«Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии»
консультация по развитию речи по теме

Воронина Елена Алексеевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии»

Целью использования Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) - технологий в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Несколько игр по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии, которые рекомендую использовать в своей работе.
1. «По кругу»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры: 
Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.
2. «Предложения по цепочке»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.
Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.
3. «Паровоз»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,  прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
4. «Необычные загадки»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.
Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.
В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.
 5. «Что таким бывает?»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.
6. «Запоминай-ка»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.
 После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.
Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.
7. «Кто что делает?»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки на заданный звук
Ход игры:
В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т. д.
8.  «Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. Д   О   М
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.
9. Игра «Пароль»
Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку, в названии которой есть число».
Возможные варианты детей:
• «Три медведя»
• «Три толстяка»
• «Волк и семеро козлят»
• «Белоснежка и семь гномов»
• «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях2
• «Дочь семилетка»
• «Семь Симеонов»
• «Три калача и одна баранка»
• «Мудрая девица и семь разбойников»…
 10.  Игра «Наоборот»
На первом этапе

Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый - ленивый
Вежливый - грубый
Грустный - веселый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Упрямый – покорный.

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки.

«Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко. Скажу тебе я слово трус,  ответишь ты храбрец. Теперь начало я скажу. Ну отвечай... конец»

«Я антоним слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому, что я ...... .(зима)»

«Я антоним шума, стука без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, да и в школе я нужна, называюсь ...... (тишина).»

«Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой. И в бутылках лимонада, а зовут меня .... (прохлада).»

Дети любят выполнять и такие задания как «закончи

народную пословицу», например:

Ученье - свет, а не ученье ...... (тьма)

Знай больше, а говори ... .....(меньше).

Корень учения горек, да и плод ... ..(сладок).

11. Игра «Хорошо – плохо»

У каждого объекта есть «хорошие» и «плохие » свойства. Отыскать эти противоречивые свойства - значит сделать шаг к решению конкретной проблемы из множества на тропе, ведущей в мир идеальных объектов. А чтобы идти по этой тропе от решения к решению, необходимо диалектическое мышление, формированию которого и помогает игра «Хорошо - плохо».

Вариант 1. Для игры выбирается объект, безразличный для ребёнка, не связанный с некоторыми людьми,   не вызывающий у них стойких ассоциаций и не порождающий положительных или отрицательных эмоций. Это может быть карандаш, шкаф, книга, лампа и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу.

Пример: настольная лампа (Х - красивая, П - неустойчивая; Х - стеклянная, от нее много света, П - легко может разбиться; Х - удобно. Можно ставить на стол, П - неудобно. Нельзя повесить на стену).

Вариант 2. Может случиться, что объект, предложенный для игры, вызывает у ребёнка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что в свою очередь приводит к однозначной оценке : кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т.д. в этом случае обсуждение идет в том же порядке, только взрослый должен помочь ребёнку увидеть

другую, хорошую или плохую сторону объекта.

Пример: делать уколы (П - потому что больно, Х- быстро

вылечишься; П - не нравится, страшно; Х- но зато потом мама

говорит, что я смелый; П - не люблю, потому что иголка острая и

колется, Х - мама мне после уколов мне сказки читает.

Вариант 3. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамичному варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное. При этом объект игры постоянно меняется

  • Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот.
  • Живот болит - это хорошо, можно сидеть дома, читать или спать.
  • Сидеть дома - плохо, скучно и на улицу не пускают.
  • Когда на улицу не пускают, можно много друзей в гости пригласить.
  •  Много гостей - плохо, потому что шумно и беспорядок.
  • Беспорядок - это хорошо, все вещи можно расставить по-новому.
  •  Когда все расставишь по-новому, то не помнишь, где что

лежит  и т.д.

Вариант 4. Одним из возможных вариантов развития игры «Хорошо-плохо» может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

  • Вы любите мороженое?
  • Конечно, это же так вкусно. Скажите, если съесть одну ложку мороженого - это вкусно?
  • Вкусно, но мало.
  • А десять ложек?.. А сто?.. А если съешь ящик мороженого? Превратишься в ледышку.

Пример:   конфеты

  • Если съесть одну - вкусно, приятно; если много - зубы

испортятся, придется лечить.

Пример: лекарство

  • Одна таблетка (в соответствии с рецептом врача) - хорошо,

поможет вылечиться. Много таблеток сразу - яд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

   Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, в...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии

Игры с использованием элементов ТРИЗ технологии развивает речь, логическое мышление, память, воображение....

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии

Уважаемые коллеги, хочу предложить Вам несколько игр по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии, которые я использую в своей работе....

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементовТРИЗ технологии....

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии....