"Музыка начинается в семье"
методическая разработка по теме

Гладунова Елена Николаевна

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с нею малыша!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_muzykalnoe_vospitanie.doc1.64 МБ
Файл muzyka_nachinaetsya_v_seme.docx40.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка участника

муниципального конкурса методических разработок по работе  с родителями в дошкольных образовательных учреждениях Ровеньского района

«МУЗЫКА  НАЧИНАЕТСЯ  В СЕМЬЕ»

Номинация: разработка методических рекомендаций

по работе с родителями

Автор-составитель

музыкальный руководитель:

Гладунова Е.Н.

Оглавление

1. Пояснительная записка .................................................................................... 3

2. Содержание .........................................................................................................5

 3. Список литературы …………………………………………. ........................11

  1. Пояснительная записка

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Нашим воспитанникам предстоит войти в самостоятельную жизнь. Сложно сказать заранее, кем они станут в перспективе, однако какими они должны быть сегодня, мы, взрослые, должны позаботиться уже сегодня. Не секрет, что большинство людей при взрослении относятся к музыкальному искусству, включению музыкальных моментов в свою взрослую жизнь так же, как это делали их родители и окружающие друзья, взрослые.

Свои первоначальные знания и умения в жизни ребёнок получает в семье, поэтому необходимо с первых посещений ребёнком детского сада взаимодействовать с родителями, для того чтобы не только в ДОУ, но и в семье была комфортная атмосфера для познания удивительного и безграничного мира музыки. Мы знаем, что семья является тем маленьким коллективом, который постоянно принимает участие во всех жизненных проявлениях своих детей.

Важно заинтересовать родителей, сделать их своими союзниками и единомышленниками, потому как взаимодействие ребенка и родителей – актуальный вопрос в современном обществе.

В условиях федерального образовательного стандарта родители (законные представители) представляются участниками реализации образовательного потенциала детей в ДОУ. Отсюда, и вопрос о сотрудничестве учреждения и семьи, в том числе, по музыкальному воспитанию детей особенно важен в наши дни, так как изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека, взаимодействие семьи и специалиста педагога дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач, а выбор новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой безразличны к пониманию музыки с более глубоким смыслом. И вследствие того, что в детские годы в семейном кругу не было должного внимания музыкальному воспитанию возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей.

Как наладить и осуществить обучение с родителями в музыкальной сфере, как заинтересовать и мотивировать их к совместной работе с детским садом, как поддержать их, чтобы единые усилия в музыкальном воспитании детей в конечном итоге дали положительные результаты?

Данная методическая разработка носит рекомендательный характер.

Цель работы - привлечь внимание родителей к музыкальному воспитанию детей в семье.

Задачи:

- помочь родителям усвоить некоторые правила привития музыкального вкуса детям;

- познакомить с актуальными вопросами по музыкальному воспитанию;

- показать родителям наиболее значимые стороны музыкального развития ребёнка;

- заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости;

- активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.

2.Содержание

Природа щедро одарила человека: она предоставила ему всё с той целью, чтобы наблюдать, ощущать, чувствовать окружающий мир, дала возможность ему слышать всё разнообразие имеющихся вокруг звуков.

Все без исключения от природы музыкальны. Это должен знать и понимать взрослый человек, ведь от того, насколько его ребёнок сумеет воспользоваться своими природными данными в последующем, зависит именно от него. Музыка детства – лучший воспитатель и хороший друг на всю жизнь.

Предрасположенность к занятиям музыкой (особенности физиологического строения организма, к примеру, голосовой аппарат или органы слуха) существуют у каждого. Именно на их основе строится развитие музыкальных проявлений и способностей. Учеными доказано, что если с самого рождения для музыкального развития ребёнка были созданы необходимые условия, то это даёт существенный результат в развитии и формировании его музыкальности.

