Консультация для родителей "Что и как читать малышу?"
консультация (старшая группа) по теме

Сливко Елена Ильинична

Что и как читать малышу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Подготовила Сливко Е.И.

Что и как читать малышу?

           Художественное слово - важнейшее средство воспитания маленького ребенка.

   Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство ребенка с окружающим миром.

   Если ребенку систематически рассказывают сказки, рассказы у него развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. Пусть они вначале (до полутора лет) еще очень слабы. К концу третьего года жизни он уже способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

   Трехлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относится к книге.

        С чего начинается воспитание у ребенка умения воспринимать художественное слово?

Читая или рассказывая ребенку, надо следить, чтобы он сидел спокойно, внимательно слушал, не отвлекаясь и не занимаясь ничем посторонним. Здесь играет роль и обстановка, в которой читают, и выразительность слова чтеца, и умение донести до ребенка содержание произведения. Прежде всего, он должен почувствовать, что слушание  - это серьезное занятие, а не забава. И совсем неправильно, когда ребенку читают во время еды, лишь бы он съел всю полагающуюся ему порцию, или во время прогулки, чтобы он посидел спокойно и отдохнул от подвижных игр.

 Если ребенок приготовился слушать чтение книжки, надо обязательно выключить радио (ничто не должно отвлекать), усадить его поудобнее, так. Чтобы он мог не только хорошо видеть лицо читающего, но и даже заглянуть в книгу с иллюстрациями.

  На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством его общения и со взрослыми и с детьми.

  Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребенок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить ее в отведенное место.

  Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по- прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Наряду с повторением уже знакомых потешек,  прибауток, малыша знакомят с новыми, более сложными.

          Ребенок - один из главных образов поэзии малых форм.

    Наша Маша маленька,                                      Опушка бобровая,

    На ней шубка аленька,                                      Маша чернобровая.

  Здесь о ребенке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. Читая это стихотворение детям, надо обратить внимание на наряд девочки, алую шубку, платочек. Во время сборов на прогулку малышу можно напомнить об этом, похвалить его наряд, сравнить с шубкой Маши, в. Этом стихотворении  отсутствует игровой момент, но ребенка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нем самом стихотворение!

       Малыш заупрямился, не хочет умываться – взрослый показал ему не хитрую игру с водой: «Водичка, водичка, умой мое личико..»

     Внося в бытовой момент эмоционально – игровое действие и певучее ласковое слово, взрослый изменяет отношение ребенка к той или иной процедуре.

   Поэтическое слово сопровождает и игру. Чисто игровое значение сохранили песенки - игровые сюжетные прибаутки:

      Ай, качи - качи, качи!                           Все румяны, горячи.

     Глянь – баранки, калачи!                     Налетели тут грачи,

     Глянь – баранки, калачи,                    Подхватили калачи,

     С пылу, с жару, из печи.                      Нам осталися  Бараночки!            

 В детском фольклоре немало песенок, стихов о животных. Коза, козленок знакомы малышу по игрушкам, картинкам. К трем годам он мог видеть их живыми. Стихотворение о козлике напомнит ему реальную картину:

  Привяжу я козлика                                 Стой, мой козлик,

  К белой березке.                                      Стой, не бодайся,

  Привяжу рогатого                                    Белая березка,

  К белой березке:                                      Стой, не качайся.

 Вот прибаутки о котике:

  Как у нашего кота                           Пошел котик на улочку,

Шубка очень хороша.                          Купил котик бутылочку,

Как у котика усы                                 Самому ли съесть,

Удивительной красы,                         Или Бореньке снесть?

Глазки смелые, зубки белые.           Я и сам укушу,

Пошел котик на торжок,                Да и Бореньке снесу.

 Каждый ребенок не раз видел кошку или играл с ней, гладил, кормил, поэтому стихи воспринимаются легко. После нескольких повторений малыш запоминает текст и сам будет произносить сначала 2-4 строчки, а затем и все стихотворение. Прибаутка о кисоньке построена на диалоге:

 - Кисонька - Мурысонька,                                    Что из муки пекла?

 - Ты где была?                                                          - прянички.

 -На мельнице.                                                          – Кисонька – Мурысонька,

-Кисонька – Мурысонька.                                      – С кем прянички ела?

- Что ты там делала?                                        - Одна.

-Муку молола.                                                         – Не ешь одна, не ешь одна!

 -Кисонька – Мурысонька,

После двух трех повторений ребенок сможет отвечать на вопросы за кошку. Чтение в лицах - тоже игра; это первая в жизни ребенка драматизация.

Совместное чтение взрослого и ребенка доставляет ему огромную радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Читайте детям сказки"

Сказки - первые произведения с которыми знакомятся дети. Они вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Учат доброму отношени...

Консультация для родителей: "Какие сказки читать детям".

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют песонажу....

Консультация для родителей: "Какие сказки читать детям".

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют песонажу....

Консультация для родителей «Как научить читать».Автор: воспитатель Русакова А.Н.

В этой консультации Вы найдёте правила, обязательные для успешного обучения чтению.....

Консультация для родителей "Сказки, которые читаем детям"

Сказки, которые мы читаем детям(консультация для родителей младших дошкольников) Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе рус...

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» (Консультация для родителей)

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»(Консультация для родителей) Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в  поколение. Сказка...