Консультация для родителей второй младшей группы
консультация (младшая группа) на тему

Валентина Владимировна Ровенских

Консультация для родителей второй младшей группы речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_vtoroy_mladshey_gruppy.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет»

Анна Дронина 
Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет»

(Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2-3 летВыполнил: воспитатель Дронина Анна Владимировна

:

Задачи развития:

Формирование звуковой культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Работа по развитию речи ребенка в д. саду осуществляется в разных видах деятельности;

НОД по развитию речи, а также других занятиях; в игровой, худ. деятельности; в повседневной жизни.

Возрастные особенности развития речи детей 2-3 лет:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Понимание речи:

Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».

Слушает длинные сказки и рассказы.

Понимает двухступенчатую инструкцию типа«Пойди на кухню и принеси кружку».

Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку»«Положи кубик под ведёрко» и т. д.

Словарный запас:

Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.

Дети часто задают вопросы типа«Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»

В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи –

местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)

наречия (тепло, красиво)

числительные (один, два)

прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)

предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

Звукопроизношение:

Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)

Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака»вместо «собака»заменяются: С=Ф (собака-фобака, З=В (замок-вамок, Ц=Ф (цыплёнок-фыплёнок, С=Т (собака-тобака, З=Д (замок-дамок, Ц=Т (цветок-тветок).

Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются (апка-шапка, заменяются: Ш=С,Ф (сапка, фапка-шапка, Ж=З,В (зук,вук-жук, Ч=Ц,ТЬ (оцки,отьки-очки, Щ=СЬ,ТЬ (сётка,тётка-щётка)

Звуки Л и Р пропускаются (ампа-лампа, ука-рука, заменяются на ЛЬ (люка-рука,на Й (юка-рука)

В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

Грамматический строй:

Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).

Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»«Я не хочу», неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов»«Мама моет окны»)

Мелкая моторика:

Держит карандаш пальчиками

Копирует формы несколькими чертами

Собирает и строит постройки из кубиков

Обводит по контурам

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.

Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.


Ю

Игрушки и игры для развития речи:

Наборы игрушек (животных, птиц)

- для уточнения произношения в звукоподражаниях:

Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е,

Мяу-мяу, Гав-гав и т. д.

(«Угадай, кто кричит?»,

«Большой-маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра,например, как мяукает кошка, а как котёнок);

- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк»«Ферма»)

Игры с куклами.

Кубики – развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов:

Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?

Что из этого можно приготовить?

Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?

Игры в «Лего». Мягкие кубики.

Лепка

Пластилин и паста для лепкиразвивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

Учите катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики- «ягодки»«яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

Используются для проигрывания знакомых сказок.

Игрушечный телефон –

разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Звучащие игрушки- погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты – развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

Игры«Угадай, на чём играю?»«Что за звук?»«Угадай, что делаю?»

Игры в мяч.

Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек-

Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части»развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

Игрушки и предметы из различных материалов – деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. д.

Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

Игры«Чудесный мешочек»«Узнай игрушку по описанию»("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик, «Назови части целого»(кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

Детское лото и другие настольно-печатные игры: Закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

Несколько способов использования детского лото для развития речи:

Проговаривать названия картинок четко и внятно.

Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа: был мяч – нет мяча

Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовитеразвитие памяти

Назови каждое слово на твоей картинке ласково: мячик, белочка

Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.

Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим, т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;

Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

Корректно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов)

Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;

Позиция родителей«дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно», – пагубно влияет на развитие речи. Позволяйте ребенку говорить – ведь развивая речь, он развивает свое мышление.

Практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста

Игра - путешествие

по стране "Развитие речи"

Выполнил: воспитатель МДОУ

Детский Сад №4

Дронина Анна Владимировна

Станция «Творческая» - обогащение словарного запаса ребенка

Подберите эпитеты к словам:

Снег

Человек

Ветер

Дождь

Луна

Станция «Сказочная»

Сказка нужна всем. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомить с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей.

.

Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще злые и хитрые. И каждому хочется меня съесть…

«Колобок»

.

Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

«Репка»

.

Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, что кто-нибудь во мне поселится и жить будет. Но не так много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

«Теремок»

.

Н у и хвост у этой мышки!

Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент!

Махнула хвостиком – я и разбилось!

«Курочка Ряба»

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».

 И. П. Павлов

Станция
«Наши руки не знают скуки»

Моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Пальчиковые игры

«Ладошки вверх, ладошки вниз»

«Пальчики у нас попляшут»

«Раз, два, три, четыре, пять…»

«Мы капусту рубим, рубим.»

«Мы построим дом-дом…»

«Кто это?» и т. д.

Игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики рук уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с первой младшей группы. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульчиках, мы играем в пальчиковые игры.

Самомассаж пальцев рук

указательный –желудок

Станция «Игровая»

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Речевая игра «Насос»

Речевая игра

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»(зв. Ж)

Словесная игра «Почемучка»











Словесная игра 
«Почемучка»  (определить, из каких слов состоят слова)

Самосвал

Пылесос

Самолёт

Листопад

Снегопад

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы "Закаливание детей дошкольного возраста"

Закаливание - это образ жизниГиппократПод закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная ...

Консультация для родителей. Вторая младшая группа. "Как играть с ребенком 3-4 лет".

«Игры с ребенком 3-4 лет  в домашних условиях»Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его...

Подборка консультаций для родителей Вторая младшая группа

Консультации для родителей второй младшей группы...

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»...

Консультация для родителей второй младшей группы.

Консультация для родителей.Театр на кухонном столе            Кухня одно из любимых мест в каждом доме. Здесь тепло и уютно, даже когда в других ...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...