«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
консультация (старшая группа) на тему

Финеева Елена Валерьевна

Все игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, память, внимание, творческую фантазию и логику малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Воспитатель: Финеева Е.В.

11.02.2018год.

Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук.

Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» дети.

С раннего возраста нужна свобода действий, т. к. движения сопутствуют развитию речи. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук. Каждый день нужно делать ребенку массаж кистей рук.

 Необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики.

-  Можно предложить детям:

1. Упражнения без речевого сопровождения.

Эти упражнения рекомендуется выполнять до пальчиковых игр, сопровождающихся речью. Но это не значит, что они должны проходить в полном молчании. Все положения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет разобраться ему со сложными понятиями “сверху”, “снизу”, “левый”, “правый”, выучить названия пальцев и т. д. После того, как ребенок научится самостоятельно выполнять все упражнения, можно придумывать небольшие сказки, диалоги, изображать героев с помощью рук.

- “Зайчик” (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак).

- “Коза рогатая” (указательный и мизинец выпрямлены, большой палец на согнутых безымянном и среднем).

- “Слоненок” (средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце).

- “Очки” (пальцы правой и левой рук сложить колечками и поднести к глазам).

Также с помощью пальчиков вы можете изобразить, как ходит человечек, или ежика, ковшик, стул, стол, мячик, кошку, собаку, замочек, бабочку, показать, как распускается цветочек, как кошка выпускает коготки, как заводится моторчик и т. д.

2. Пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики.

Взрослый читает стихи или потешки, сопровождая их движениями пальцев или кистей рук:

- “Ладушки” (рус. нар. потешки).

- «Сорока» (рус. нар. потешки)

- “Детки”.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные.

Все такие нужные.

- “Пальчики”.

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять,

Они спрятались опять.

- “Дом и ворота” -

На поляне дом стоит, -

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

- “Засолка капусты”.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

- “Замок”.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли.

- “Моя семья”

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

3. Упражнения- игры:

- “посыпаем дорожку” (предложить ребенку посыпать песком, пшеном, манкой дорожку на столе). Посыпать нужно тремя пальчиками, сложив их “щепоткой”, не выходя за края дорожки.

Цель – развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш.

- “собираем грибы” (разложить на полу кусочки поролона, разные пуговицы и предложить малышу собрать “грибочки” в корзину). Собирать тремя пальчиками.

- “вылови из воды” (в миску с водой бросить кусочки пробки, веточки). Предложить малышу выловить все эти предметы с помощью ложки или сита, которые держать в правой руке. Если ребенок левша – в левой.

- “разложи по порядку” (высыпать в миску бусинки, пуговицы двух цветов). Предложить собрать в одно блюдце бусинки одного цвета, в другое – другого. Собираем тремя пальчиками.

- “колбаски, колобки, блинчики” (лепим из пластилина).

- “открой и закрой” (поставить перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками). Предложить открыть баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Баночки должны быть разного размера и формы.

- “Золушка” (поставить перед ребенком 3 миски: одна заполнена горохом и фасолью, 2 другие миски пустые). Предложить в одну миску двумя пальчиками собрать горох, а в другую фасоль.

Можно усложнить задание: движения выполнять одновременно левой и правой рукой.

«Рвем бумагу». Предложить небольшую бумажку разорвать двумя пальчиками на мелкие кусочки. Нужно сделать это быстро.

«Узелки». Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать. Взрослый развязывает первый узелок, ребенок все остальные.

4. Мы рисуем:

- рисуем вертикальные линии, карандашом или фломастером (сверху вниз);

- рисуем горизонтальные линии (слева направо);

- рисуем на подносе (высыпать на поднос манку и проводить разные линии);

- рисуем ладошкой (в специальные краски опускать ладошку и “рисовать”);

- рисуем пальцем и пробкой (“печатать” можно и с помощью карандаша, крышки);

- рисуем веревочкой (рыбку, мышку, сердечко, улитку);

- учимся технике "примакивания" (кисточкой, смоченной в краске - получается отпечаток, похожий на огонек, листик, цветочек).

5. Используем:

- шнуровку (нанизывание бусинок на шнурок);

- конструктор, кубики, мозаику;

- складываем матрешки, пирамидки, вкладыши;

- застегиваем пуговицы, крючки, молнии;

- собираем пазлы, разрезные картинки, кубики;

- мнем ручками поролоновые шарики, губки;

- массаж пальчиков с помощью массажных мячиков, эспандеров, су-джок.

Соблюдайте правило – при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком. Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши.

ИТОГО:

Все игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, память, внимание, творческую фантазию и логику малыша.

Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте ребенку все, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите ребенка даже за незначительные достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика?» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....