Школа для родителей "Раз словечко, два словечко..."
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени – это мало, но в то же время за этот промежуток времени можно успеть очень многое. На что в первую очередь обращайте внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dlya_roditeley_raz_slovechko_dva_slovechko.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа для родителей «Раз словечко, два словечко…»
Цель:
∙ Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
∙ Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
∙ Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.
∙ Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.
Задачи.
∙ Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
∙ Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
∙ Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
Ожидаемые результаты.
∙ Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.
∙ Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.
∙ Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.
∙ Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей.
∙ Повысить уровень развития речи детей.
План:
- Сообщение темы.
- Теоретическая часть
- Практическая часть.
- Заключение.
- Обратная связь «Вопрос-ответ
Ход мероприятия
- Вступительное слово
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас сегодня на школе для родителей «Раз словечко, два словечко…» А будем мы говорить о значении речевого развития наших детей.
- Теоретическая часть
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени – это мало, но в то же время за этот промежуток времени можно успеть очень многое. На что в первую очередь обращайте внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и не уделяют должного внимания тому, как они говорят.
А вспомните, ещё совсем недавно мы переживали за речь наших детей. Когда дети были маленькими, мы очень ждали, когда они произнесут первое слово, когда начнут говорить активно. Ведь так? И сейчас, мы предлагаем вам задуматься о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(логопед записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):
Идеальный результат: нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка были сформированы предпосылки грамотности. А что же получается на самом деле?
Сейчас я предлагаю вам прослушать «Весёлые рассуждалки» ваших детей. (Включаю аудио запись высказываний детей.)
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Но на самом деле, это совсем не сложно используя каждую минутку общения с ребёнком на пользу развития его речи.
И сейчас я хочу Вам рассказать, как интересно и с пользой можно организовать общение с ребёнком. У меня к вам огромная просьба – принимать активное участие и, пожалуйста, поделитесь с нами: может быть, вы играете в такие же игры дама или в других вариациях, а может быть, сами придумываете какие-то интересные игры.
- Практическая часть. Игра.
Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь.
Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время.
Игра «Подбери признак».
Целью, которой является развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.
Логопед называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
Игра "Найди противоположное слово".
В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).
Луна видна ночью, а солнце ....(днем).
Огонь горячий, а лед .....(холодный).
Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).
Река широкая, а ручей ....(узкий).
Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).
Редька горькая, а груша ..... (сладкая).
Игра «Пословицы и поговорки».
Цель игры - развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
«Ученье - свет, а неученье - тьма».
«Меньше говори, а больше делай».
«Труд кормит, а лень портит".
«Готовь сани летом, а телегу зимой».
«Большая работа лучше большого безделья».
«Лето собирает, а зима подъедает».
«Чужбина - калина, родина – малина».
Игра «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».
Предлагаю несколько картинок, из которых нужно выбрать подходящую.
- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами
Он на севере живет, вместо сена мох жует.
- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы.
- Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Игра «Речевые аналогии».
Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).
Игра «Назови лишнее слово»
Среди имен существительных
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
Среди имен прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный; и т.д.
Среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Пришел, явился, смотрел;
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
- Заключение.
Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
И в завершении рекомендации:
∙ Поддерживайте проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
∙ Развивайте умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
∙ Поддерживайте использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
∙ Развивайте речевое творчество, учитывайте индивидуальные способности и возможности детей.
∙ Воспитывайте интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
∙ Развивайте умения письменной речи: читайте отдельные слова и словосочетания, учите писать печатные буквы.
∙ Развивайте умения анализировать содержание и форму произведения, развивайте литературную речь.
∙ Обогащайте представления об особенностях литературы: о родах (фольклор авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
- Обратная связь «Вопрос-ответ» - родителям предлагаются короткие опросники о пройденном семинаре-практикуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...
Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....
"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Буклет "Раз словечко, два словечко..."
Памятка для родителей....
Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...