Консультация для родителей Окружающий мир в жизни ребенка
консультация (младшая группа) на тему
Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного восприятия, для накопления представлении об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranniy_vozrast.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора
Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Консультация для родителей
Окружающий мир в жизни ребенка
Составила воспитатель с/п №11: Климова М. Н.
Москва 2017 г.
Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного восприятия, для накопления представлении об окружающем мире. Задача взрослого в общении с ребёнком раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Для этого очень важно обогащать представление детей о растения, животных, объектах неживой природы встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Важно включать малыша в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Это способствует установлению первых естественных взаимоотношении детей с миром природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, проявлении переживании связанных с красотой природы. Ребёнку надо дать понять о том, что растения и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное чувствуют боль как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная ёлка плачет и просит о помощи. Ребёнок всё понимает буквально, и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности.
Обращайте внимание малыша на погоду и погодные явления. Используйте в повседневной речи слова:
- тепло, холодно, жарко,
- мокро, скользко, ветрено,
- дождь, гроза, снег, град.
Обращайте внимание ребенка на одежду, которую вы надеваете на него и на себя в разную погоду. Выглядывайте в окно, смотрите на градусник, объясняйте ребенку, почему вы собираетесь надевать на него именно эту одежду (например, резиновые сапожки после дождя).
Показывайте на улице людей, которые занимаются сезонной работой (в городе это, в основном, дворники и дорожные рабочие) – подметает сухие листья, очищает дорожки от снега и т.д.
Обращайте внимание ребенка на изменения в природе: появление почек и листьев, бабочек, появление ягод на кустах и грибов в лесу и т.п.
Показывайте ребенку фотографии видов природы и города в разное время года – для
этой цели отлично подходят картинки с настенных календарей и репродукции картин разных художников. Называйте времена года: зима, весна, лето, осень.
Конечно, лучше всего изучать живую природу не по картинкам, а, разглядывая живые, настоящие растения и животных.
Для малыша до двух лет вполне будет достаточно знакомства с названиями нескольких видов трав (дикорастущих и садовых – цветов), деревьев и кустарников:
- одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка,
- нарцисс, астра, маргаритка, другие, если они растут у вас на даче,
- клен, береза, дуб, тополь, ель, сосна,
- смородина, боярышник, малина (плодовые кустарники показывайте тогда, когда на них есть ягоды, но не забывайте обращать внимание на форму листьев),
- сирень, черемуха (когда они в цвету).
Малышу старше двух лет показывайте и называйте все растения, которые вы точно можете назвать.
Рассматривая травы, погладьте ладошкой ребенка по листу – с внешней и с внутренней стороны. Назовите ощущения – гладкий или шершавый лист.
При разглядывании крапивы скажите малышу, что ее трогать не нужно, она жжется, «кусается», обратите внимание малыша на форму листьев крапивы.
Показывая ребенку деревья, проведите своей и его ладошкой по коре, обхватите дерево вокруг ствола (можете сказать, толстый ствол или тонкий, высокое дерево или низкое, ветвистое или нет).
Сорвите с дерева один листик, дайте малышу потрогать, посмотреть, проведите его пальчиком по краю листа, обращая внимание на его форму и на зазубринки по краям, есть они или нет. Обратите внимание на иголки хвойных деревьев, скажите, что это тоже листья.
Покажите ребенку шишки ели и сосны, желуди, тополиный пух, крылатки клёна.
Сходите с ребенком в парк или в лес. Скажите, что много-много деревьев – это лес. Небольшой «лес» в городе, с дорожками, скамейками и детскими площадками – это парк.
Из животных наиболее подходящими для «изучения» являются собаки и кошки. Называйте и показывайте на улице собак разных пород, рассказать о строении отдельных частях тела, их характерных признаках (размерах, форме).
Рассказать о некоторых особенностях образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут. А так же рассказывать и показывать на картинках, иллюстрациях и книжках домашних и лесных животных.
На даче, в парке или в лесу покажите малышу птиц, насекомых, других мелких животных: ворону, воробья, сороку, муравья, бабочку, пчелу, жуков, улитку, червяка, гусеницу, лягушку.
В младшем дошкольном возрасте дети должны знать некоторые овощи и фрукты. Показать такие огородные культуры, как морковь, помидор, огурец, капуста. Обратить внимание на форму и цвет помидора и огурца, предложить попробовать на вкус, Таким же образом познакомить детей с фруктами: яблоками, грушами, сливами рассказать, что они растут на дереве.
О живой природе –растения часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка). Кусты, деревья, травы. Общие представления: отличительные признаки – цвет, размер листьев, цветков, плодов.
Например: дерево высокое; трава зелёная; одуванчик жёлтый; яблоко круглое, красное и т. д.
- растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.),
- животный мир: домашние животные (собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.),
- их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, гусенок, цыпленок),
- животные - обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.),
- птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.);
- сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава, зимой деревья без листьев, весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы – подснежники, на деревьях появляются первые листья);
О неживой природе – песок, камни, земля, глина, снег, вода, солнце. Общие представления о ярких отличительных признаках и свойствах:
- песок сухой (мокрый, влажный), сыплется (лепится, формируется);
- камни большие (маленькие), тяжёлые; земля сухая (влажная);
- вода (льется, теплая–холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.),
- вода и природа (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд), явления природы: времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности
(зимой – холодно, летом – жарко, весной - светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель, осенью - ветер, холодный дождь и т.д.);
- погодные явления и отношение к ним людей (дождь - сыро, гулять нельзя; ветер - необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет холодный дождь, необходимо взять зонт; летом - теплый дождь, бывает радуга, теплую одежду не надевают, потому что жарко; зимой холодно, люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замерзнуть и т.д.).
Таким образом показывая и рассказывая ребёнку об окружающем мире, природе ребёнок на просьбу взрослого должен показывать объект природы, но называть его не всегда. Замечать самые яркие признаки, свойства, проявлять интерес к красоте объектов, удивление, радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)
Играем вместе с ребенком. Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...
Консультация для родителей "Режим дня в жизни ребенка"
В данной консультации указано значение режима дня для ребенка, приведены рекомендации по его соблюдению в домашней обстановке....
консультация для родителей "Роль папы в жизни ребенка"
Влияние отцовского воспитания на жизнь ребенка....
консультация для родителей "Пальчиковый театр в жизни ребенка"
Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. ...
Консультация для родителей-ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (как выбрать и разучить песню с ребенком)
Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...
Консультация для родителей "Комнатные растения в жизни ребенка. Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями"
Цель: помощь родителям в выборе безопасных растений для детской комнаты.Задачи: познакомить родителей с безопасными и нежелательными комнатными растениями, помочь родителям привлечь ребёнка ...
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»...