Консультация для родителей Окружающий мир в жизни ребенка
консультация (младшая группа) на тему

Климова Марина Николаевна

Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного восприятия, для накопления представлении об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ranniy_vozrast.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора

Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Консультация для родителей

Окружающий мир в жизни ребенка

Составила воспитатель с/п №11: Климова М. Н.

Москва 2017 г.

Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного восприятия, для накопления представлении об окружающем мире. Задача взрослого в общении с ребёнком раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Для этого очень важно обогащать представление детей о растения, животных, объектах неживой природы встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Важно включать малыша в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Это способствует установлению первых естественных взаимоотношении детей с миром природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, проявлении переживании связанных с красотой природы. Ребёнку надо дать понять о том, что растения и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное чувствуют боль как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная ёлка плачет и просит о помощи. Ребёнок всё понимает буквально, и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности.

Обращайте внимание малыша на погоду и погодные явления. Используйте в повседневной речи слова:
        - тепло, холодно, жарко,

         - мокро, скользко, ветрено,

         - дождь, гроза, снег, град.

Обращайте внимание ребенка на одежду, которую вы надеваете на него и на себя в разную погоду. Выглядывайте в окно, смотрите на градусник, объясняйте ребенку, почему вы собираетесь надевать на него именно эту одежду (например, резиновые сапожки после дождя).
Показывайте на улице людей, которые занимаются сезонной работой (в городе это, в основном, дворники и дорожные рабочие) – подметает сухие листья, очищает дорожки от снега и т.д.
         Обращайте внимание ребенка на изменения в природе: появление почек и листьев, бабочек, появление ягод на кустах и грибов в лесу и т.п.
Показывайте ребенку фотографии видов природы и города в разное время года – для

этой цели отлично подходят картинки с настенных календарей и репродукции картин разных художников. Называйте времена года: зима, весна, лето, осень.

Конечно, лучше всего изучать живую природу не по картинкам, а, разглядывая живые, настоящие растения и животных.
Для малыша до двух лет вполне будет достаточно знакомства с названиями нескольких видов трав (дикорастущих и садовых – цветов), деревьев и кустарников:
    - одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка,

     - нарцисс, астра, маргаритка, другие, если они растут у вас на даче,

     - клен, береза, дуб, тополь, ель, сосна,

     - смородина, боярышник, малина (плодовые кустарники показывайте тогда, когда         на них есть ягоды, но не забывайте обращать внимание на форму листьев),

     - сирень, черемуха (когда они в цвету).
Малышу старше двух лет показывайте и называйте все растения, которые вы точно можете назвать.
       Рассматривая травы, погладьте ладошкой ребенка по листу – с внешней и с внутренней стороны. Назовите ощущения – гладкий или шершавый лист.
 При разглядывании крапивы скажите малышу, что ее трогать не нужно, она жжется, «кусается», обратите внимание малыша на форму листьев крапивы.
Показывая ребенку деревья, проведите своей и его ладошкой по коре, обхватите дерево вокруг ствола (можете сказать, толстый ствол или тонкий, высокое дерево или низкое, ветвистое или нет).
Сорвите с дерева один листик, дайте малышу потрогать, посмотреть, проведите его пальчиком по краю листа, обращая внимание на его форму и на зазубринки по краям, есть они или нет. Обратите внимание на иголки хвойных деревьев, скажите, что это тоже листья.

Покажите ребенку шишки ели и сосны, желуди, тополиный пух, крылатки клёна.
Сходите с ребенком в парк или в лес. Скажите, что много-много деревьев – это лес. Небольшой «лес» в городе, с дорожками, скамейками и детскими площадками – это парк.
      Из животных наиболее подходящими для «изучения» являются собаки и кошки. Называйте и показывайте на улице собак разных пород, рассказать о строении отдельных частях тела, их характерных признаках (размерах, форме).

Рассказать о некоторых особенностях образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут. А так же рассказывать и показывать на картинках, иллюстрациях и книжках домашних и лесных животных.

На даче, в парке или в лесу покажите малышу птиц, насекомых, других мелких животных:  ворону, воробья, сороку, муравья, бабочку, пчелу, жуков,     улитку, червяка, гусеницу, лягушку.

        В младшем дошкольном возрасте дети должны знать некоторые овощи и фрукты. Показать такие огородные культуры, как морковь, помидор, огурец, капуста. Обратить внимание на форму и цвет помидора и огурца, предложить попробовать на вкус, Таким же образом познакомить детей с фруктами: яблоками, грушами, сливами рассказать, что они растут на дереве.

          О живой природе –растения часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка). Кусты, деревья, травы. Общие представления: отличительные признаки – цвет, размер листьев, цветков, плодов.

Например: дерево высокое; трава зелёная; одуванчик жёлтый; яблоко круглое, красное и т. д.

- растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.),

-  животный мир: домашние животные (собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.),

- их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, гусенок, цыпленок),

-  животные - обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.),

-  птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.);

-  сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава, зимой деревья без листьев, весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы – подснежники, на деревьях появляются первые листья);

         О неживой природе – песок, камни, земля, глина, снег, вода, солнце. Общие представления о ярких отличительных признаках и свойствах:

-  песок сухой (мокрый, влажный), сыплется (лепится, формируется);

- камни большие (маленькие), тяжёлые; земля сухая (влажная);

- вода (льется, теплая–холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.),

-  вода и природа (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд), явления природы: времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности

(зимой – холодно, летом – жарко, весной - светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель, осенью - ветер, холодный дождь и т.д.);

- погодные явления и отношение к ним людей (дождь - сыро, гулять нельзя; ветер - необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет холодный дождь, необходимо взять зонт; летом - теплый дождь, бывает радуга, теплую одежду не надевают, потому что жарко; зимой холодно, люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замерзнуть и т.д.).

Таким образом показывая и рассказывая ребёнку об окружающем мире, природе ребёнок на просьбу взрослого должен показывать объект природы, но называть его не всегда. Замечать самые яркие признаки, свойства, проявлять интерес к красоте объектов, удивление, радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Консультация для родителей "Режим дня в жизни ребенка"

В данной консультации указано значение режима дня для ребенка, приведены рекомендации по его соблюдению в домашней обстановке....

консультация для родителей "Роль папы в жизни ребенка"

Влияние отцовского воспитания на жизнь ребенка....

консультация для родителей "Пальчиковый театр в жизни ребенка"

     Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. ...

Консультация для родителей-ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (как выбрать и разучить песню с ребенком)

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Консультация для родителей "Комнатные растения в жизни ребенка. Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями"

Цель: помощь родителям в выборе безопасных растений для детской комнаты.Задачи: познакомить родителей с безопасными и нежелательными комнатными растениями, помочь родителям привлечь ребёнка ...