Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей
"Игры на развитие мелкой моторики"
Цель:
1. ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,
2. показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,
3. дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников
4. познакомить с содержанием игр и упражнений
Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?
Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.
Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
6. Помогать перебирать крупу.
7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
9. Включать и выключать свет.
10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
11. Перелистывать страницы книги.
12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
14. Играть с мозаиками и пазлами.
15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
16. Собирать конструкторы.
17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
18. Лепите вместе из пластилина.
19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
20. Вырезать из бумаги разные фигурки.
21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
22. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
23. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
24. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
25. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Примерный список игр и упражнений для развития мелкой моторики
Хотим предложить вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Итак, давайте поиграем. (Предложенные игры проигрываются с родителями)
В младшем возрасте большое внимание уделяется пальчиковым играм и упражнениям, сопровождающимся текстом. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика
Замок
Я хочу построить дом,
Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нем,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла,
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пес ворота охранял.
Одна рука «пес», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шел,
«Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвел.
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
Радуга
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
Рыбки
Рыбки плавали, ныряли
имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся,
сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся,
растопырить пальчики
То зароются в песке.
снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой
Прогулка
Загибаем пальчики по одному
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
1. Веселые игры с подручными материалами.
«Бумажный шарик».
Для начала всем участникам раздаются одинаковые листочки (можно и тетрадные) и проводится конкурс — у кого получится скомкать из них самый маленький шарик? Затем каждому игроку даётся по стопке листочков и по одинаковой пластиковой банке — кто сможет уместить в эти банки наибольшее количество бумажных комочков?
«Многоликая штриховка».
Попробуйте раскрасить выбранный рисунок так, чтобы каждая деталь была заштрихована или разрисована своим способом. А способов — бесконечное множество: прямой линией, в линеечку, в клеточку, пунктирной линией, волнистой линией, пружинкой, в крапинку, в горошек, в ромбик, в крючочек.
«Миниатюры из фантиков».
Из конфетных фантиков получаются разнообразные миниатюры. Устройте конкурс, кто сможет сложить из фантика самый маленький квадратик, треугольник, прямоугольник, ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку-цилиндр. Эта игра поможет ещё и в изучении или повторении геометрических фигур.
«Серебряный дождь».
Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а любым цветным. Необходимо мелко нарезать или порвать фольгу от конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций цветной бумаги и т.п. и подбросить вверх нарезанные цветные кусочки. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать её с пола. Устраивайте состязания — кто соберёт кусочков больше и сделает это быстрее.
«Спичечные загадки».
По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки: дом, метлу, грабли, расчёску, клюшку, вязальный крючок, лопату, щётку, удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т.д. Можно подсказывать, к какой группе предметов относится загадка: одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце, кастрюля; растения — куст, берёза, ёлка, цветок и т.д.
«Особо ценный груз».
Для неё понадобится любая бумага (подойдёт и газетная), несколько небольших предметов (мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т.д.) и скотч. Объясните, что эти предметы необходимо тщательно завернуть в бумагу, чтобы подготовить к отправке, допустим, за океан. Пусть ребёнок их упаковывает, а взрослый помогает скотчем закрепить бумагу. Таким же образом можно поиграть, например, в «Магазин»: взрослый «покупает» эти предметы и просит ребёнка запаковать их.
Рекомендуемая литература для родителей.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития. 2000.
- Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. — М.: Генезис, 2008.
- Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-пресс, 2003.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь: Серия «Учебники для вузов».– СПб.: Лань, 1999.
- Шанина С., Гаврилова А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М: Мозаика-Синтез. 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._po_melk._mot.doc | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"
Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ «Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей»
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.Чем выше двига...
Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»....
Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....
Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей "
Данная консультация описывает фазы моторного развития ребенка в дошкольником возрасте, описывает взаимосвязь речи и мотрики руки. Предлагаются занятия для родителей дома: игры с предметами, развити...
Консультация для родителей « Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»
Консультация для родителей« Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»...