Рекомендации для родителей
консультация (старшая группа) по теме
Развитие выразительной речи с использованием игровых технологий. "Умные пальчики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
Тема: «Развитие выразительной речи с использованием игровых технологий в логопедии». «Умные пальчики».
Цель: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью через игровую деятельность, направленную на преодоление у них речевых нарушений путем развития общей и мелкой моторики.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков ребёнка напрямую связана с деятельностью головного мозга и стимулирует её. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребёнок. Большую помощь в развитии выразительной речи оказывают пальчиковые игры и упражнения. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а так же мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией» [5]. Обязательно играйте с ребёнком в пальчиковые игры. Ежедневно полезно выполнять активные упражнения для пальцев рук, в том числе с использованием игр – потешек, таких как «Сорока – белобока», «Ладушки. Можно выполнять разнообразные фигуры из пальцев, такие как «очки», «замок и другие. Необходимо следить за правильной постановкой руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий можно сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности: застёгивание и растёгивание пуговиц, всевозможные шнуровки, игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам, игры с конструктором, перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха) [3]. Методические рекомендации и предложенные игры учитывают требования к коррекции всех сторон речи. Рассмотрим некоторые пальчиковые игры с речевым сопровождением.
- Речевая подзарядка
- Крючки [1] Движения соответствуют тексту.
Скрепим мы два кулачка, Словно крепких два крючка, А потом мы ждать не станем, Посильнее их потянем. |
- Мыло [1]
Чище чтоб ладошки были, Нужно их побольше мылить, Три ладошечки, давай, Их от грязи оттирай. |
- Репка [1]
Мы сплетем покрепче пальцы, И скорей начнем тянуть, Чтоб победы нам добиться, Надо сделать что-нибудь. |
- Пальчиковые упражнения с массажным мячом
- Игра с ёжиком [1]
Ёжик выбился из сил – Яблоки, грибы носил. Мы потрём ему бока – Надо их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Ёж в лесочек убежал. Нам, спасибо, пропищал. |
(Жалеем ёжика – гладим, трем ему бок, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом, когда показываем, как он убежал).
- Колкие иголки [1]
У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки. Но ещё сильнеё, чем ельник, Вас уколет можжевельник! |
(Ребёнок катает мяч между ладонями вверх- вниз, сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает).
- Этот шарик не простой [1]
Этот шарик не простой Весь колючий вот такой. Меж ладошками кладём Им ладошки разотрём. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять – Нам пора и отдыхать! |
(Движения соответствуют тексту).
- Игры с пальчиками
- Капитан [2]
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка, приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой |
- Домик [2]
- Пальчиковая гимнастика
- Осенние листья [4]
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших. |
Будем листья собирать. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, | Вновь загибают пальчики, начиная с больших. |
Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. | Приседают, «шагают» по ковру сред ним и указательным пальцами обеих рук. |
- Компот [4]
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: | Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем. |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого. |
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Опять «варят» и «помешивают». |
- Помощники [4]
Раз, два, три, четыре, | Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши. |
Мы посуду перемыли: | Одна ладонь скользит по другой. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. | Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды. |
Мы посуду перемыли, | Одна ладонь скользит по другой. |
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. | Снова загибают пальчики. |
Так мы маме помогали. | Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши. |
- Колокольчики [5]
В прятки пальчики играют И головки убирают, Словно синие цветки Распускают лепестки. Наверху качаются, Низко наклоняются. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики – цветы Очень вежливы, а ты? | Сжимают и разжимают пальцы. Открывают и закрывают ладонями лицо. Сводят и разводят пальцы веером. Делают наклоны кистей вправо, влево. Делают круговые движения кистями. Делают наклоны кистей вниз, вверх. Делают повороты кистями Вправо, влево, ладони вверх. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
3. Вакуленко Л.С., Вакуленко Н.Е., Васильева Е.С. Средняя группа – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.
4. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвития речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
5. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6 – 7 лет)/Авт.-сост. А.В.Никитина. – СПб.: КАРО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".
Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»
Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"...
Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"
Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....