А также, с помощью взрослых, которые, посмотрев на вечернее небо, могли уверенно предсказать погоду, аргументировано высказаться о видах на урожай, указать в лесу грибное место и выбраться из оного, не прибегая к помощи спутниковой связи. Но и теперь, сделав некоторое усилие, мы вспомним про дружбу дождя с ветром, про то, как гусеница превращается в бабочку, и про то, что лес - это не просто много деревьев.
Маленьким детям свойственен эгоцентризм, они считают себя центром вселенной и уверены, что способны управлять окружающим их мирком с помощью ... громкого рева. Такое отношение к себе и миру - нормальная стадия развития малыша. Опыт общения и взаимодействия с природой поможет ему осознать, что он не центр, а лишь малая частица вселенной, с которой он неразрывно связан. Мир природы - живой, изменчивый и разнообразный.  Можно поведать об этом ребенку, обращая его внимание на самые простые, доступные его наблюдению и пониманию явления.

В городе.


На прогулке в теплый, погожий денек обратите внимание малыша на то, как нагрелся на солнце асфальт, скамеечка, на которую вы присели. Затем укройтесь от солнца в тени какого-нибудь дерева, приложите ладони к земле - насколько она здесь прохладнее, и освещение совсем другое. Выйдите на открытое пространство и покажите ребенку, что и Вы и он и все окружающие предметы отбрасывают тень. Можно понаблюдать за тенями, когда они становятся длинными, а когда совсем не видны. Таким образом, малыш узнает о том, что солнце - источник тепла, и о том, что такое свет и тень.
В ветреный день предложите малышу поиграть с ветром в прятки. Спрячьтесь с ним за дом и обратите его внимание на то, что ветер утих. Дом заслонил вас от ветра. Расскажите своему юному исследователю о том, какой ветер  силач: он может поднимать и кружить листву, разный сор, раскачивать деревья. Придя домой, скажите ему о том, что по вашему дому тоже может погулять ветер. Он умеет  шуршать газетами, открывать двери и раскачивать абажур. Такой домашний ветер называется сквозняк. Но вы его можете впустить совсем ненадолго, чтобы не простудиться. Предложите малышу самому побыть ветром, положите перед ним перышко или бумажку и попросите сильно подуть - ему наверняка понравится.

На даче.


Совершите экскурсию в огород. Расскажите малышу, что некоторые знакомые ему овощи,  можно найти на грядке. Это может быть, например, редиска. Покажите как, потянув за листики, выдернуть  редиску из земли. Такая яркая, с белым хвостиком! Вот это да! Оказывается, редиска в земле растет. Юному огороднику наверняка захочется повторить вслед за Вами этот "фокус". Предложите ему попробовать вытянуть несколько штучек самому. Добавляя редиску в салат, похвалите малыша за помощь, и не забывайте время от времени брать его с собой в огород "на охоту" за разными овощами и ягодами. Когда ребенок станет старше,  поведайте ему о "волшебном" семечке, в котором помещаются и стебель, и листья, и корень будущего растения. Посейте вместе с ним какие-нибудь семена и наблюдайте за тем, как они прорастают.
Какие только цвета и оттенки не встречаются в природе! Познакомить с ними малыша можно  весело и интересно. Из цветочных лепестков выложите на какой-нибудь ровной поверхности веселую рожицу, домик или бабочку.  Комментируйте свои действия и называйте цвета, которые Вы используете.  Предложите малышу сделать цветочную картину вместе. Это действительно увлекательное занятие, и  результат выглядит замечательно. Попутно ребенок может запомнить названия некоторых растений. Подобные «произведения искусства» можно делать из ягод и кусочков овощей. Очень красиво и ...съедобно.
Лесные тайны. Собираясь совершить лесную прогулку, расскажите малышу, что вы отправляетесь в настоящее царство-государство. Оно состоит из нескольких "этажей". В лесу есть и подземелье: там живут в норках маленькие мышки, и большие барсуки. На первом этаже - в траве живут разные насекомые и зверюшки. Второй и третий этажи - кусты и деревья - место, где обитают  птицы: здесь они вьют свои гнезда. Соберите вместе с ребенком красивые листья, покажите ему, какие они разные.  Вернувшись домой, рассмотрите  свои трофеи: ветку папоротника, желудь или гриб, для малыша такие "сувениры" очень важны, они помогут  ему сохранить в памяти свои впечатления о прогулке.

У моря.


