Диагностика мелкой моторики
учебно-методический материал по теме
Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика мелкой моторики | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия проведения тестирования. - Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом) - Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки. - Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет « рукость ». Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять ». 1. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду». - Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет. «Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками». - Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает. 2. «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой. «Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.
5. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворуки е очень редко берут его левой рукой. 6. «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки. 7. «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно. 8. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку. 9. «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». Посмотрите, большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту. Ваш ребенок правша, левой - левша.
10. «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот. 11. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху? 12. «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное - ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука. 13. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел. 14. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок? 15. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует. Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования « рукости » ребенка можно использовать таблицу: Интерпретация полученных результатов: - При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». - Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки». - Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (лева) рука».
Итак, тестирование выявило, что ваш ребенок левша… Если вы воспитываете левшу, то, прежде всего, позвольте от души вас поздравить. Вам выпал редкий шанс посмотреть на мир другими глазами - глазами художника, поэта, фантазера, философа. Ни в коем случае не поддавайтесь соблазну привести вашего ребенка «к общему знаменателю» и не разрешайте это делать родственникам или педагогам. Мало того, что это попросту бесполезно, но, что еще хуже, чревато расстройствами поведения и невротическими реакциями у ребенка. Психологи давно доказали, что левшей нельзя переучивать, ведь леворукость - это не болезнь, не дурная привычка и не прихоть. То, какую руку мы предпочитаем, заложено врожденными генетическими особенностями, особенностями внутриутробного развития и протекания родов. До 4 лет предпочтение руки может меняться , но если к этому возрасту, ребенок устойчиво предпочитает действовать левой рукой, и если в семье есть левши, то имеет смысл проконсультироваться с нейропсихологом (специалистом, изучающим индивидуальные особенности развития мозга) на предмет дальнейшей стратегии в обучении ребенка. Некоторые дети одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, их называют амбидекстрами . Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких , но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от переучивания (которое им, собственно, и не требуется). Иногда у праворуких детей имеется как бы «скрытое левшество », в котором можно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец, а при переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.
Как правило, леворукие дети отличаются творческой одаренностью и нестандартностью мышления. Вместе с этим, именно среди леворуких детей много трудных подростков и детей с проблемами в обучении. Это вовсе не значит, что левши обладают худшими способностями к учебе, а говорит лишь о том, что наша усредненная система образования не учитывает особенности развития леворуких детей и не располагает программами обучения, рассчитанными именно на таких детей. Поэтому родителям леворуких детей не стоит полностью полагаться на школу или детский сад в вопросах всестороннего развития. Лучше всего, если вы сами сможете развивать своего ребенка, с учетом его особенностей.
Праворукие Сюда можно отнести большую часть населения планеты. У таких людей нет такого яркого доминирования одной или другой стороны тела. Однако правая сторона активнее используется. Но их легко можно переучить. В случае травмы левая пара без проблем может заменить правую поврежденную.
Амбидекстры Таких людей не много, но все-таки они существуют. Их можно назвать и правшами и левшами одновременно. Хотя они и чаще совершают действия правой рукой, но совсем не означает, что они не могут это сделать левой рукой, а потому что большинство инструментов делается под правую руку. Могут, например, одновременно писать правой и рисовать левой рукой.
Подводим итоги всего вышесказанного: Во-первых, уже к 4-5 годам вы без труда сможете выявить доминирующую сторону тела у вашего ребенка. Если же к этому возрасту ребенка вы не можете точно определить «сильную» сторону вашего малыша, значит он – амбидекстр . Во-вторых, доминирующую сторону тела определяют по сочетанию четырех органов, а именно - ноги, руки, глаза и уха. В-третьих, различают пять разновидностей людей: чистые правши, чистые левши, праворукие, леворукие и амбидекстры . В-четвертых, чистых левшей или правшей, не под каким предлогом, нельзя переучивать, а вот леворуких и праворуких – можно. Но прежде чем переучивать леворукого или праворукого ребенка, необходимо проконсультироваться со специалистом – неврологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика мелкой моторики дошкольников
Диагностика мелкой моторики дошкольников (по Н. В. Нищевой)...
Диагностика мелкой моторики. Предшкольная пора.
Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка. Тестовыезадания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И ...
Диагностика мелкой моторики у дошкольников
Одним из факторов для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики....
Диагностика мелкой моторики у дошкольников
В материале представлены и описаны основные методы диагностики развития мелкой моторики у дошкольников...
Тесты для диагностики мелкой моторики рук
Тестовые задания для диагностики состояния моторики пальцев рук...
Диагностика мелкой моторики
Вашему вниманию предлагается диагностический инструментарий для определения уровня развити мелкой моторики детей дошкольного возраста....
Диагностика мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Методики исследования состояния мелкой моторики (графо-моторных навыков) у детей старшего дошкольного возраста...