Многих интересует вопрос: «Когда же все - таки лучше начинать музыкальное воспитание?» Многие думают, что воспитание, в том числе и музыкальное, начинать необходимо существенно позже. А до трёх – четырёх лет подрастёт крепеньким, здоровым и, слава Богу.

При проявлении ребенком музыкальных способностей с самого раннего детства, необходимо как можно раньше приступить к их развитию. Это как если не поливать саженец весной, то бесполезно пытаться вырастить цветущий сад летом.

Путь развития музыкальных способностей каждого ребенка зависит от индивидуальных способностей. Трудно, а может и невозможно найти в повседневной практике двух одинаковых по своим способностям детей. Дети, которые проявляют те или иные музыкальные способности в силу своего раннего возраста не всегда хотят заниматься музыкой в определенный момент времени. Это может проявиться не только на занятиях музыкой, но и при проведении различных мероприятий. В этом случае музыкальному руководителю необходимо более гибко подходить к решению данного вопроса именно с детьми, проявляющими музыкальные способности, так как излишняя настойчивость может отрицательно сказаться на достижении положительного результата. Ведь проще всего приклеить ребёнку ярлык «немузыкален», что ни в коем случае делать нельзя. А нужно развить у него эту музыкальность. Обязательно нужно найти индивидуальный подход к ребенку, и со временем количество обязательно перейдёт в качество. Исследования в области педагогики и психологии четко выявили, что сложно компенсировать время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте.

Вот, к примеру, на сегодняшний день все дальше от семейной жизни уходят песни у колыбели ребенка. Многие смущаются собственного голоса. Другие полагают, что «живое исполнение» родного голоса заменит большое количество звучащей вокруг и поющей техники, и что вообще петь малышу - «несовременно». У многих родителей в каждодневной суете голова занята другими «взрослыми» вопросами и проблемами, и им вообще не до песен и искусства. А жаль. Пойте чаще, если хотите, чтобы ваша дочка или сын полюбили музыку. Пение любимой мамы, пение родных и близких людей - наилучший метод добиться того, чтобы ребёнок с самого появления на свет реагировал на музыку как на что-то славное, приятное и радостное. Самое главное научиться понимать ребёнка, так как он ещё не повзрослел, а взрослые люди были детьми.

При тесном взаимодействии ребёнка с музыкой, становятся желаннее новые встречи с ней, и более музыкальным становится малыш. Ребёнок как тончайший музыкальный инструмент настраивается на то, что слышит вокруг. Поэтому очень важно правильно определить музыкальный репертуар в семье.

Играть и творить – вот основная цель, определяющая получение наибольшего удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.

Привлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ должно быть организовано в нескольких направлениях:

  1. Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
  2. Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ

Формы работы музыкального руководителя по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области «МУЗЫКА».

Раздел      

Задачи работы с родителями

Педагогическое просвещение родителей

Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ

«Слушание музыки»

Консультации для родителей: «Музыка и здоровье», « Как познакомить ребенка с музыкой?», «Музыка и малыш»: Слушать или нет?

Развлечения в детском саду, проведение совместных праздников

Родительское собрание «Развитие творческих способностей  посредством  музыки»

Семейный проект «Правильная организация музыкального воспитания в семье»

Индивидуальные беседы

Творческие столы – выполнение заданий «Нарисуйте музыку», «Подберите  цвет для музыки», «Придумайте свою музыкальную сказку» и пр.

Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия)

Театрализованная деятельность (участие в спектаклях, совместные выступления детей и родителей, концерты родителей для детей, исполнение шумового оркестра)

Создание для родителей наглядных средств, пропагандирующих вопросы музыкально-эстетического воспитания дошкольников:

- фонотека детских песен;

- сборники классической музыки для детей, - аудио сказки;

- музыка для релаксации;

- перечень рекомендуемой литературы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников;

Создание фотовыставки по результатам занятий, выступлений, а также посещений музеев, театров и экскурсий

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье. Прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром портретов композиторов, соответствующих музыке иллюстраций, репродукций картин

«Пение»

Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия)

Совместные праздники, развлечения в ДОУ

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:

- коллекций детских песен из мультфильмов, детских музыкальных фильмов, детских музыкальных передач;

- буклеты по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста ;

-памятки для родителей «В мире звуков», «Музыка в жизни ребенка» и др.

