"Музыка начинается в семье"
методическая разработка по теме
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с нею малыша!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_muzykalnoe_vospitanie.doc | 1.64 МБ |
muzyka_nachinaetsya_v_seme.docx | 40.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка участника
муниципального конкурса методических разработок по работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях Ровеньского района
«МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ»
Номинация: разработка методических рекомендаций
по работе с родителями
Автор-составитель
музыкальный руководитель:
Гладунова Е.Н.
Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
2. Содержание .........................................................................................................5
3. Список литературы …………………………………………. ........................11
- Пояснительная записка
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Нашим воспитанникам предстоит войти в самостоятельную жизнь. Сложно сказать заранее, кем они станут в перспективе, однако какими они должны быть сегодня, мы, взрослые, должны позаботиться уже сегодня. Не секрет, что большинство людей при взрослении относятся к музыкальному искусству, включению музыкальных моментов в свою взрослую жизнь так же, как это делали их родители и окружающие друзья, взрослые.
Свои первоначальные знания и умения в жизни ребёнок получает в семье, поэтому необходимо с первых посещений ребёнком детского сада взаимодействовать с родителями, для того чтобы не только в ДОУ, но и в семье была комфортная атмосфера для познания удивительного и безграничного мира музыки. Мы знаем, что семья является тем маленьким коллективом, который постоянно принимает участие во всех жизненных проявлениях своих детей.
Важно заинтересовать родителей, сделать их своими союзниками и единомышленниками, потому как взаимодействие ребенка и родителей – актуальный вопрос в современном обществе.
В условиях федерального образовательного стандарта родители (законные представители) представляются участниками реализации образовательного потенциала детей в ДОУ. Отсюда, и вопрос о сотрудничестве учреждения и семьи, в том числе, по музыкальному воспитанию детей особенно важен в наши дни, так как изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму.
Внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека, взаимодействие семьи и специалиста педагога дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач, а выбор новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой безразличны к пониманию музыки с более глубоким смыслом. И вследствие того, что в детские годы в семейном кругу не было должного внимания музыкальному воспитанию возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей.
Как наладить и осуществить обучение с родителями в музыкальной сфере, как заинтересовать и мотивировать их к совместной работе с детским садом, как поддержать их, чтобы единые усилия в музыкальном воспитании детей в конечном итоге дали положительные результаты?
Данная методическая разработка носит рекомендательный характер.
Цель работы - привлечь внимание родителей к музыкальному воспитанию детей в семье.
Задачи:
- помочь родителям усвоить некоторые правила привития музыкального вкуса детям;
- познакомить с актуальными вопросами по музыкальному воспитанию;
- показать родителям наиболее значимые стороны музыкального развития ребёнка;
- заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости;
- активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.
2.Содержание
Природа щедро одарила человека: она предоставила ему всё с той целью, чтобы наблюдать, ощущать, чувствовать окружающий мир, дала возможность ему слышать всё разнообразие имеющихся вокруг звуков.
Все без исключения от природы музыкальны. Это должен знать и понимать взрослый человек, ведь от того, насколько его ребёнок сумеет воспользоваться своими природными данными в последующем, зависит именно от него. Музыка детства – лучший воспитатель и хороший друг на всю жизнь.
Предрасположенность к занятиям музыкой (особенности физиологического строения организма, к примеру, голосовой аппарат или органы слуха) существуют у каждого. Именно на их основе строится развитие музыкальных проявлений и способностей. Учеными доказано, что если с самого рождения для музыкального развития ребёнка были созданы необходимые условия, то это даёт существенный результат в развитии и формировании его музыкальности.
Многих интересует вопрос: «Когда же все - таки лучше начинать музыкальное воспитание?» Многие думают, что воспитание, в том числе и музыкальное, начинать необходимо существенно позже. А до трёх – четырёх лет подрастёт крепеньким, здоровым и, слава Богу.
При проявлении ребенком музыкальных способностей с самого раннего детства, необходимо как можно раньше приступить к их развитию. Это как если не поливать саженец весной, то бесполезно пытаться вырастить цветущий сад летом.
Путь развития музыкальных способностей каждого ребенка зависит от индивидуальных способностей. Трудно, а может и невозможно найти в повседневной практике двух одинаковых по своим способностям детей. Дети, которые проявляют те или иные музыкальные способности в силу своего раннего возраста не всегда хотят заниматься музыкой в определенный момент времени. Это может проявиться не только на занятиях музыкой, но и при проведении различных мероприятий. В этом случае музыкальному руководителю необходимо более гибко подходить к решению данного вопроса именно с детьми, проявляющими музыкальные способности, так как излишняя настойчивость может отрицательно сказаться на достижении положительного результата. Ведь проще всего приклеить ребёнку ярлык «немузыкален», что ни в коем случае делать нельзя. А нужно развить у него эту музыкальность. Обязательно нужно найти индивидуальный подход к ребенку, и со временем количество обязательно перейдёт в качество. Исследования в области педагогики и психологии четко выявили, что сложно компенсировать время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте.
Вот, к примеру, на сегодняшний день все дальше от семейной жизни уходят песни у колыбели ребенка. Многие смущаются собственного голоса. Другие полагают, что «живое исполнение» родного голоса заменит большое количество звучащей вокруг и поющей техники, и что вообще петь малышу - «несовременно». У многих родителей в каждодневной суете голова занята другими «взрослыми» вопросами и проблемами, и им вообще не до песен и искусства. А жаль. Пойте чаще, если хотите, чтобы ваша дочка или сын полюбили музыку. Пение любимой мамы, пение родных и близких людей - наилучший метод добиться того, чтобы ребёнок с самого появления на свет реагировал на музыку как на что-то славное, приятное и радостное. Самое главное научиться понимать ребёнка, так как он ещё не повзрослел, а взрослые люди были детьми.
