Консультация для родителей "Антиигрушка"
консультация на тему
По результатам проведенного мною анкетирования родитей я провела групповую консультацию " Осторожно, антиигрушка", в которой дается понятие "Антиигрушки". приводятся примеры таковых, а также описывается воздействие антиигрушки на детскую психикуи последствия такого воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Антиигрушка" | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Осторожно: антиигрушка!»
Подготовила воспитатель
разновозрастной группы
Туник О.Н.
Поведя и проанализировав анкетирование родителей по теме «Любимая игрушка Вашего ребенка», я ужаснулась ситуации, сложившейся по поводу понимания родителями понятия, значения и оказываемого влияния на ребенка антиигрушкой. Печально было видеть следующее: на вопрос: «Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?» 15 родителей ответили , что существуют. Это составило 72% опрошенных. К таким игрушкам относят разнообразных монстров,мультфильмы с агрессивным содержанием, игрушки китайского производства и игры-приложения на различных смартфонах.
Затруднились ответить 3 человека — 14%, от общего числа опрошенных.И считают, что подобных игрушек не существует, так же 3 человека — 14%.
Как видно из результатов тестирования даже те родители, которые признают существование антиигрушки лишь условно могут обозначить таковые. В свзи с вышеизложенным, мною было принято решение о проведении групповой консультации для родителей на тему « Осторожно: антиигрушка», которуя я и предлагаю Вашему вниманию.Предварительно приведу выдержку из письма родительницы, которая на своем собственном опыте ощутила ужас вредоносной игрушки.
.......оставив восьмимесячного младенца на попечение старшего брата, я ушла в магазин. Старший мальчик играл в тамагочи и, когда малыш заплакал, не услышал писка игрушки. Тамагошка « умер»- младенец оказался в больнице с сотрясением мозга, у старшего сына сильнейший стресс.
Из вышеуслышанного напрашивается вывод: забота о виртуальном « малыше» затмила чувства к реальному маленькому брату. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути. Манипулируя сознанием ребенка, он превратил его в раба игрушки, реальная любовь проиграла виртуальной.
Хочется задать вопрос: «Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка?
Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? “
Ведь именно игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
Вера Абраменкова, доктор психологических наук, профессор, хочет поделиться своим взглядом на эту проблему. Возможно ее подход к этому вопросу, поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра - дело серьезное.
Зачем нужна игра?
Во - первых, игра - это школа произвольного поведения . Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: « Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.
Во - вторых - школа морали в действии . Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, « что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
В - третьих, игра- ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее.
Что такое игрушка?
Игра и игрушка, по мнению ученых,- важнейшие составляющие любой культуры.
Игра и игрушка – специфическоесредство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания.
Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет?
Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли.
Иногда ребенок сам находит « игрушки»- предметы - функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая - нибудь коряга, камушек, ракушка, тряпочка и т. д. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный « мусор», пытаясь, навести порядок в детском уголке или выворачиваем карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?
Современная игрушка - что это?
Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле « разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов - психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой и агрессивной.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже триста лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.
Игрушка полезна и вредна. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего для детей. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условие для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляя места для « домысливания сюжета».Ребенок окруженный киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована,может быть навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.
Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека.
Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бетман, Человек- паук, Monstr Hai - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям.
Семилетний мальчик- любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех - пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими « ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.
Есть известная психологическая методика – « несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого на свете нет, дать ему имя и рассказать, где оно живет, что любит делать, чем питается. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессивность. Судите сами. В переводе « поке - мон»- карманный монстр, “Монстр хай» - большой монстр.
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки - трансформеры: человек - машина, человек- чудовище, человек - робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Взрослые словно забыли, что игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем - игрушкой. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы смогли убедиться, может быть антиигрушкой.
Игрушек - море. Вот, например, добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.
Почему кукла Барби- антиигрушка? Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга, они навязывают определенный образ жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, особенно это касается девочек четырехлетнего возраста. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды и развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т. е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентрировать внимание ребенка не на « красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Атиигрушка - это не просто плохая игрушка, т. е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного и отечественного производства.
Умная и добрая игрушка
Но не все так плохо. У нас есть хорошие и « умные» игрушки, вернее сказать, мудрые игрушки.
В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы « Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Конечно « творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.
Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своих любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....