Песок, камни, ракушки, вода – материалы, дающие неограниченные возможности для творчества и знакомства с разными физическими свойствами.
С песком дети могут играть бесконечно. Сухой песок можно пересыпать из одной емкости в другую, наблюдая, как он "течет", сгребать его в кучи и зарываться в него.  Если же смешать песок с водой, получиться уникальный строительный материал, из которого ребенок может делать  все что угодно: от куличиков до сложнейших архитектурных сооружений.
Из камешков и ракушек можно выкладывать на песке картины и узоры.
Найдите большие гладкие камни и разрисуйте их вместе с ребенком красками или маркерами.
Расскажите малышу о подводном царстве и его обитателях: о разноцветных рыбах, о морской траве - водорослях, о том, что ракушки, найденные на берегу, раньше были домом какого-нибудь морского жителя. Будет хорошо, если то, о чем Вы рассказываете, малыш сможет увидеть собственными глазами. Яркие образы надолго запечатлеются в памяти ребенка.

Знакомясь с природой, учась с ней взаимодействовать, ребенок обнаружит, что обладает властью над другими существами. Но не стоит упрекать ребенка за то, что он весело рвет цветы или раздавил муравья, пытаясь поймать его. Однако это не означает, что надо поощрять или игнорировать разрушительное поведение и проявления враждебности. Познавать окружающий мир и свои возможности в нем маленький ребенок может, лишь действуя разными способами и получая результат. Мы, со своей стороны, можем попытаться объяснить малышу, какие последствия для других существ несет его исследовательская деятельность. Он еще не умеет сопереживать и, пока, ориентирован только на собственные желания. Чтобы подготовить почву для восприятия ребенком чувств и желаний окружающих, надо больше говорить с ним о его собственных чувствах.    

Маленький человеку рождается на свет, одаренный пятью чувствами, и все они находятся в боевой готовности. Общение с природой, щедрой на яркие краски, разнообразные запахи, всевозможные звуки, а также тактильные и вкусовые ощущения, поддерживает эту готовность. Мы можем помочь малышу задействовать все свои возможности, обращая его внимание на то богатство ощущений, которое дарит природа. Наблюдать за полетом бабочки, прислушиваться к пению птиц или шуму бегущей воды, вдыхать пряные и сладкие запахи полевых цветов, пробежаться босиком по траве.  Такие впечатления не только обогатят палитру ощущений ребенка  и послужат источником положительных эмоций, но и  помогут ему стать более восприимчивым ко всему, что его окружает.

Если ребенок лжет

Чего только не выдумывают дети! Просто удивительно! Порой, наши детки  рассказывают самые невероятные истории, которые  могли бы составить конкуренцию сочинениям знаменитых сказочников. Но можно ли назвать  небылицы, придуманные ребенком, ложью? Вряд ли. Да и кто из нас в детстве не был достойным продолжателем дела барона Мюнхгаузена. Каждый из нас пережил в своем воображении необыкновенные приключения, совершил полные опасностей и чудес путешествия и разыскал несметные сокровища.

Что же такое детская ложь: способ самозащиты, попытка соотнести реальность со своими желаниями или ничем не сдерживаемый полет фантазии?  Мы привыкли противопоставлять ложь правде и осуждать лгуна, предлагающего нам поверить  вымыслу.  Однако для ребенка границы между правдой и ложью не столь явные. Ребенок, который лжет, настолько же верит в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду. Порой маленькие дети при помощи лжи "лакируют" действительность, силой фантазии восполняя то,  чего им не достает в реальности. Так  у ребенка может появиться невидимый для взрослых  друг, который везде его сопровождает. Маленький Митя сегодня вернулся домой, бережно держа что-то в руке. "Мамочка я принес тигренка, он будет жить у нас», - показывает пустую руку. «Тебе нравится мой тигренок? Посмотри он еще совсем маленький".  Теперь  за  обедом мальчик  сидит на краешке стула, чтобы оставить место другу, просит поставить для него тарелку и положить еду.  А набедокурив, оправдывается тем, что все эти шалости придумывает тигренок.     Ребенок с легкостью выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть, о котором можно заботиться  и с которым можно разделить ответственность за поступки, вызывающие недовольство  родителей.   Пространство фантазии является для ребенка тем спасительным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается, то, что   недоступно для него в обычной жизни. Маленьким детям свойственно магическое мышление, законы реальности для них не очевидны, им еще предстоит научиться отделять воображаемое от действительности. Пока же они мечтают. Фантазирование для ребенка -   это  и способ взаимодействия с реальностью, и возможность порой защитится от нее.

