Книжка для малышки
консультация (старшая группа) на тему

Головко Светлана Владимировна

Как выбрать книгу для своего ребенка. Рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные рекомендации по выбору книжки для детей дошкольного возраста.

          Первое — это содержание. Конечно же, оно зависит от возраста детей. Для малышей 2-3 лет большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская) - потешки, прибаутки, короткие стихи А. Барто, С. Маршака и др. Малышам также нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный малышу, но яркий сюжет. Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего мира, помогает не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется пять раз, или бесконечные вопросы «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет» и ответы «Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка...» и т.п. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл. Несколько позже (в 4-5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки - Ш. Перро, X. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, словами, понятными только взрослым, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Изложение сказки должно быть увлекательным и совершенно доступным детям, т.е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И, конечно же, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Все это помогает усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я. Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем, требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. Итак, в сказках главное — понимание их смысла, проникновение в их содержание. Дошкольникам важно читать также рассказы познавательного содержания - о животных, явлениях природы, разных приключениях и пр. Однако при этом следует учитывать возрастные особенности дошкольников — их потребности и возможности. Это возраст высокой познавательной активности, его иногда называют «возрастом вопросов» или «возрастом почемучек». Вопросы 4—5-летнего ребенка поражают взрослого своей неожиданностью. Детей этого возраста интересует все: почему медведи не носят бусы и брошки, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу, кто в черешни косточки положил и пр. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Ответить на эти вопросы и поддержать познавательную активность детей могут помочь книжки. При этом нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети (даже современные) познают мир в основном наглядно-образным путем. Они строят образы на основе своего опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия и естественно-научные обоснования устройства мира. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животных (как это делается в некоторых современных изданиях). Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Их интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. Именно эту информацию могут дать познавательные книжки. Здесь опять же важны доступность и простота изложения познавательного материала. И, конечно же, представить и усвоить все это помогают картинки. Книжки для дошкольников обязательно должны быть с картинками. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают проникнуть в содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно вспомнить, «про что было в книжке». Картинка в детской книжке — это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста. Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми ив то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события. Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего. Поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют. Естественно, выбирая книжку в магазине, довольно трудно (а иногда и невозможно) детально проанализировать разные аспекты книжки и учесть все рекомендации. Для облегчения выбора нужной книжки в Московском центре психолого-педагогической экспертизы игрушек проводится оценка детской печатной продукции по всем показателям, описанным выше. Книжки, отвечающие всем требованиям, получают специальный знак «Детские психологи рекомендуют». Мы надеемся, что этот знак станет ориентиром в море печатной продукции для детей и поможет взрослым выбирать действительно хорошие книжки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. II младшая группа Тема: "Книжки для малышки"

На что обращать внимание, покупая литературную новинку своему малышу....

«Книжки для малышки»

Консультация для родителей (вторая младшая группа) ...

Консультация для родителей по теме "Книжка для малышки"

Педагог дает практические рекомендации для родителей как подобрать книжку для своего малыша....

Консультация для родителей (вторая младшая группа) «Книжки для малышки»

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Данная консуль...

Буклет "Книжки для малышки"

Консультация для родителей: что и как читать по возрасту ребенка....

Консультация для родителей «Книжки для малышки»

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг....

Мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в группе раннего возраста «Умные книжки – умным малышкам».

Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста;             привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей      ...