Всё о типах темперамента.
консультация на тему

Рачёва Ирина

Для вас родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_o_tipah_temperamenta.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

(советы психолога)

Часто мы задаёмся вопросами: почему одно и тоже событие разные люди воспринимают и реагируют на него по-разному? Почему у одних людей одни интересы, а у других – другие? Почему одни люди склонны к труду физическому, а другие – к умственному? Почему одни – медлительны, другие выполняют всё быстро? Задать таких вопросов можно ещё очень и очень много, а ответы на них связаны с индивидуальными особенностями людей, и, главным образом, с темпераментом.

Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

В зависимости от выше сказанного выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинистический, флегматический, меланхолический.

Но для чего нужно знать и уметь определять тип темперамента у своего ребёнка, окружающих людей? Чтобы наиболее полно понять внутренний мир человека, его стремления, переживания, эмоции, убеждения и пр., и, таким образом наиболее эффективно, ничем не навредив, не обидев, построить общение с ним или организовать обучение.

Схема определения типа темперамента

Показатели

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Походка, мимика, жесты, движения

Сильные, точ- ные, быстрые, равномерные, уверенные

Сильные, рез- кие, быстрые, порывистые, не может уси- деть на месте

Медленные, однообразные, солидные, не- торопливые

Слабые, нерав номерные, не- точные, сует- ливые

Речь

Громкая, жи- вая, плавная, с мимикой и жестами, выра зительная

Громкая, рез- кая, быстрая, эмоциональ- ная; не гово- рит, а тарото- рит

Медленная, монотонная, без выплеска эмоций, с пау- зами

Тихая, медлен ная, с грустью выразительная интонационно

Преобладаю- щие черты характера

Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, делови

тость, общи- тельность, соб ранность, ми- ролюбивость, умеренная терпеливость

Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность склонность к упрямству, не- терпеливость, шаловливость, общительнос- ть, вспыльчи- вость, конф- ликтность

Спокойствие, медлитель- ность, нето- ропливость, обстоятель- ность, солид- ность, сдер- жанность, ми- ролюбие, тер- пеливость,

необщитель- ность

Застенчивость робость, замк- нутость, рани- мость, тревож ность, впечат- лительность, нерешитель- ность, отвле- каемость, по- корность, обидчивость

Настроение

Жизнерадост- ное

Неустойчивое, но бодрое

Устойчивое, без крайнос- тей

Неустойчивое

Самооценка

Слегка завы- шена

Завышена

Объективная

Занижена

Отношение к критике

Спокойное

Агрессивное

Безразличное

Обидчивое

Переживания

Поверхност- ные, краткие

Сильные, крат ковременные

Слабые, невы- разительные

Сильные, дли- тельные

Лидерство

Душа компа- нии, лидер по выбору

Все сверстни- ки относятся по-разному, сам предлага- ет себя на роль лидера

Не авторите- тен среди сверстников, общается с более старши- ми

Авторитет только среди малочичслен- ных друзей, нелидер

Особенности познаватель- ной деятель- ности

Легко  быстро схватывает це лое, помнит долго, сообра- зительный, находчивый

Предпочитает делать только то, что инте- ресно, всё схватывает на лету и также быстро забы- вает, сообра- зительный, находчивый

Схватывает обстоятельно, но медленно, почти не забы вает, предпо- читает умст- венный труд

Осваивает быстро или медленно в за- висимости от благоприят- ных или небла гоприятных обстоятельств, вникает во все мелочи, не на- ходчив

Утомляемость

Средняя (уста ёт соответст- венно деятель ности)

Средняя, иног да высокая (устаёт от сте- пени выплёс- киваемых эмо ций)

Низкая (прак- тически не ус- таёт)

Высокая (уста ёт от малей- шей напряжён ной деятель- ности)

Т.о., строя своё общение и обучение с детьми, постарайтесь следовать рекомендациям приведенным ниже.

Детей-холерики  непоседы, им всё интересно, достоинство – умение сосредотачивать значительные усилия в короткий промежуток времени. Но чтобы что-то понять, им нужно потрогать, близко рассмотреть. Не препятствуйте этому, но учите быть аккуратными и убирать за собой, предлагайте различные задания, требующие быстроты, смекалки, не требующие длительного напряжения; двигательную активность направляйте на посильный физический труд (поручения, дежурства); им необходима постоянная смена видов деятельности, двигательные паузы; следует обучать контролировать свои эмоции и поведение.

Дети-флегматики отличаются медлительностью (не ругайте их за это), упорством в достижении результата, усидчивостью, иногда склонны к бездеятельности, работоспособны. Для них рекомендуется подбирать задания, давать поручения, не требующие быстроты реакции, а наоборот, основательного, вдумчивого подхода, направленные на поиски ошибок, установление причинно-следственных связей, поиски оптимальных решений; не следует требовать быстрого ответа или решения, а давать определённое время на включение в работу и её выполнение. Флегматикам также не требуется частой смены деятельности (из-за трудностей переключаемости), достаточно коротких физминуток.

Дети-сангвиники обычно веселы, добры, оптимистичны, готовы прийти на помощь, общительны, со всеми находят общий язык, активны, обладают быстрой реакцией, прирождённые лидеры и организаторы, часто являются неформальными лидерами. Они работоспособны, однако напряжённая умственная или физическая работа быстро утомляет. Этим детям рекомендуется давать задания, поручения, требующие быстроты реакции, творческого подхода; они могут выступать в качестве помощников воспитателя, но не в коем случае не заостряйте их внимание, что они лучшие, хвалите только за результат, который требовал больших усилий; им также необходима смена видов деятельности; направляйте их жизнерадостность, оптимистичность на разрешение каких-либо конфликтных ситуаций.

Дети-меланхолики часто мрачного настроя, замкнуты, сдержанны, пассивны, обладают повышенной тревожностью, имеют узкий круг общения, трудно сходятся с новыми людьми, они отличаются медленным вхождением в работу, но большой выдержкой. Рекомендуется чаще подбадривать таких детей, хвалить даже за незначительные достижения; используйте разнообразные задания и поручения, не требующие быстрого решения или в сочетании с отдыхом и от которых зависел бы результат вашей деятельности, что поможет ребёнку поверить в свои силы; для работоспособности достаточно использовать короткие физминутки.  Чаще улыбайтесь, прикасайтесь к ребёнку, называйте ласково, будьте спокойны, следите за словами и действиями, используйте эмоциональный настрой – «у тебя всё получится».

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»...

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...