консультация
консультация (подготовительная группа) по теме

подготовка детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedogogiga._podgotovka_k_shkole.odt73.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Подготовка детей к школе».

Подготовила Косарева Е.А.

   «Специальная подготовка старших дошкольников к школе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

 В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности у младшего школьника. Проблема формирования этой стороны готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения.

Доказано, что у детей не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.

  Специальная подготовка старшего дошкольника к обучению в школе - это важнейший итог обучения и воспитания ребёнка в дошкольном учреждении и семье. Содержание данной подготовки, как правило, определяется системой требований, предъявляемых ребёнку школой. Данные требования сводятся к необходимости ответственного отношения к учёбе и школе в целом, а также выполнения умственной работы, произвольного управления своим поведением, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со сверстниками и взрослыми взаимоотношений, которые определяются совместной деятельностью.

  У ребенка, который не подготовлен должным образом к обучению школе умственные способности и связная речь не развиты в достаточной мере, в связи с этим он не умеет сравнивать предметы, задавать вопросы, выделять главное, у него отсутствует привычка к необходимому контролю над собой. Такой ребёнок часто не обладает достаточной инициативностью, в связи с этим он расположен к шаблонным решениям и действиям, не стремясь к творчеству. Такого ребёнка затрудняет общение со сверстниками взрослыми в отношении учебных задач, отсутствует интерес к познанию.

 1. Понятия  «готовность»,  «подготовка»  к   школе.

Одной  из  задач  дошкольного  учреждения  является  подготовка   детей  к  школе. Переход  детей  к  школу -   качественно  новый  этап   в  его  развитии. Этот  этап  связан  с  изменением  «социальной   ситуации  развития»,  с  личностными  новообразованиями,  которые  Л. С. Выготский    называл   «кризисом   7  лет».  Результатом  подготовки  является   готовность   к  школе. Эти  два   термина  связаны  между  собой  причинно-следственными  отношениями:  готовность  к  школе   непосредственно  зависит   от  качества  подготовки.

Психологи  и  педагоги   выделяют   общую  и  специальную   готовность  к   обучению.  Следовательно,  в  дошкольном  учреждении  должна  осуществляться   общая  и  специальная  подготовка.

Под  специальной  подготовкой   понимается   приобретение   ребенком  знаний  и  умений,  которые  обеспечат  ему   успешность  овладения  обучения    в первом  классе  школы   по  основным  предметам  (математика,  чтение,  письмо,  окружающий   мир).

В  содержании  понятия   общая   подготовка  (и   готовность)  входит   психологическая,  нравственно-волевая,  физическая   подготовка .  Рассмотрим ,  каково  содержание   и  особенности   общей  подготовки  к  школе:

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют о том, что в возрасте 5–7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе.

Важность создания психологического комфорта для детей дошкольного возраста огромна. Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребенку. Необходимо дать почувствовать ощущение роста своих возможностей. Важно учитывать индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Ребенок должен чувствовать, что его любят и понимают, что ему всегда окажут поддержку.

Страх перед школой, перед взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность — плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности (к учению).

А нравственно – волевая  готовность  к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Особым критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой, желание учиться.

Далее  рассмотрим  специальную  подготовку   к   школе  и   ее   сущность.

2. Специальная    подготовка  к   школе,  ее   сущность.

Изучение  программы  первого  класса   школы  показывает,  что  успешно   овладеть  ею  сможет  тот  ребенок,  который  уже  предполагает  определенным  запасом  знаний  по  школьным  предметам.    Учителя  будут  опираться  на  эти  познания  ученика,  и  развивать  их.  Знания,   таким   образом,  составляют  основу  для  начала  обучения  по  специальным  предметам.

Обучение  грамоте   в  школе   проводиться   аналитико-синтетическим   методом. Это   значит,  что  ребенок  должен  отличать   слоги  и  звуки,  т.е.  уметь  делить  слова  на  слоги,  различать   в  нем  отдельные   звуки.

Для   того  чтобы   научить  ребенка   читать,  необходимо  прежде  всего  дать  ему  понятие  о  «слове»  и  «предложении».

В  этой связи   можно   назвать   ребенку   несколько  окружающих  предметов – стол,  стена,  кукла – и  подчеркнуть,  что  все  эти  слова  мы   называем  словами. А   вот  предложение  передают  законченную   мысль.  «Что  я   сделала? Да,  взяла   книги. А  теперь?  Зажгла   лампу».

Предложение  состоит  из  нескольких  слов. После  того  как   ребенок    научиться  правильно  определять   количество  слов   в  предложении,  можно  попросить  его  самостоятельно   придумать  предложения   из  2-4 слов. Если  это  вызывает   затруднение,  можно  подсказать   слова, например,   блюдце, кошка,  лакает,  молоко. Когда  ребенок  научиться  выделять  слова   в  предложении,  можно   приступить  к  выделению  слогов в  слове.  Пусть  ребенок  поставит  руку  так,   чтобы  тыльная  сторона  ладони   почти  касалась  подбородка.  И  скажет  какое – либо   слово . Сколько  раз  ребенок  коснется   подборок  руки  при   этом,  столько  слов  в  слове. Лучше    брать   слова.  Состоящие  из  двух  слогов: «ма-ма»,  «па-па», «Ми-ша».

Неплохо   предложить   ребенку   игру  «Угадать  следующий  слог». Воспитатель   называете  первый  слог. А  он  продолжает: «Ры…? Ма…? Зи…?». После   этого   спросите:  «Какой   слог   первый,  какой    второй?»

Затем  можно  перейти  к  анализу   звукового  состава  слова.  Все  лова  состоят  из  звуков. Педагог  называет  ребенку   знакомые  слова  (Миша,  мама, Маша)  выделяя  в  слове  первый  звук. «Какой   первый   звук   в  твоем  имени?  и  т.д. А  теперь   давайте  найдем   последний   звук,  послушай,  как  он   звучит  шар-р-р-р.  Ребенок  отвечает,  какой  последний  звук   в  словах   вода,  гора, мама.

Можно  поиграть  в  игру  «Угадай,  сколько  звуков». Взрослый   называет  какой-нибудь   слово   и  бросает   мяч  ребенку. А  ребенок  ловит   мяч   и  говорит, сколько  в  слове   звуков,  а  затем  бросает   мяч   обратно. Впоследствии    можно  предложить  называть   все  звуки,  какие  он  слышит.

Называя  звук   хорошо   показать   графическое   его изображение,  это  может  быть   буква  на  кубике, в   книге,  на  картинке. Дошкольников  можно  познакомить  с     буквами ,  например,  а, о, у, ы, м,  и  т.д. Только   называть  их  нужно  правильно: ка,  эм  и  т.д.  Не  следует  торопиться   с   показом     новых   букв,  можно  показать  слоги. Складывание   букв  в  слоги-сложный  процесс. Запоминанию   букв  помогает  подписывание  картинок,  а  когда  ребенок научиться  складывать   слоги  в  слова,  можно  перейти  к  занятиям  по   обучению  чтению. Воспитатель,  предлагает  ребенку  вспомнить,  из  каких  слов  состоит  слово,  а  потом  показываю  его  в  книге. Вначале  ребенок   будет  читать  как  бы  по   памяти,  чтение   станет  осознанным.  Для  этого  педагог  следит,  чтобы   ребенок  не   пытался   угадывать   напечатанные   слова. Поэтому   предлагает  ребенку   читать  слова  не   по порядку,  а  вразбивку. После   того  как   ребенок  научится  читать   по  слогам,  предлагайте  читать   ему вслух. Процесс  чтения,  очень  труден  для  детей   они   быстро  устают. В  этой  связи  неплохо   периодически  ребенку   отдохнуть,   Ребенок  прочтет  в   знакомой  книжке  2-3   строчки,  а  следующие  2-3  - воспитатель,  это   и  облегчит  чтение  и  повысит   интерес  ребенка  к   чтению.

Обучение  письму  -   это  методически  сложный  процесс.  Подготовка  руки   ребенка  к  письму  необходимо   еще  в   дошкольном  возрасте.

В  кисти  руки  много   мелких   мышц.  Но  они  развиваются  позднее,   чем  крупны  и  нуждаются  в  упражнении   для  своего   развития. Огромное   значение  для  развития  мышц  руки  имеет  рисование    и   лепка. Кроме  рисования  просто  предметов   нужно  предложить  ребенку  специальные  упражнения.  Например,  штриховка -  важный  элемент  рисования . Посредством  ее  ребенок  учиться   регулировать  нажим,  размах  руки,  при  проведении  линии  не  выходить  за  границы  рисунка,  соблюдать   границы   линеек   и  клеточек  при  письме.  Обращается  внимание  ребенка  на  то,  что   штриховка  производиться   в  разных  направлениях -  сверху  вниз,  справа  налево,  наискосок.

