Круглый стол "Готов ли ребёнок к школе"
консультация на тему

Артемьева Людмила Викторовна

Круглый стол для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_gotov_li_rebenok_k_shkole.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Готов ли ребенок к школе?»

Автор: Артемьева Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 г.Ярцево

Участники: воспитатель, родители.

Группа: подготовительная группа

Время проведения: 17.30 ч.

Количество родителей: 20 человек

Описание: данный материал могут использовать воспитатели подготовительных групп для проведения мероприятий с родителями.                

Цель круглого стола: Обсудить проблему готовности детей подготовительной группы ДОУ к обучению в школе.

Задачи: 

  • Создать творческое пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ.
  • Привлечь родителей к активному участию в подготовке детей к школе.
  • Дать практические рекомендации по подготовке детей к школе.
  • Дать установку на постоянное взаимодействие родителей и педагогов.
  • Выяснить отношение родителей к тому, готовы ли они отдать своего ребёнка в школу.
  • Предложить тесты для определения готовности детей к школе.

Оборудование: листы бумаги, авторучки, анкета, тесты.

Ход мероприятия.

1. Родители и педагоги ДОУ сидят вокруг столов. Воспитатель: «Мы собрались в непринуждённой обстановке за круглым столом, чтобы обсудить проблему готовности наших детей к школе. Не за горами тот день, когда дети покинут стены детского сада и вступят в следующий этап своей жизни – будут учиться в школе. И вся наша деятельность как педагогов и ваша как заботливых родителей, направлена на то, чтобы избежать многих проблем в школе. И начинаем мы эту работу в старшей группе.

         Как определяется готовность ребенка к школе? Готовность к школе определяется объёмом знаний, сформированными умениями и навыками, полученными в подготовительной группе и дома. Это следующие знания и умения: умение считать в пределах десятка и обратно, знание своего адреса, знание дня рождения и имён родителей, хорошо различать цвета и их оттенки, величину, знать геометрические фигуры, владеть временными и пространственными понятиями, иметь развитую речь, физически быть крепким. Очень важна и психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учиться в школе не сможет. Ему придётся срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведёт к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребёнка в целом.

        Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также определённого уровня физической зрелости ребёнка. Родители и педагоги должны стремиться осуществить интеллектуальное, эмоциональное, личностное, социальное и физическое развитие каждого ребёнка. Дети должны хорошо ориентироваться в социальных ролях, в отношениях между людьми, представлять себе, когда, как и с кем можно разговаривать, соблюдать дисциплину, быть вежливыми и общительными. И как тяжело тем детям, которые не посещают дошкольных учреждений!                                 Может быть, они имеют определённый багаж знаний, но вот в плане психологической и социальной готовности они очень отличаются от детсадовских детей, получающих знания, умения и навыки в коллективе. Им трудно найти место в школе своё место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс. А ведь родители, учителя, родственники с 1 сентября видят в ребёнке школьника, предъявляют ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одёргивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы повзрослеть! Ведь уже в школу ходишь!» Нередко у детей отбирают игрушки, смеются над привязанностью к привычным детским книгам-сказкам. А малышу трудно просыпаться утром, сложно удержать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравится рисовать, чем писать буквы.  В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не справится, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребёнок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учиться всему, что учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны? А уж если речь идёт о чём-то новом – страх ещё более возрастает. Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, которые были уверены, что их ребёнок, безусловно, будет отличником… Неуверенность в себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне которого пройдут все школьные годы. Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребёнку очень нелегко. В первую очередь это относится к «домашним» детям, не получившим опыта, который даёт детский сад: организация занятий, умение внимательно слушать педагога, выполнять задания, которые адресованы не лично тебе («А теперь, Ванечка, нарисуй вот такой квадратик»), а сразу всей группе («Все взяли карандаши и обводим зелёным цветом кружочки!»). Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить насколько это возможно, привычный, доступный и радостный мир детства и тем самым смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтом обеспечьте ребёнку, хотя бы дома, понимание, доброту, участие, любовь. Первоклассник продолжает быть ребёнком. Ему всё так же нужна мама, её любовь, ласка, помощь и совет. Детство не закончилось, а перешло в новую стадию.

2. И вот мы предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты.

Прослушав вопрос, вы ставите + в случае положительного ответа, — если ответ отрицательный. Анкета для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

  • Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей?
  • Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей.
  • На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для моего ребёнка.
  • Трудно быть уверенным, что учителя начальных классов хорошо понимают детей.
  • Ребёнок может спокойно учиться, только в том случае, если учительница — его собственная мама.
  • Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать и писать, считать.
  • Мне кажется, что в этом возрасте дети ещё не способны дружить.
  • Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается взрослый незнакомый человек.
  • Начальная школа, по-моему, редко способна научить чему-либо.
  • Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
  • Мой малыш, по-моему, намного слабее своих сверстников.
  • Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребёнка.
  • Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе».
  • Я очень волнуюсь в ожидании 1 сентября.

        Родители высказываются о результатах анкетирования. Что больше всего их беспокоит в развитии детей. Считают ли они, что их дети, и они сами с оптимизмом ждут 1 сентября.

