"Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника"
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация будет полезна родителям дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
"Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника"
Зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т.д.
Необходимо возрождать традиции семейного чтения.
Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.
Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми и чтобы они были счастливы.
И все, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего, он должен научиться читать.
Мы говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это абсолютно «семейное» дело. Все начинается с раннего детства. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему?»
Ранний возраст благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.
Зачем нужны книги в раннем и дошкольном возрасте?
• они помогают развивать особую связь между ребенком и родителями;
• помогают познавать искусство слова и живописи, благодаря иллюстрациям;
• прививают навыки слушания;
• помогают подготовить ребенка к процессу обучения чтению;
• развивают кругозор и эмоциональную сферу;
• помогают развивать воображение;
• доставляют ребенку удовольствие.
Когда читать?
• как только ребенок родится;
• выделять несколько минут, но каждый день;
• выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
• приучать ребенка «ждать» время для чтения;
• читать в любом месте;
• утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.
Как читать?
• выбирать удобное место;
• читать наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
• находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
• рассматривать книжки-картинки;
• читать с « выражением»;
• давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
• перечитывать любимые книги.
Несколько полезных и интересных идей
Рассказывайте, пойте и играйте с ребенком.
Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «Моем руки», «садимся на стул», описывайте то, что видите – так вы готовите внимательного слушателя.
Выделяйте время для чтения каждый день.
Начинать читать надо с первых же месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева – направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Все время обращайтесь к книге и чтению.
Окружите ребенка материалами для чтения.
У ребенка должны быть обязательно свои собственные книги. Какие? Прежде всего, те, которые он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему ребенку склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многим другим вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.
Медленно и с удовольствием.
Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актерами, (вспомните о нереализованных мечтах стать « Звездой экрана»!) Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему ребенку это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст ребенку время вдуматься в то, что он слышит, « переварить» прочитанное, понять события, место и героев.
Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у ребенка, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
Читайте снова... и снова.
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение, почитать или рассказать что-нибудь новенькое, отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку « читает». Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.
Читайте везде и всегда.
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке обязательно лежит книга.
Если ваш ребенок знает буквы и читает по слогам, поощряйте чтение вывесок, названий взрослых книг, ваших рабочих документов — все пойдет на пользу делу.
Не заставляйте ребенка читать.
Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если ребенок этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет — оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки -–путь к не чтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении.
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок. Просите вашего ребенка почитать вам, когда он уже научится читать пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста – не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН читает ВАМ, преисполненный важности. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.
Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка
Консультация для родителей...
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка в обществе.
ФГОС ДО для родителей...
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка в обществе.
семейное воспиттание...
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
Дети являются гордостью своих родителей...
«Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка»
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится н...
Консультация "Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника"
Необходимо возрождать традиции семейного чтения. ...
Консультация для воспитателей «Роль педагога в воспитании культуры чтения у ребёнка дошкольника»
laquo;Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,Если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –В годы отрочества душа подростка будет пустой.На свет божий выползает, ка...