Штриховать  можно  разными  линиями. Так,  например,  круг – круговыми   линиями  спиралью  от  центра,  квадрат-прямыми,  треугольник – волнистыми.  Но  все   эти  линии  должны  быть  равномерными. Штриховку   можно  использовать  для  раскраски   отдельных  предметов   в  рисунке. Например,  одну  половинку  яблока  можно  заштриховать,  сильно   нажимая  на  карандаш,  другую – слабо.

В   дальнейшем  ребенок   научиться   раскрашивать  предметы  карандашом   одного  цвета.  Добиваясь  разных  оттенков    за  счет  сильного  и  слабого   нажима. Приводя  все  эти  упражнения,  надо  указывать  ребенку  цель  - научиться  не  выходить    за  границы   линеек.  Чтобы  рисовать  в  школе  красиво. Нужно  воспитатель  помнить  о  том,   что  все  эти  упражнения   трудны.  Быстро  утомляют.  Поэтому   проводить  их  надо  не   более  чем  в   течении  10 минут   в  день.  При  выполнение   этих  упражнений,  важно  обращать  внимание    ребенка   на  качество   работы. Пусть  он  заштрихует  только  2-3   предмета,  но  сделает  это  аккуратно,  с   соблюдением  всех  требований.

Овладевая   математическими  способностями    дети  должны   сознательно  пользоваться  словами: длиннее - короче,  выше   - ниже, толстые – тонкие,  и  хотя    в  быту   они  часто  сталкиваются   с  этими  понятиями,  употребление   их  вызывает   определенные  трудности. Поэтому   в    детском  саду  упражняют   детей  в  правильном    употреблении   этих   понятий.  Для  этого  проводиться   такие   игры:  например, « Это  лента   длинная,  а  та…?», «У взрослых  стул  высокий,  а  у  детей…?». Можно   предложить  ребенку  назвать  из   окружающей  обстановки   все   то,  что   длинное. Второй   игрой  может  быть  такая  игра: например,   воспитатель  бросает   ребенку   мяч  и  называет  слово  «книга»,  ребенок  должен  кинуть  мяч  обратно  после  того,  как  подберет  правильные  определения (книга  - большая,  толстая  а  не  глубокая;  тарелка   большая ,  глубокая,  но  не  длинная   и  т.д.). Педагог   показывает  относительность   этих  степеней: выше - ниже,  толще – тоньше, шире – уже.

После   того   как  ребенок  овладевает  этими  понятиями, ему   легко   будет  уяснить, почему  восемь  единиц,  например,  больше   четырех  и  почему   за  тремя   идет  число    четыре.

Не  менее   важной  задачей   стоит  перед  воспитателем  научить  ребенка  правильно  пользоваться  словами «вчера», «сегодня», «завтра», «близко», «далеко». Познакомить  детей  с  тем,  что  вещь  разделить  пополам,  а  если  половинки  сложить  опять  получиться  целое. Также   дети  знакомиться  с  понятием  «пара».

Знакомя  с  числом,  особое  внимание  сознательному  усвоению  счета. На  предметах  или  игрушках   воспитатель  показывает   состав  числа,  например  5  состоит   из   2  и 3 ,  или  4  и 1.также  доводит  до   сознания   ребенка,  что  число   не  зависит   от  размера  взятых  для  счета   предметов. Показывает,  что  если  взять  2  маленьких   и  2  большие  куклы,  то  их  будет  поровну. Число  не  зависит  от  расстояния   между  предметами,  его  образующими : пять  тесно  стоящих  кубиков   и  четыре  кубика,  стоящие  на  большом  расстоянии  друг  от  друга   не  равны,  хотя   на  первый   взгляд  кажется,  что  их  поровну.

Число  не  зависит   от  формы  расположения  предметов. Чтобы   ребенок  это  усвоил,  предложите  по – разному  разложить  восемь  пуговиц  или  десять  палочек. Каждый  раз,  когда   ребенок   выложит   из  этих  предметов   фигуру,  предлагайте  пересчитать   палочки, пуговицы – их   число  будет  неизменным,  независимо   от   того,  что изобразил  ребенок  с  помощью  этих  предметов.

