Для родителей
материал по теме
материалы, которые будут полезны родителям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Так ли важно рисование в жизни ребенка?
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.
Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.
Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
ФГОС направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Предварительный просмотр:
Игры, развивающие навыки социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением зрения.
Занятия по социально-бытовой ориентировке дают ребенку предметные представления, знания о нем самом, знакомят с трудом взрослых и явлениями общественной жизни, учат ориентироваться на улице и общаться с окружающими людьми. Все эти направления реализуются не только на занятиях, но и в совместной и свободной деятельности ребенка и взрослых (воспитателей, педагогов, родителей), во всех видах игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры помогают:
- узнать больше о труде взрослых («Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «Больница», «Почта», «Театр», «Автобус», «Школа» и др.);
- познакомиться с различными социальными ролями («Семья», «Дочки-матери»);
- узнать предметы быта и научиться ими правильно пользоваться;
Развитию социально-бытовых навыков способствуют и дидактические игры:
- шнуровки (с различными видами застежек, «Ботинок», «Мелкомоторное панно»);
- настольные игры по правилам дорожного движения («Мой друг светофор», «Улица», «Знаки дорожного движения» и др);
- игры, формирующие представления о мимике, жестах, проявлении эмоций («Эмоции», «Домик настроений», «Пиктограммы»);
- игры, закрепляющие знания об явлениях природы, о свойствах предметов, расширяющие кругозор (лото по темам, «Что из чего», «Кислое, соленое, сладкое», «Свет, звук, вода», «Времена года»);
- игры с дидактической куклой («Одень Машу на прогулку» по временам года, «Маша идет в гости» - по ситуации);
Предварительный просмотр:
Займите меня интересно!
Дети просто поражают своим любопытством. Они стремятся научиться что-либо делать, узнать что-то новое. Для родителей в этот период важно поддержать интерес к новому. Как же можно поддержать интерес?
- Всегда отвечайте на любые детские вопросы. Если вы не готовы ответить сразу, не стесняйтесь сказать об этом ребенку, а лучше поищите ответ на вопрос вместе.
- Для ребенка интересным является то, что он делает вместе со взрослым. Самую большую пользу приносят, конечно же игры.
В какие игры поиграть по дороге домой или в детский сад?
- «Кто без чего не обойдется?» Взрослый произносит ряд слов, но выбрать нужно только 2 самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Например, САД - растения, садовник, собака, земля, забор. Обсуждайте ответы детей.
- «Что снаружи, что внутри?» Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что внутри. Например: дом – шкаф, шкаф – книга, кастрюля - каша, нора – лиса.
- «Отгадай предмет по его частям» Описательно рассказать о предмете, называя его части, но не называя сам предмет. Второй игрок отгадывает загаданный предмет. Например: Четыре ноги, сидение и спинка (стул)
Цифры и стрелки (часы)
Ствол, ветки и листья (дерево)
Учите вместе с нами!
В лесу.
Этот пальчик в лес пошел, загибаем мизинец
Этот пальчик гриб нашел, загибаем безыменный палец
Этот пальчик чистить стал, загибаем средний палей
Этот пальчик жарить стал, загибаем указательный палец
Ну, а этот все съел, крутим и показываем
От того и растолстел! большой палец
Курочка.
Зерна курочка клевала прижать руки ладонями друг к другу (как клюв)
Все клевала и считала стучим «клювом» по столу (клюем зерно)
Раз, два, три, четыре, пять раскрыть ладошки и дробно
стучать по столу, начиная с мизинца
Ну-ка, я начну опять:
Раз, два, три, четыре, пять дробно стучать по столу,
начиная с мизинца
В лесу.
Этот пальчик в лес пошел, загибаем мизинец
Этот пальчик гриб нашел, загибаем безыменный палец
Этот пальчик чистить стал, загибаем средний палей
Этот пальчик жарить стал, загибаем указательный палец
Ну, а этот все съел, крутим и показываем
От того и растолстел! большой палец
Курочка.
Зерна курочка клевала прижать руки ладонями друг к другу (как клюв)
Все клевала и считала стучим «клювом» по столу (клюем зерно)
Раз, два, три, четыре, пять раскрыть ладошки и дробно
стучать по столу, начиная с мизинца
Ну-ка, я начну опять:
Раз, два, три, четыре, пять дробно стучать по столу,
начиная с мизинца
В лесу.
Этот пальчик в лес пошел, загибаем мизинец
Этот пальчик гриб нашел, загибаем безыменный палец
Этот пальчик чистить стал, загибаем средний палей
Этот пальчик жарить стал, загибаем указательный палец
Ну, а этот все съел, крутим и показываем
От того и растолстел! большой палец
Курочка.
Зерна курочка клевала прижать руки ладонями друг к другу (как клюв)
Все клевала и считала стучим «клювом» по столу (клюем зерно)
Раз, два, три, четыре, пять раскрыть ладошки и дробно
стучать по столу, начиная с мизинца
Ну-ка, я начну опять:
Раз, два, три, четыре, пять дробно стучать по столу,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...