"Почитай мне, мама"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Герасимова Юлия Владимировна

В представленной статье подробно охарактеризовано влияние природоведческой литературы на экологическое сознание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochitay_mne_mama.docx186.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Почитай мне, мама»

Влияние природоведческой литературы на экологическое сознание дошкольников

«Люди перестают мыслить,

когда они перестают читать».

Д.Дидро

                                   «Где есть поветрие на чтенье,

                                                                                    В чести там грамота, перо.

Где грамота – там просвещенье,

Где просвещенье – там добро».

П.А.Вяземский

         

         Хорошая книга – не только радость и наслаждение, она – наш мудрый и добрый друг, советчик и воспитатель. Всё то, что ребёнок видит на улице или с экрана телевизора, всё, о чём он случайно слышит в разговоре взрослых, книга объяснит не только с научной и технической, но, в первую очередь, с человеческой, моральной, нравственной точки зрения. Литературные произведения знакомят ребёнка с окружающим и природным миром, воспитывают и развивают его способности. Учёные и педагоги уже давно забили тревогу – дети всё меньше и меньше интересуются чтением. Его место занимает телевидение и Интернет. Раньше Россия была самой читающей страной в мире, а сейчас занимает лишь 33-е место среди 40 развитых стран.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

              Благодаря чтению:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  • развивается смысловое восприятие ребёнка;
  • развивается его внимание, память, мышление, воображение;
  • повышается его грамотность;
  • развивается речь и увеличивается словарный запас;
  • формируется внутренний мир ребёнка.

   Хорошая речь ребёнка – это показатель его здоровья: физического и психического. Речь взрослых – эталон для подражания, поэтому взрослым нужно тщательно за этим следить. Чтение – основное средство приобщения ребёнка к своему родному языку, к культуре, поэтому очень важно развить у ребёнка интерес и любовь к чтению. Ребёнок должен вынести из всего разнообразия книг главное: знать – интересно, знать – необходимо, человек добывает знания, чтобы сделать жизнь на земле лучше и разумнее.

Любовь или нелюбовь к чтению закладывается в семье. Если вы любите читать, это не значит, что и ребёнок автоматически полюбит книги. Мы с вами все разные. Но каждый из нас, так или иначе, связан с природой. У В.Бианки, тонкого знатока природы, есть замечательные слова: «Растения и животные, леса, и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с ними всеми своими голосами». Насколько богаче и счастливее жизнь тех людей, которые умеют слушать и слышать эти голоса, отвечают на них улыбкой и хорошим настроением. Следует помнить, что родители – лучший пример для ребёнка. Чтобы привить любовь к чтению, необходимо читать ребёнку вслух каждый день.

   Многие книги о природе для детей написаны учёными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает познать природу во всём её многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Н.М.Павлова – учёный-растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна их детских книг – «Жёлтый, белый и лиловый». В.Бианки – учёный-биолог – во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как  муравьишка  домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н.Сладков – топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за её сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.  Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык произведений и иллюстрации художников.

    К выбору книги для чтения следует относиться очень серьёзно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, С.Есенина, В.Бианки, К.Паустовского, Е.Серовой, Н.Сладкова, Ю.Дмитриева, Г.Снегирёва и многих других писателей и поэтов. Важно отбирать высокохудожественную литературу. На мой взгляд, сейчас появилось очень много некачественной литературы, например, переводы не очень известными авторами известных сказок.

     Каждое мгновение в жизни природы прекрасно по-своему: и морозный январский день, и солнечный мартовский, и апрельские звонкие трели птиц, и памятные дни золотой осени.

 

  Как же можно развивать мышление с помощью книг?

  • Разыгрывать сценки из прочитанной книги;
  • Находить в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги;
  • Сравнивать прочитанные книги со снятыми фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает, а что нет;
  •  Учить пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи.

   Следовательно, природоведческая литература  влияет не только на экологическое сознание ребёнка, но и тем самым повышает экологическую культуру детей, которая включает в себя овладение элементарными экологическими знаниями о природе, познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных объектов и практические умения бережно относиться к растениям и животным.

                                 

                                                         

                                                                                                                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почитай мне, мама, или с какими книгами лучше дружить?

это памятка для родителей по ознакомлению малыша с художественной литературой. распечатывается с двух сторон на листе А4 и складывается втрое...

Почитай мне, мама, сказку

Консультация для родителей...

Почитай мне мама сказку

Круглый стол для родителей...

Почитай мне мама...

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и...

"Почитай мне мама книжку"

Консультация для родителей...

Почитай мне, мама!

консультация для родителей...