Рекомендации для родителей
консультация (старшая группа) по теме

Васильева Наталия Сергеевна

Развитие выразительной речи с использованием игровых технологий. "Умные пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Тема: «Развитие выразительной речи с использованием игровых технологий в логопедии». «Умные пальчики».

Цель: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью через игровую деятельность, направленную на преодоление  у них речевых нарушений путем  развития общей  и мелкой моторики.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков ребёнка напрямую связана с деятельностью головного мозга и стимулирует её. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребёнок. Большую помощь в развитии выразительной речи оказывают  пальчиковые игры и упражнения. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а так же мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией» [5]. Обязательно играйте с ребёнком в пальчиковые игры.  Ежедневно полезно выполнять активные упражнения  для пальцев рук, в том числе с использованием игр – потешек, таких как «Сорока – белобока», «Ладушки. Можно выполнять разнообразные фигуры из пальцев, такие как «очки», «замок и другие. Необходимо следить за правильной постановкой руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий можно сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности: застёгивание и растёгивание пуговиц, всевозможные шнуровки,  игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам,  игры с конструктором, перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха) [3]. Методические рекомендации  и предложенные игры учитывают требования  к коррекции всех сторон речи. Рассмотрим некоторые пальчиковые игры с речевым сопровождением.

  1. Речевая подзарядка 
  • Крючки [1]   Движения соответствуют тексту.

Скрепим мы два кулачка,

Словно крепких два крючка,

А потом мы ждать не станем,

Посильнее их потянем.

  • Мыло [1]

Чище чтоб ладошки были,

Нужно их побольше мылить,

Три ладошечки, давай,

Их от грязи оттирай.

  • Репка [1]

Мы сплетем покрепче пальцы,

И скорей начнем тянуть,

Чтоб победы нам добиться,

Надо сделать что-нибудь.

  1. Пальчиковые упражнения с массажным мячом
  • Игра с ёжиком [1]

Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока –

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал.

Нам, спасибо, пропищал.

 (Жалеем ёжика – гладим, трем ему бок, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом, когда показываем, как он убежал).

  • Колкие иголки [1]

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильнеё, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

 (Ребёнок катает мяч между ладонями вверх- вниз, сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает).

  • Этот шарик не простой [1]

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

 Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Нам пора и отдыхать!

 (Движения соответствуют тексту).

  1. Игры с пальчиками
  • Капитан  [2]

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка, приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. 

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я –  отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
 

  • Домик [2]

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. 
Под грибом - шалашик-домик,  (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,  (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.  (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,  (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони)
И блины горой стоят – угощенье для ребят. 

  1. Пальчиковая гимнастика
  • Осенние листья [4]

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Вновь загибают пальчики, начиная с больших.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Приседают, «шагают» по ковру сред ним и указательным пальцами обеих рук.

  • Компот [4]

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Опять «варят» и «помешивают».

  • Помощники [4]

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Снова загибают пальчики.

Так мы маме помогали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

  • Колокольчики [5]

В прятки пальчики играют

И головки убирают,

Словно синие цветки

Распускают лепестки.

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы, а ты?

Сжимают и разжимают пальцы.

Открывают и закрывают ладонями лицо.

Сводят и разводят пальцы веером.

Делают наклоны кистей вправо, влево.

Делают круговые движения кистями.

Делают наклоны кистей вниз, вверх.

Делают повороты кистями Вправо, влево, ладони вверх.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. www.logolife.ru

2. www.solnet.ee

3. Вакуленко Л.С., Вакуленко Н.Е., Васильева Е.С. Средняя группа – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.

4. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвития речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

5. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6 – 7 лет)/Авт.-сост. А.В.Никитина. – СПб.: КАРО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...

Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"

Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....