3. Далее воспитатель рассказывает о том, каково должно быть речевое развитие ребёнка при поступлении в школу. Выпускник детского сада должен иметь определённый словарный запас, включающий в себя обозначения названий предметов, действий, признаков, использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением, антонимы. Использовать их точно по смыслу. У него должно быть правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух: называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове, внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Должен иметь достаточно сформированный грамматический строй речи: уметь согласовывать существительные с прилагательными, местоимения с существительными, образовывать существительные с суффиксами по образцу, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных, образовывать однокоренные слова. Должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения. Воспитатели говорят об успехах и неудачах детей подготовительной группы в других видах деятельности (математике, изодеятельности, конструировании, лепке, познавательной и физкультурной). Родители также принимают участие в обсуждении, принимают к сведению, чем нужно ещё позаниматься со своим ребёнком.

4. Воспитатель: «Не следует забывать о том, что в школе учителя оценивают в первую очередь учебные умения ребёнка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведения на уроке. На основании этого характеризуется ученик, его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе. И мы предлагаем вам провести с вашими детьми тесты, которые покажут, на сколько ваш ребёнок готов к школе.

(Родителям раздаются памятки).

Вопросы для собеседования (тест на определение уровня психосоциальной зрелости).

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови Ф.И.О. мамы, папы.
  3. Ты девочка или мальчик?
  4. Кем ты будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?
  5. У тебя есть брат, сестра?
  6. Кто старше?
  7. Сколько тебе лет?
  8. Сколько будет через год?
  9. Через два?
  10. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)
  11. Когда ты завтракаешь – вечером или утром?
  12. Обедаешь – утром или днём?
  13. Что бывает раньше – обед или ужин?
  14. Ужин или полдник?
  15. Где ты живёшь?
  16. Назови свой домашний адрес.
  17. Кем работает твой папа, мама?
  18. Ты любишь рисовать?
  19. Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье) (включая цветовые оттенки).
  20. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень?
  21. Почему ты так считаешь?
  22. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  23. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  24. Что делает почтальон, врач, учитель?
  25. Зачем в школе нужны парта, звонок?
  26. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
  27. Покажи свой правый глаз, левое ухо.
  28. Для чего нужны глаза, уши?
  29. Каких животных ты знаешь?
  30. А птиц?
  31. Кто больше: корова или коза?
  32. Птица или пчела?
  33. У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  34. Что больше: 8 или 5, 7 или 3?
  35. Посчитай от 3 до 6.
  36. От 9 до 2.
  37. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов:

1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных).

2. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта – по 0,5 балла.

3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Папа работает шофёром. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Мама Таня. Папа работает на работе».

4. К контрольным заданиям относятся вопросы: № 5, 8, 15, 21. Они оцениваются следующим образом: №5- если ребёнок может вычислить, сколько ему лет- 1 балл; если он называет года с учётом месяцев- 3 балла; №8- за полный домашний адрес с названием области, села- 2 балла, неполный- 1 балл; №15- за каждое правильное указанное применение школьной атрибутики-1 балл; №21- за правильный ответ – 2 балла. 5 Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то отмечается положительная мотивация к школе. Оценка результатов беседы: если ребёнок получает 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым; 20-24 балла — средне-зрелым; 15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости. На собрании в конце года мы вернёмся к этому вопросу и подведём итоги готовности наших детей к школе.

5. Воспитатель: Вот ваши дети поступили в первый класс, начали своё обучение, имея определённый уровень подготовки. И я хочу дать вам некоторые практические советы и рекомендации по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению. (Этот материал будет помещён в родительский уголок в группе).

        А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников

 и их успешной адаптации к обучению.

  • Испытывать уважение к ребёнку как к личности.
  • Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  • Развивать и поддерживать интерес ребёнка к обучению.
  • Убеждать ребёнка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
  • Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
  • Не требовать любой ценой высоких оценок и результатов.
  • Объяснить, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  • Не наказывать ребёнка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
  • Строго придерживаться режима дня.
  • Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
  • Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе.
  • Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребёнка.
  • Для мобилизации внимания ребёнка напоминать правило «Успеваек»: «Делай всё скорее сам, не смотри по сторонам, делом занимайся, а не отвлекайся!»
  • Два раза в неделю выполнять с ребёнком комплекс из 7 упражнений для укрепления мышц спины и живота (с целью сохранения правильной осанки).
  • Вместе с ребёнком как можно чаще делать «пальчиковую» гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции лёгких и поддержания хорошего настроения.
  • Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лёжа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течении 10 минут).
  • Следить, чтобы после школы ребёнок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
  • Обеспечить отход ребёнка ко сну не позже 21.00. За 10 минут до сна проветрить комнату. Посидеть на кровати рядом с ребёнком; погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра будет всё хорошо, всё у него получится, что он очень умный и добрый.
  • Следить, чтобы пробуждение ребёнка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить у изголовья детской кровати будильник противопоказано).
  • Проводить утреннюю гимнастику под музыку.
  • Перед завтраком дать ребёнку выпить стакан фруктового или овощного сока.
  • Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами, микроэлементами, белками, лёгкими углеводами, витаминами.
  • В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зелёный лук. Обеспечить ребёнка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
  • Нужно убедительно сказать ребёнку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.
  • Предупредить ребёнка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять тёплый чай в столовой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Готовность ребёнка к школе"

Ознакомить родителей с показателями готовности ребенка к обучению. Определить роль семьи в предшкольной подготовке ребенка....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?»

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?» Тема: «Зачем ребёнку нужна игра?»Форма проведения: Круглый стол.Цель: ...

Круглый стол «Проблемы преемственности и пути их решения. Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе»

Программа направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.Па...

Круглый стол "Необщительный ребёнок в ДОУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ....

Круглый стол «ВЕЖЛИВЫЙ РЕБЁНОК»

Советуем, как воспитать вежливого ребенка....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?»

laquo;Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезное. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и ...