Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА»
Многие родители обращаются с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки.
Как отмечают специалисты, дети с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны, часто отвлекаются. Кроме того, у них, как правило, возникают трудности в общении с взрослыми и сверстниками.
Не вникая в причины такого поведения, взрослые пытаются ругать, наказывать ребенка, тем самым еще больше усугубляют его неуравновешенное состояние.
Чтобы найти правильный подход к таким детям, необходимо выделить основные причины эмоционального «неблагополучия»: - Неблагоприятная семейная обстановка дома.
- У детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена, или противоречивая) и ожидаемая оценка со стороны близких взрослых.
- Для таких детей характерен повышенный уровень тревожности.
Семья для всех ее членов является «маленькой крепостью», за стенами которой мы стремимся спрятаться от всех проблем и отдохнуть душой. Этого хотят и взрослые и дети.
Принято считать, что родители любят своих детей и заботятся о том, чтобы они выросли хорошими счастливыми людьми. Но так ли это на самом деле?
Если в семье постоянные конфликты, отношения между родителями эмоционально холодные, то ребенок, не понимая сути разногласий взрослых, чувствует дискомфорт, напряжение.
Иногда ребенок становится связующим звеном между мамой и папой. Чувствуя, что отношения между родителями налаживаются по поводу его проблем (болезнь, плохое поведение), ребенок начинает провоцировать подобные ситуации. При этом он чувствует повышенную ответственность за объединение родителей, а это ноша очень тяжела для него.
Еще хуже, когда ребенок становится в семье громоотводом. Недовольство родителей друг другом, жизненные проблемы – выливаются на ребенка. Он слаб, зависим, и не может дать отпор.
Однако не только взрослые, но и дети, занимая определенную позицию, формируют внутрисемейные отношения. Это не всегда осознается ребенком, но определяет его эмоциональное состояние, поведение, а главное – представляет собой фундамент будущих отношений с людьми.
Специалисты выделят 5 жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру:
- «Я любим, я нужен и тоже люблю и уважаю вас»
Такая позиция формируется в семье, где ребенок чувствует любовь и заботу, где даже самый маленький имеет право на собственное мнение, право выбора.
У таких детей достаточно высокая самооценка, доверие к окружающему миру, развито умение общаться с взрослыми и сверстниками, развит интерес к познанию.
2. « Я обожаем, я – центр вселенной, все должны мне поклоняться»
Такая установка возникает в семьях, где развит культ ребенка. Самооценка здесь завышена настолько, что поведение таких детей не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям. В результате этого часто возникают трудности в общении со сверстниками. Эти дети боятся самостоятельности, ответственности, привыкнув к тому, что за них все делают близкие. Познавательные интересы ограничиваются только тем, что им нравится. Все это может привести к формированию одинокого, озлобленного человека.
3. «Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе»
Такая позиция возникает в семьях, где дети испытывают нехватку родительского тепла и заботы. Дети становятся замкнутыми, плаксивыми, тревожными, у них возникает чувство ненужности, покинутости. Заниженная самооценка, повешенное состояние тревожности, неуверенность в себе характеризует таких детей. В результате может сформироваться «комплекс неполноценности», неумение достигнуть успеха.
4. « Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас»
Ребенок полностью теряет веру в то, что кто-то может его любить, и становится равнодушным. Эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Их жизненный опыт побуждает их как можно быстрее избавиться от внимания взрослых – наказаний, поучений, унижений. Эти дети необщительны, замкнуты. Самооценка их неустойчива, тревожность повышена. От окружающих он ждет безразличия.
5. « Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это»
Эта установка возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны ребенком. Но в этом случае ребенок считает плохим не себя, а родителей. Он ведет себя в семье агрессивно, специально раздражая родителей, «уменьшая» значимость семьи, он, таким образом, психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети по прежнему привязаны к маме и папе, а плохое поведение лишь повод привлечь их внимание к себе. У таких детей повышенная тревожность, ожидаемая со стороны родителей низкая оценка, выраженная агрессивная позиция к окружающему миру.
|