Даже когда малыши отрицают очевидное, они делают это искренне и столь же искренне готовы обидеться, если Вы им не верите.  Четырехлетняя Аня только что разбила большую вазу в гостиной. Встревоженная грохотом, входит мама, у нее нет сомнений в том, кто разбил любимую вазу. Однако у Ани есть своя версия: "Мы со слоном играли в прятки, а он такой неуклюжий, залез в вазу и раздавил ее". В этот момент девочка  напугана и тем, что разбила предмет, который так дорог маме, и перспективой грядущего наказания.  Посредством лжи она "выскальзывает" из ситуации, за которую не в состоянии принять ответственность.

Взрослея, дети начинают использовать ложь более сознательно,  и  уже испытывают  неловкость и стыд, обманывая нас. Тем не менее, они не прекращают рассказывать всякие небылицы. Иногда -  чтобы сделать нам приятное,  иногда - не желая огорчать нас. Если малыш, вернувшись из сада, расскажет, что побил приятеля или плевался за обедом, Вы наверняка будете недовольны. Ребенку это прекрасно известно. Поэтому наиболее естественным будет попотчевать Вас историями далекими от действительности. Он не стремится Вас обмануть, он лишь не хочет Вас разочаровывать, желая оправдать Ваши ожидания.

Если уж  ребенок начал лгать, он будет стоять на своем и без малейших колебаний отрицать очевидное. Особенно если пытается избежать выговора или наказания.  Любимый довод  - это не я! Кто из родителей не слышал этой фразы? Бесполезно пытаться доказать малышу, что это не мог быть никто другой - он не сдастся. Одна мама жаловалась, что застала свою дочку за вырезанием фаты для куклы из тюлевой занавески. При более подробном  осмотре занавесок оказалось, что «замуж была выдана» не одна кукла. Тем не менее, девочка отчаянно отрицала    свою причастность к подобным свадебным приготовлениям.

В некоторых случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он стыдится или которые для него слишком болезненны. Это может быть какое-то неблагополучие в семье: бедность, отсутствие одного из родителей, алкоголизм. Юля, пятилетняя  девочка из большой семьи, ходит в старой одежде, доставшейся от старших детей. В саду она рассказывает детям о красивых платьях, которые есть у нее дома. Сомневающимся она объясняет, что мама не разрешает ей надевать их в детский сад. В подобном случае ложь для девочки  является способом получить признание  детей, привлечь к себе внимание, стать похожей на своих хорошо одетых подруг.
Очень часто цель лжи - заинтересовать собой других людей. Саша, шести лет, готов рассказать всем желающим,  что его папа - директор цирка, а он иногда участвует в представлениях. Его родители, далекие от мира циркового искусства, недоумевают, зачем их сыну понадобилось так преображать реальность. Зато Саша прекрасно знает, что благодаря этой лжи у него теперь нет отбоя от друзей, которые умоляют его провести их на представление. Посредством лжи ребенок зачастую пытается сказать нам правду о том, что его тревожит. Наша задача понять, что ему мешает сказать об этом по-другому.


    Зачастую переживания ребенка настолько глубоки, что не поддаются осознанию, он может поведать о них только с помощью лжи. По сути, эти выдумки вовсе не выдумки, а некий миф, с помощью которого ребенок пытается справиться с ситуацией и  негативными чувствами, которые она вызывает. Олег, пяти лет, у которого недавно появилась маленькая сестренка, рассказывал в саду о том, как тяжела его жизнь. Ведь ему приходится заботиться о своей сестре, подолгу укачивать ее, вставать по ночам, греть для нее молоко. Воспитательница попыталась выяснить у родителей, зачем они поставили ребенка в такие тяжелые условия. Родители были крайне удивлены - такого никогда не было! С появлением второго ребенка, мальчик почувствовал себя заброшенным и испытывал сильную ревность. Поэтому, чтобы привлечь к себе внимание родителей и воспитательницы, он выдал себя за ребенка, обремененного непосильными заботами. В этом случае ребенок идентифицировался со своей сестренкой и, воображая, как он заботится о ней, попытался восполнить то, чего ему не хватало и вызывало у него зависть.  Его родителям удалось помочь ему,  уверить его, что они любят его так же, как прежде и он всегда будет занимать особое место в жизни семьи.