Во  время  счета   не  следует  прибегать  к  помощи   пальцев , лучше   использовать   разнообразные  предметы : игрушечные  машинки, кубики, орехи. Для  упражнения  в  счете  можно,   например,  предложить  ребенку   поставить  на  стол 3  глубокие  и  3   мелкие   тарелки  и  т.д. Полезно   постоянно  спрашивать   ребенка,  сколько  не   хватает « Ты   положил  3   вилки, а  нас 4. Сколько   еще   вилок   надо  положить?»

Можно  познакомить   ребенка  также   с  обратным  счетом   от 10, но   делать это  после  того,  как   он  хорошо  усвоил  счет  в  пределах 10.

Порядковый  счет  неплохо  усваивается  в  игре «Который  ушел?». Игрушки  стоят  в  ряд,  ребенок  считает: «Первый,  второй…».  Считать  надо  правой  рукой  слева  направо - это  важный  навык. Ребенок  закрывает  глаза,  определенную  игрушку  убирают,  и  он  должен  ответить,  какую  по счету  игрушку   спрятали.

С  детьми  подготовительной   группы  воспитатель  решает   простые   и  понятные  по  содержанию   задачи.

Пример   задачи: «У Вовы  3  карандаша,   у Гены 4.  У  кого  карандашей   больше?»;   «Миша  нашел  2  гриба,  а  Вася на  один  гриб  меньше. Кто   больше  нашел  «грибов?»  и  т.д.

Если  ребенок   правильно  считает,  ему   можно  показать  условные  обозначения  чисел,  т.е. цифры. Ребенку  даются  карточки   с  изображением  цифр   и  используют  их  для  решения  задач  предварительно   познакомив  со  знаками: прибавить (+ ),  отнять ( -), равняется (= ).

Далее  проанализируем   осуществление  специальной   подготовки  к  школе  в   детском  саду,  покажем   ее  результативность.

 

3. Анализ   осуществления   специальной   подготовки  к  школе  в  детском  саду п.  Судоверфь   «Солнышко».

Для  анализа   подготовки   детей  к  школе   мной   была  взята   подготовительная  группа  детского  сада  п. Судоверфь.

В  этой  группе    дети  приобретают   знания   и  умения,  которые обеспечат   им     успешное  овладение   содержанием    обучения   в   первом  классе   школы   по  основным  предметам.

Осуществление специальной подготовки к школе включает  работу воспитателей  по  подготовке  детей к обучению  письму, чтению,  работа со специалистами по формированию элементарных математических представлений, формированию психологической готовности, развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Обучение   чтению.  Для   того   чтобы   научить  ребенка   читать,  необходимо   прежде  всего  объяснить  понятие     о  «слове»  и «предложении». Этому  воспитатель  учит  детей   используя  специальные   упражнения. Вначале    педагог     предлагается   ребенку   самому  придумать предложения   из   2-3  слов,  для   этого  можно  использовать  самые  простые  слова (дом,  забор,  стоит и  т. д. ) Если  ребенок  не  справляется   сам  то  воспитатель   помогает  ему  добиться   положительного  результата,  помогает  подобрать  слова.  Когда   ребенок   научиться   выделять   слова   в   предложении,  можно   приступить   к  выделению  слогов  в  предложении   для  этого  дети  ставят  руку   тыльной  стороной  ладони   к  подбородку  и  произносят  слово,  сколько  раз  подбородок  коснется   руки  столько  и  слогов. В  подготовительной   группе   дети   знают   буквы ,  показываю   их  графическое      изображение   и  многие  из  них   могут,  составить   свое   имя (Коля, Гриша, Маша…)   и  коротенькие  слова  (мама,  папа, ваза…). Так же  воспитатель  предлагает  детям  поиграть,    для  этого  предлагает    выйти   столько  детей  сколько   букв  в   слове,  и  раздает  каждому  по  карточке  с  буквой ,  после  этого  выбирает    другого  ребенка  и  предлагает  ему   из  предложенных   букв   составить  слово,  меняя  местами   участников .

