Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу
консультация (подготовительная группа) на тему
Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу
Практикум для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу
Практикум для родителей
Задачи:
- Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
- Повышение педагогической компетенции родителей при подготовке детей к школьному обучению.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и пришли на собрание. Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить ряд очень важных вопросов. Первая часть нашего собрания будет посвящена теме «Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу», во второй части мы обсудим текущие вопросы.
Очень быстро прошло время с тех пор как мы впервые с вами встретились. И вот наши дети стали подготовительной к школе группой. Скоро они пойдут в первый. Каким вы хотите видеть своего ребенка в школе?
Но для начала предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам всем ближе познакомится, ведь в этом году нас стало больше, к нам присоединились несколько ребят.
Игра «Снежный ком» (родители стоят в кругу и по очереди называют свое имя и имя своего ребенка, следующий родитель называет имя предыдущего родителя, имя его ребенка и тд.)
Ведущий: Вот мы с вами познакомились, стали ближе друг к другу, присаживайтесь на стулья. Мы знаем, что многие из вас сегодня на собрание пришли с работы, поэтому предлагаем вам чашечку чая с печеньем и конфетами, угощайтесь, пожалуйста.
Не смотря на нашу неформальную обстановку, все же продолжим наш серьезный разговор.
Что такое готовность к школьному обучению? Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни».
Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Качества эти можно сгруппировать в четыре большие группы:
Эмоциональная готовность к школе (помогает преодолевать эмоциональную неуверенность):
- Способность выдерживать эмоциональные нагрузки;
- Способность выдерживать разочарования;
- Не боятся новых ситуаций;
- Уверенность в себе и своих силах.
Социальная готовность (способность вступать и поддерживать многообразные контакты, связи и отношения)
- Умение слушать;
- Чувствовать себя членом группы;
- Понимать значение правил и умение соблюдать их;
- Конструктивно решать конфликтные ситуации
Моторная готовность к школе (овладение мелкой моторикой):
- Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;
- Способность проявлять собственную инициативу и активность;
- Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;
- Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними
Когнитивная готовность к школе (считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль):
- Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
- Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
- Любознательность и интерес к учению;
- Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
По данным социологов большинство родителей подготовкой к школе считают приобретение специальных умений и интеллектуальное развитие детей и не придают особого значения желанию ребенка пойти в школу. С каждым годом появляется все больше детей, которые психологически не готовы к школе В чем же дело?
Психическое развитие детей идет не плавно и линейно, а скачкообразно, определенными периодами. Каждый период возникает на основе другого и определяется ведущим видом деятельности каждого этапа и его возрастным психологическим новообразованием. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием — воображение. Поэтому если малыш не доиграл, не овладел всеми видами игры, его воображение окажется неразвитым, и он не сможет легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.
Какие же виды игры развивают необходимые компоненты психологической готовности к обучению в школе?
Произвольность в общении со взрослым развивает сюжетно-ролевая игра. важно, чтобы ребенок обращал внимание не на форму роли (атрибуты роли), а на содержание сюжета игры (умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, сравнивая свое решение с решением другого ребенка или взрослого, придумывает действия, разворачивающие сюжет игры).
Развитию умения действовать по инструкции и выстраивать учебное действие способствуют игры с правилами (игры-соревнования, командные игры, настольные).
Формировать у ребенка способность к адекватной самооценке помогут режиссёрские игры. Режиссерская игра — это игра, где ребенок является одновременно создателем сюжета, постановщиком его (предметным воплотителем) и испытателем всех ролей. Такое обобщенное отношение дает ребенку возможность взглянуть и на себя, и на других со стороны.
Теперь я предлагаю всем немного размяться и поиграть всем в игру.
Игра «Найди пару»
Ведущий: Когда зазвучит музыка, вы объединитесь в пары и будете прогуливаться и здороваться друг с другом. При встрече пары должны пожелать друг другу что-нибудь хорошее, приятное. Затем характер музыки изменится. Это сигнал, что пары должны объединиться в четверки. Теперь четверки будут прогуливаться и при встрече высказывать друг другу добрые пожелания. При следующем изменении музыки, я называю цифру и вы должны объединится на заданное количество человек.
Участники «отправляются на прогулку» и выполняют условия игры.
Ведущий: Итак, у нас получилось 4 команды по 6 человек. Команды придумайте себе название. Первая, вторая и третья команда выполняет задание, а четвертая становится экспертом, вы будете анализировать и оценивать работу команд.
Команды тянут карточки с заданием показать игру, способ игры с ребенком. 1- сюжетно-ролевая игра, 2 – игра с правилами, 3 – режиссёрская игра. Эксперты оценивают, победителю – коробка конфет.
Ведущий: А теперь следующее задание. Я раздам командам карточки на которых написаны всем знакомые пословицы про учение, командам необходимо без слов, только жестами показать нам эту пословицу, инсценировать ее, чтоб мы поняли о чем речь. (Учить — ум точить, ученье – свет, неученье – тьма, без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
Пантомима-инсценировка пословиц об учении
Эксперты оценивают, победителю – коробка печенья.
Ведущий: следующее задание для всех.
Упражнение «Как ваш ребенок относится к обучению в школе» К листу ватмана прикреплены карточки с ответами детей на вопрос «хочешь ли ты пойти в школу? Почему?» родителю предлагается угадать ответ ребенка и объяснить его.
Обсуждение рисунков детей «Как я представляю себя в школе»
Ведущий: Попробуем поразмышлять, хотят ли наши дети стать школьниками, какое настроение передают они в своих рисунках: радость, тревогу, неуверенность в себе или даже страх перед школой? Хотят ли наши дети взрослеть?
Ведущий: А теперь давайте с вами представим «портрет» успешного первоклассника.
Упражнение «Коробка». Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит правую ногу в одну коробку, левую - в другую…..
Ведущий: мы с вами прилагаем много усилий чтоб сформировать у детей психологическую и эмоциональную готовность к школе. Пожелаем нашим детям успехов.
Упражнение «Я вам желаю» каждый участник получает вырезанный цветочек и пишет на нем три пожелания: одно нашим детям, второе – родителям, третье – педагогам. Зачитывает пожелания вслух и крепит к доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку подготовиться к обучению в школе
Презентация для подготовки воспитанников к школе....
Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе
Консультация проводилась для родителей детей подготовительной к школе группы. Здесь опсианы основные аспекты психологической готовности ребенка к школе, а также с какими трудностями сталкиваются в шко...
Памятка "Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу"
Памятка для родителей "Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу"Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекц...
Памятка для родителей подготовительной группы "Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу"
В данной памятке даны советы для родителей по подготовке детей к школе...
Как помочь ребенку подготовиться к школе
Любой родитель привык считать своего любимого ребенка умным и талантливым. И это естественно. Поэтому для многих родителей сложно принять тот факт, что их умный, развитый и смышленый ребенок, пойдя в ...
буклет "Как помочь ребенку подготовится к поступлению в школу"
буклет "Как помочь ребенку подготовится к поступлению в школу"...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ"
Практические рекомендации родителям как помочь ребенку подготовиться к учебе в школе....