Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
консультация (подготовительная группа) на тему
В познании ребёнком других людей наблюдается определённая последовательность и стадиальность: сначала ребёнок выделяет человека как субъекта общения и деятельности, затем переходит к характеристике его самого, фиксируя сначала внешние признаки, а позже начинает познавать и внутренние переживания, цели и стремления людей, но через внешние их проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emots_sfery.docx | 52.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время. «Обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительных групп (6-7 лет), которые наряду с дошкольными учреждениями посещают занятия по подготовке к школе, различные секции и кружки. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим способом взаимосвязаны с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психическое развитие ребенка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, поэтому при подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, мышление, внимание. Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Нарушение в общение, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка в социуме, причина серьезных эмоционально личностных проблем в будущем. Таким образом, среди основных задач воспитания можно выделить формирование положительных эмоций и коррекцию недостатков в этой сфере. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу, как для физического, так и для психического развития. Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное наименование.
К 6 годам дошкольник должен:
- Естественно пройти фазы своего развития, преодолевая закономерные возрастные трудности;
- Научиться испытывать чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
- Реализовать свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны взрослых;
- Обладать устойчивым чувством «Я», уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в т.ч. своих притязаний и возможностей
- Быть способным к сопереживанию;
- Не проявлять выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
- Быть контактным и общительным, стремиться к взаимодействию со сверстниками на равных
В этом помогут специальные занятия и игры:
Игра «Составь портрет»
Дети составляют из разрезных карточек портрет. В игре используются пиктограммы – набор из 5 карточек с символическим изображением различных эмоциональных переживаний (радость, огорчение, страх, гнев, удивление)
Игра «Изобрази попробовав»
Детям предлагается с закрытыми глазами пробовать кусочки фруктов и овощей на вкус и показать мимикой, что они съели. Остальные дети должны угадать. В случае затруднений, взрослый дает подсказки – загадки.
Игра «Море волнуется раз»
Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, фигура радости (страха, печали, гнева и т.д.) на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние.
Игра «Зеркало»
Ребенок должен придумать, кем он предстанет перед волшебным зеркалом. Например: «Я злой тигр», «Я веселый котенок», «Я грустный клоун»
Игра «Маски»
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений
На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.
Игра «Колобок»
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос.
Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку»
Кубик
Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности
Взрослый бросает кубик, на каждой грани схематически изображено лицо, выражающее какое-либо состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
Люблю – не люблю.
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Взрослый, а затем дети называют разнообразную пищу, остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
«Волшебный карман»
Цель: развитие воображения, выразительности движения, сообразительности, произвольности
Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим.
Обувь
Цель: развитие воображения, выразительности движений, чувства юмора
1-й вариант: взрослый называет обувь и предлагает кому-либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.
Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, балетные тапочки, калоши большого размера и т.п.
2-й вариант: взрослый называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.
3-й вариант: взрослый раздает детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь
Игры можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 человек), 1-2 раза в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....
Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника
Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
советы психолога по развитию положительных эмоций ребенка...
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через объединение видов искусства: музыка + танец + ИЗО».
Обобщающий опыт работы...