Так  как  дети   знают   буквы ,  они  начинают   складывать   из  букв   слоги  и  наоборот  делить  слова  на  слоги,   для  этого   используются   карточки  с  изображением   букв    (крупные  на   доске   у  воспитателя  и    маленькие  у  каждого  ребенка). В дальнейшем  воспитатель  планирует  обучение  детей  чтению  по  слогам  вслух.

Обучению   письму.  Для  подготовки  руки  к  письму   используются   такие   упражнения  как:  в  тетради   в  клеточку  ребята   рисуют   квадраты  (обводя  клеточки)   или  треугольники, так же  это  могут   быть   печатные   буквы,  а   затем   раскрашивают  карандашами   разных   цветов. Это  приучает  ребенка   обращать  внимание     на  разлиновку  в  тетради,  не  выходить  за  пределы  клеток. Дети, заштриховывая  предметы   одним  цветом,  добиваются   различных  оттенков   за  счет   сильного  и  слабого  нажима.

Большинство  детей   этой  группы   умеют  писать   печатные  буквы  в           тетради.

Математические   способности. В  подготовительной  группе  детского  сада  дети  знакомы    с  прямым  и  обратным   счетом  до   10 . Закрепляя  знания,  воспитатель  предлагает  детям   дидактические  игры,  которые  на   находятся  в  свободном  доступе  для  детей. Ребята  собирают   пазлы  с   изображением  цифр, дорисовываю  картинку  при  помощи  соединения   цифр линиями.

На  занятиях  воспитатель  предлагает  детям  решать  простые  арифметические  задачи « На  дереве  сидело  2   птички,  прилетела  к  ним  еще  1. Сколько   стало  птичек  сидеть  на  ветке?» Ребята  пробуют  сами  составлять  подобные  задачи. Так же  для  упражнения  в  счете  используются  разнообразные  предметы:  цифровые  карточки (для  решения  арифметических  задач), счетные   палочки (для  составления   геометрических  фигур), кубики,   природный  материал.

Так же  воспитатель  уделяет  внимание  на   правильное  пользование   словами «вчера», «сегодня», «завтра», «близко», «далеко». Учит  детей   ориентироваться  во  времени    используя  в  речи  слова   час, минута,  секунда,  просит  детей  уточнить «1 час  это  сколько  минут?», «В  1  минуте  сколько  секунд?». Предлагает   одному  из  ребят  показать,    как  будут  расположены  стрелки,  когда  на  часах ,   3  часа  дня  и т. д. В  группе  детского  сада  висит  календарь  погоды,  в  котором  дети     ставят  число,  месяц,  год   и  день  недели.    Это  позволяет    им  успешно  овладеть   временными  ориентировками.

В начале и конце года проводится психолого-педагогическая диагностика детей подготовительных  групп, которая позволяет выявить сильные и слабые стороны в знаниях детей и правильно подобрать программу занятий в течение года.  Проводя  анализ   подготовки  детей  в  школе,  можно  сказать,  что  специальная  подготовка  детей  к  школе  в  детском  саду  п. Судоверфь  осуществляется  по  всем  направлениям  и  к  первому  классу   дети  будут  подготовлены  полностью.

  1. Заключение. 

  2. «Поступление»  в школу - важный момент в жизни ребёнка. Всё последующее обучение во многом зависит от того, насколько родители и педагоги сумеют создать «успешную программу» вхождения ребёнка в жизнь.

  3. Становясь младшим школьником, ребёнок, по существу, меняет весь свой образ жизни. Наряду с игровой деятельностью, с детства знакомой и любимой ребенком-дошкольником, в его жизни появляется новая, социально-обусловленная и социально-значимая учебная деятельность. очевидно, что подготовка к ней должна осуществляться в течение всего дошкольного детства, поскольку подготовить будущего первоклассника к успешному обучению в школе за короткий период невозможно.

В  ходе  написания  контрольной  работы,  мы  рассмотрели  понятия   «готовность» и  «подготовка  к  школе».

Кратко  выделили  общую  подготовку  детей  к   школе  и   более   подробно  рассмотрели  специальную  подготовку. Разобрались,   в  каких   направлениях   она   осуществляется: обучение  детей  письму,  чтению  и  математическим  способностям.

Проанализировали  осуществление  специальной  подготовки  к  школе  в   детском  саду  п. Судоверфь   «Солнышко». Выяснили,  какими  упражнениями,  приемами и  играми  пользуется  воспитатель,  готовя  детей  к  первому  классу  школы. Показали  ее  результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....