Рассказывая немыслимые истории и наблюдая, какое впечатление они производят на окружающих, дети учатся отличать правду от вымысла. Зачастую дети лгут потому, что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментарны, и им приходится заполнять пробелы собственными выдумками.  По мере взросления "белых пятен" становится все меньше, и большинство детей  меньше фантазируют и "выдумывают".   Мы, родители, можем помочь ребенку разграничить мечты и действительность. Важно не перестараться и дать ребенку возможность создать свою альтернативную реальность в игре, в сочинении разных небылиц и волшебных историй.  Надо показать ребенку, что существуют ситуации, где не стоит прибегать ко лжи, и ситуации, в которых он может замечательно проявить себя, благодаря развитому воображению. Постарайтесь понять, почему ребенок иногда не в состоянии сказать правду, вспомните ситуации, когда и нам, взрослым, приходилось врать. Все те «землетрясения и наводнения», которые помешали нам вовремя добраться до работы. Как правило, многие  из нас ни раз жертвовали  истиной, оправдывая себя тем, что пытались избежать неприятностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и Ваше чадо порой следует этому правилу.

Что делать если:

  • ребенок лжет, принимая свои желания за реальность.

Научите его проводить грань между воображаемым и действительностью. Например, если малыш говорит Вам: " Я - Супермен, я убиваю всех злодеев". Поправьте его: "Ты бы очень хотел быть Суперменом и побеждать всех злодеев". Так Вам удастся поддержать его, показав, что Вы понимаете и разделяете его мечты. Но в то же время воспрепятствуете развитию иллюзорного, нереалистичного представления о себе, своих возможностях.

  • малыш лжет, чтобы казаться более интересным и значительным в глазах окружающих.

Часто это происходит из-за недостатка уверенности в себе. Он считает, что сможет заслужить внимание окружающих, лишь притворившись тем, кем он не является на самом деле, или рассказывая  всем о своих воображаемых подвигах. Не стоит порицать ребенка за подобные выдумки. Вместо этого помогите ему осознать, что он может быть интересен сам по себе, покажите ему его сильные стороны. " Ты думаешь, что твои друзья станут охотнее играть с тобой, если узнают, что твой папа директор цирка? Но мы уверены, что им бы очень понравилось, если бы ты рассказал о секретном языке, который сам придумал".

  • он лжет, чтобы скрыть от Вас свой проступок. 

В этом случае не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане: "Ты была одна в комнате, когда разбилась ваза. Не пытайся свалить это на кого-то другого". Оставьте ребенку возможность, самому сознаться и сказать Вам правду: "Я сомневаюсь, что слон мог запрятать осколки вазы под диван. Ты уверена, что говоришь мне правду?" Если ребенок наберется храбрости и сознается, обязательно похвалите его. Ведь на это так трудно решиться! Попросите ребенка помочь Вам собрать осколки вазы, объясните, что если он причинил кому-то вред нужно постараться это исправить и принести извинения.   Научив ребенка исправлять свои ошибки, Вы научите его чувствовать себя ответственным за свои поступки. И наоборот, предъявляя к ребенку завышенные требования, жестко контролируя и наказывая его, Вы  вынудите ребенка прибегать ко лжи вновь и вновь.

  • малыш лжет, чтобы уйти от ситуации, которая его беспокоит

Покажите ребенку, что Вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью. "Мы знаем, что ты  хочешь носить красивые платья. Нам очень жаль, но в данный момент мы не можем тебе их купить. Как только появится возможность, мы купим тебе новое платье, а пока давай попробуем переделать старое: пришьем к подолу красивую оборку или сделаем вышивку".  Таким образом, Вы покажете ребенку, что понимаете причину его переживаний и готовы сделать все, что в Ваших силах, чтобы хоть отчасти исправить положение.

  • ребенок лжет, потому что не умеет или не решается сказать Вам правду. 

Чем более абсурдным и непонятным Вам кажется то, что он рассказывает, тем больше вероятности, что таким образом вам преподносится скрытая правда. Постарайтесь избегать резких суждений, вроде: "Не морочь мне голову! Ты совсем заврался". Такое отношение может подорвать его доверие к Вам, которое необходимо, чтобы ребенок мог открыто поделиться тем, что его беспокоит. Постарайтесь понять, что ребенок пытается Вам сказать подобным образом, что содержится в его завуалированных посланиях? Будет лучше, если для выяснения Вы не станете прибегать к наказаниям и угрозам, а проявите снисходительность и мягкость, необходимые для того, чтобы преодолеть возникшие у малыша трудности.

Если ребенок часто прибегает ко лжи, то возможно стоит пересмотреть Ваши взаимоотношения. Постарайтесь понять, что мешает ему говорить Вам правду. Помните, что ребенку необходимо чувствовать себя любимым, знать, что Вы готовы простить его шалости и проступки. Таким образом, Вы дадите  ему  возможность доверять Вам и нести ответственность за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...