(Приложение 1)

- оформление уголка для родителей «Профилактика «здорового голоса» , «Пение как лечение»

Семейный проект «Откуда пошли частушки?»

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.

Посещение детских музыкальных театров

Театрализованная деятельность (театрализованные представления, концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей)  

Совместное подпевание и исполнение знакомых песен с одновременным  рассматриванием иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

Создание совместных песенников

«Музыкально-ритмические движения»

Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия)

Совместные праздники, развлечения в ДОУ

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:

- коллекция музыки для движения и танцев;

- методические рекомендации по вопросам развития музыкально-двигательной деятельности.

Концертная  деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей)

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

Посещение детских музыкальных театров

- разработка и пошив праздничных и концертных костюмов

Семейный проект «Все о русском танце»

Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей

«Игра на музыкальных инструментах»

Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия)

Выступление родителей в роли ассистентов при проведении непосредственной образовательной деятельности

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:

- оформление уголка для родителей «Музыка начинается в семье»

- картотеки музыкальных инструментов и соответствующей им фонотеки;  

 - чтение сказочных историй и стихов в сопровождении музыкальных инструментов;

- организация домашнего оркестра из звучащих покупных или самодельных музыкальных инструментов, игрушек для сопровождения песен, различных танцевальных или маршевых мелодий;

- памятки об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах;

Совместное проведение  развлечений в ДОУ, праздников, досуговых мероприятий.

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение концертов

Семейные проекты «История фортепиано», «Путешествие в Струноляндию», «Рассказы старого пианино».

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления, шумовой оркестр)

Совместный ансамбль, оркестр

«Творчество»

Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности (открытые занятия)

Совместные праздники, развлечения в ДОУ

- обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящих мероприятий.

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:

- изготовление афиш к собственным выступлениям, постановкам;

Лекция-беседа на тему: « Особенности развития творческого воображения дошкольника»;

Семейные проекты «Театр на ладошке», «Слово о семье и русской народной музыке».

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение выставок,  детских кукольных театров.

Творческие столы

– знакомство родителей с методами и приемами развития музыкального творчества во время занятий дома.

 подготовка реквизита, помощь в оформлении зала.

Создание газет , альбомов с использованием фотографий выступлений детей и родителей.

Вышеуказанные формы работы музыкального руководителя отвечают требованиям ФГОС и ориентированы на решение задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.

В результате работы ожидается:

1. Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

2. Повышение уровня знаний родителей в вопросах эстетического воспитания.

3. Понимание родителями своей ведущей роли в процессе воспитания и обучения своего ребенка, понимание своей значимости в эстетическом развитии ребенка.

При достижении указанных результатов работы с родителями, можно с уверенностью говорить о том, что ребёнок будет правильно понимать и разбираться в музыке. В процессе этой работы нельзя исключать того, что ребёнок в будущем может выбрать для себя профессию, которая будет тесно связана с музыкой, а возможно сам станет музыкантом!

3.Используемая литература:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.

2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка начинается в семье.

Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального воспитания детей - важная составляющая работы музыкального руководителя....

музыка начинается в семье

Пожелания для родителей о музыкальном воспитании дошкольника...

Музыка начинается в семье

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.В душе каждого ребёнка е...

Музыка начинается в семье

Вы огорчаетесь, если ваш малыш без настроениия спел или станцевал, его исполнение далеко от совершенства? Не расстраивайтесь! Быть может, вам помогут наши методические рекомендации....

Консультация для родителей "Музыка начинается в семье"

В статье затронуты вопросы о важности  музыкального воспитания ребенка в семье....

Музыка начинается в семье

Статья о влиянии музыкального воспитания...

Музыка начинается в семье

Музыка начинается в семье...