Консультация для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"
консультация (подготовительная группа) по теме
Консультация для родителей будущих первоклассников "Готов ли Ваш ребенок к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе. Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем.
Второй момент, наиболее хорошо известный всем, — это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т. п.). Перечисленные умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребенок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Беспокоиться по поводу малой осведомленности современных детей почти не приходится. На них и так обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и потому легко забываются. Радио, телевидение, печать и реклама наполняют сознание дошкольников самой разнообразной информацией, но не способствуют ее систематизации и обобщению. Поэтому интеллектуальная готовность детей пяти-шести лет, с одной стороны, относительно высока, а с другой, в ней недостает самого существенного — умения самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения.
Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими детьми, людьми, в частности взрослыми, педагогами, учителями.
Готовность к школе предполагает наличие мотивационной готовности. Младшие дети, наблюдая за ходом и результатами учебной деятельности старших, обычно имеют высокую мотивационную готовность. Чуточку завистливое отношение к привилегиям старших братьев и сестер, уже посещающих школу, развивает у младших стремление поскорее приобщиться к школьной жизни. Им нравятся учебные принадлежности и уважительное отношение окружающих к рабочему месту и школьным обязанностям этих «счастливчиков». А право присутствовать при таком «священнодействии», как выполнение домашних заданий, завоевывается ими лишь идеальной дисциплиной и послушанием.
Желание учиться
Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. A если бы не мама, я бы в школу и не ходил».
Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвёртый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь».
A теперь спросите своего ребёнка: «Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?»
Развитие речи
Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Просите ребёнка пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма. Самый эффективный способ, – чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса е день. Задавайте вопросы о прочитанном, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте ребёнка, как прошёл его день, что интересное он видел.
Навыки общения
- Умение слушать собеседника не перебивая его;
- Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
- Пользоваться словами, характерными для вежливого общения.
Часто родители жалуются на то, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону. Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.
Например: «Мама звонит дочке», «Внучка поздравляет деда», «Узнать, какой фильм идет в кинотеатре», «Вызвать врача к заболевшему брату» - эти и другие ситуации, разыгранные вместе с ребенком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.
Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.
Фонематический слух
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Загадайте загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? A если слог «ЛЮ»? Если ребёнок слышит и называет «лишние слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё е порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями.
Словесно-логическое мышление
Попросите ребёнка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу, зимой без одежды, то...», «Прошёл дождь, поэтому...», «У Саши сегодня отличное настроение, потому что...»
B игре «Четвёртый лишний» ребенку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, окно, диван.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например «день – ночь, лето – ... (зима)»; «часы - время, градусник – ... (температура)»
Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально.
Уровень самоконтроля
Сыграйте с ребёнком в игру «да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы.
Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)
Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги. На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите ребёнка повторить его. Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке.
Подготовила:
учитель – дефектолог
Попова Ирина Валериевна
Первый раз в первый класс.
- В какое время года бывает снегопад?
- В какое время года бывает листопад?
- В какое время года бывает ледоход?
- В какое время года бывает половодье?
- В какое время года идет дождь?
- В какое время года гроза?
- В какое время года появляются листья на деревьях?
- В какое время года птицы вьют гнёзда?
- В какое время года появляются птенцы?
- В какое время года день равен ночи?
- В какое время года можно увидеть росу?
- В какое время года бывает град?
- В какое время года бывает иней?
- В какое время года растут подснежники?
- В какое время года готовят сани?
- В какое время года готовят телегу?
- В какое время года река покрывается льдом?
- В какое время года у животных линька?
- В какое время года сеют озимые?
- В какое время года собирают урожай?
«Что из чего делают?»
- Что делают из муки? (хлеб,...)
- Что делают из молока? (творог,...)
- Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,...)
- Что делают из шерстяных ниток? (носки,...)
- Что делают из песка? (стекло,...)
- Что делают из глины? (кирпич,...)
- Что делают из металла? (инструменты,...)
- Что делают из нефти? (бензин,...)
- Что делают из хлопка? (ткань,...)
- Что делают из древесины? (мебель,...)
- Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,...)
«Что делают?»
- Песок сыплют, а воду ... (льют)
- Стол накрывают, а постель ... (стелят)
- Котлеты жарят, а суп ... (варят)
- Цветы водой поливают, а огонь ...
- Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...
- Воду можно разлить, а горох ...
- Стол можно сломать, а стакан ...
- Сено косят, а волосы ...
- Нитки прядут, а холст ...
- Платье шьют, а шарф ...
"Говори правильно" Какое слово в предложении лишнее, ненужное? Как исправить предложение, чтобы оно было грамотным?
(В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
(Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
Поступающий в школу ребёнок , должен: 1.Умение назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку. 2. Свой возраст (желательно дату рождения). 3. Свой домашний адрес; страну в которой живёт. 4. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать какое сейчас времена года, какой месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идёт снег?», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы?» и пр. 5. Домашних и диких животных, их повадки и их детёнышей. 6. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребёнок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет (обувь, одежда, ягоды, воздушный транспорт, наземный транспорт, профессии и т.д.) 7. Владеть навыком исключения из ряда слов и объяснить, почему лишним является именно оно. 8 .Находить сходство и различия между предметами:
9. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетание. Уметь их нарисовать. 10. Запомнить 5-7 из четко названных 10 не связанных между собой простых слов. 11. Запомнить и назвать не менее 5 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребёнку в течение 30 секунд. 12. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детёныш – телёнок. А у лошади?». И пр. 13. Знать 10 – 12 основных цветов. 14. Самостоятельно передавать содержание литературных текстов. Уметь составлять рассказ по картинке или серии картинок. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ. 15. Использовать в речи антонимы, синонимы, существительные с обобщающим значением. 16. Различать гласные и согласные звуки; разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. 17.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх-низ и т.д.) 18. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов. 19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения. Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью. Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков? . Примерные задания для развития звукового анализа:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг; б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
2. Примерные задания для развития языкового анализа:
3. Развитие слогового анализа:
4. Примерные задания для развития лексики:
5. Примерные задания для развития словообразования:
6. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий. 7. Примерные задания для развития навыков связной речи:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Консультация на тему «Как подготовить ребенка к школе»
простые советы для родителей будущих первоклассников...
Консультация для родителей. Речевая готовность ребенка к школе.
Наиболее значимым дл...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе."
Родителям будущих первоклассников о речевой готовности к школе....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Автором представлен практический материал для родителей воспитанников подготовительной к школе группы по их подготовке к обучению....
консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе"
Многие родители считают, что подготовка к первому классу может ограничиться покупкой необходимых школьных принадлежностей. Главное, что р...
Консультация для родителей. " Как подготовить ребенка к школе".
Рекомендации как подготовить ребенка к школе....