При тесном взаимодействии ребёнка с музыкой, становятся желаннее новые встречи с ней, и более музыкальным становится малыш. Ребёнок как тончайший музыкальный инструмент настраивается на то, что слышит вокруг. Поэтому очень важно правильно определить музыкальный репертуар в семье.
Играть и творить – вот основная цель, определяющая получение наибольшего удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.
Привлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ должно быть организовано в нескольких направлениях:
- Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
- Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ
Формы работы музыкального руководителя по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области «МУЗЫКА».
Раздел | Задачи работы с родителями | |
Педагогическое просвещение родителей | Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ | |
«Слушание музыки» | Консультации для родителей: «Музыка и здоровье», « Как познакомить ребенка с музыкой?», «Музыка и малыш»: Слушать или нет? | Развлечения в детском саду, проведение совместных праздников |
Родительское собрание «Развитие творческих способностей посредством музыки» | Семейный проект «Правильная организация музыкального воспитания в семье» | |
Индивидуальные беседы | Творческие столы – выполнение заданий «Нарисуйте музыку», «Подберите цвет для музыки», «Придумайте свою музыкальную сказку» и пр. | |
Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия) | Театрализованная деятельность (участие в спектаклях, совместные выступления детей и родителей, концерты родителей для детей, исполнение шумового оркестра) | |
Создание для родителей наглядных средств, пропагандирующих вопросы музыкально-эстетического воспитания дошкольников: - фонотека детских песен; - сборники классической музыки для детей, - аудио сказки; - музыка для релаксации; - перечень рекомендуемой литературы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников; | Создание фотовыставки по результатам занятий, выступлений, а также посещений музеев, театров и экскурсий | |
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье. Прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром портретов композиторов, соответствующих музыке иллюстраций, репродукций картин | ||
«Пение» | Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия) | Совместные праздники, развлечения в ДОУ |
Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - коллекций детских песен из мультфильмов, детских музыкальных фильмов, детских музыкальных передач; - буклеты по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста ; -памятки для родителей «В мире звуков», «Музыка в жизни ребенка» и др. (Приложение 1) - оформление уголка для родителей «Профилактика «здорового голоса» , «Пение как лечение» | Семейный проект «Откуда пошли частушки?» | |
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье. Посещение детских музыкальных театров | Театрализованная деятельность (театрализованные представления, концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей) Совместное подпевание и исполнение знакомых песен с одновременным рассматриванием иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности | |
Создание совместных песенников | ||
«Музыкально-ритмические движения» | Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия) | Совместные праздники, развлечения в ДОУ |
Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - коллекция музыки для движения и танцев; - методические рекомендации по вопросам развития музыкально-двигательной деятельности. | Концертная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей) | |
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение детских музыкальных театров | - разработка и пошив праздничных и концертных костюмов Семейный проект «Все о русском танце» Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей | |
«Игра на музыкальных инструментах» | Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия) | Выступление родителей в роли ассистентов при проведении непосредственной образовательной деятельности |
Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - оформление уголка для родителей «Музыка начинается в семье» - картотеки музыкальных инструментов и соответствующей им фонотеки; - чтение сказочных историй и стихов в сопровождении музыкальных инструментов; - организация домашнего оркестра из звучащих покупных или самодельных музыкальных инструментов, игрушек для сопровождения песен, различных танцевальных или маршевых мелодий; - памятки об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах; | Совместное проведение развлечений в ДОУ, праздников, досуговых мероприятий. | |
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение концертов | Семейные проекты «История фортепиано», «Путешествие в Струноляндию», «Рассказы старого пианино». Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления, шумовой оркестр) Совместный ансамбль, оркестр | |
«Творчество» | Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия) | Совместные праздники, развлечения в ДОУ - обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящих мероприятий. |
Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - изготовление афиш к собственным выступлениям, постановкам; Лекция-беседа на тему: « Особенности развития творческого воображения дошкольника»; | Семейные проекты «Театр на ладошке», «Слово о семье и русской народной музыке». | |
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение выставок, детских кукольных театров. | Творческие столы – знакомство родителей с методами и приемами развития музыкального творчества во время занятий дома. подготовка реквизита, помощь в оформлении зала. Создание газет , альбомов с использованием фотографий выступлений детей и родителей. |
Вышеуказанные формы работы музыкального руководителя отвечают требованиям ФГОС и ориентированы на решение задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.
В результате работы ожидается:
1. Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
2. Повышение уровня знаний родителей в вопросах эстетического воспитания.
3. Понимание родителями своей ведущей роли в процессе воспитания и обучения своего ребенка, понимание своей значимости в эстетическом развитии ребенка.
При достижении указанных результатов работы с родителями, можно с уверенностью говорить о том, что ребёнок будет правильно понимать и разбираться в музыке. В процессе этой работы нельзя исключать того, что ребёнок в будущем может выбрать для себя профессию, которая будет тесно связана с музыкой, а возможно сам станет музыкантом!
3.Используемая литература:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка начинается в семье.
Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального воспитания детей - важная составляющая работы музыкального руководителя....
музыка начинается в семье
Пожелания для родителей о музыкальном воспитании дошкольника...
Музыка начинается в семье
Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.В душе каждого ребёнка е...
Музыка начинается в семье
Вы огорчаетесь, если ваш малыш без настроениия спел или станцевал, его исполнение далеко от совершенства? Не расстраивайтесь! Быть может, вам помогут наши методические рекомендации....
Консультация для родителей "Музыка начинается в семье"
В статье затронуты вопросы о важности музыкального воспитания ребенка в семье....
Музыка начинается в семье
Статья о влиянии музыкального воспитания...
Музыка начинается в семье
Музыка начинается в семье...