Играйте вместе с детьми
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребенка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнения его свободного времени, чтобы «был при деле».
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за их игрой, ценят ее как одно из важных средств воспитания. В интервью, взятом у родителей разных городов нашей страны, на вопрос «Помогает ли игра в воспитании вашего ребенка, если помогает, то как?» мы получили разные ответы. «Играя с сыном, открываю в нем все новые, удивительные черты характера, которые в повседневной суете не заметишь», «Игра помогает мне воспитать в ребенке доброту, сопереживание, заботу о других», «Сознаю, что являюсь для него примером, что я нужен этому маленькому человеку», «Испытываем радость от общения с детьми, игра способствует росту духовного родства между нами» и т. п. Как видим, ответы разные, но суть их одна — игра важна в воспитательном процессе семьи.
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой происходит его всестороннее психическое развитие, формируется личность в целом. В игре как в фокусе собираются и отражаются различные события и явления общественной жизни, с которыми ребенок знакомится, взаимоотношения людей, формы групповой деятельности. В игре дошкольник осуществляет свое образование в широком смысле слова. В активной, доступной и эмоциональной форме он знакомится со свойствами и качествами предметов, сравнивает их между собой, высказывает суждения, устанавливает причинно-следственные связи, делает первые умозаключения. Ребенок сам ставит цель, сам ее осуществляет, сам творит своих героев и сам переживает их судьбы. Чувства при этом искренни и неподдельны.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней, «вещной» стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними: отношения родителей друг к другу, к другим близким, друзьям, к самому ребенку, их отношение к труду, к окружающим предметам, явлениям общественной жизни. Дети подражают родным: манере общаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. И все это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накапливаемый опыт поведения, формы отношений.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребенок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые надо создать по представлению. Реальные образы начинают соседствовать с фантастическими.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять в игре имеющиеся знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнером,. действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнеры-организаторы также не могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. И в этом случае без помощи взрослых не обойтись. Можно предложить детям выполнять главную роль по очереди, роль второстепенных героев возложить на мягкие игрушки, взрослому взять на себя непривлекательную роль, предложив детям справедливо разделить между собой главные роли. Случается, что дошкольник, к которому пришел товарищ поиграть, чувствуя себя хозяином положения, забирает себе наиболее интересные игрушки, привлекательные роли. Наблюдая игру, родители должны показать сыну, дочери пример гостеприимства, помочь распределить справедливо роли, игрушки, самому поиграть с детьми.
Совместные игры родителей с детьми духовной эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца или матери, все знающих и умеющих, растет в глазах детей, а с ним растет любовь и привязанность к близким.
Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план-сюжет, сговориться с партнером по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимания и серьезного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой по ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих действий, поступков, утверждаясь таким образом. в формах поведения.
Младшие дошкольники двух-четырех летние — не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперед машину. Не находя ей большего применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь малыша в игре. Ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно —значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек по возрасту. Для малышей игрушка — центр игры, ее материальная опора. Она наталкивает ребенка на тему игры, рождает новые связи, вызывает вопросы, размышления, желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказываются воспитательно ценными в играх детей. Иногда простая коробка из-под обуви ребенку нужнее дорогой электрифицированной игрушки, поскольку в игре она более универсальна: напоминает пароход, машину, следовательно, в ней можно перевозить «солдат», «кирпичи», «продукты», можно превратить в комнату для кукол, в кровать для мишки. Дети, особенно старшие дошкольники, ценят игрушки, сделанные своими руками. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Кроме готовых игрушек им приходится мастерить недостающие игрушки, перестраивать, дополнять и т. п., что несомненно расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта, транспорт и др.); двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки) ; строительные наборы (деревянные объемные геометрические формы); дидактические (разборные башенки, матрешки, настольно-печатные игры, мозаики и др.); конструктивные игрушки. Особенно важно, чтобы игрушки малыша отличались разнообразием. Для младшего дошкольника чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игра. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Наоборот. достаточно иметь 1—2 игрушки одного вида. Каждая игрушка заключает в себе одну или несколько педагогических задач. И когда у малышей много одинаковых игрушек (куклы разного размера, машины разных марок, они способствуют формированию одностороннего игрового интереса, что ведет к одностороннему развитию ребенка.
Приобретая игрушки, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном, дочерью, если им еще и не более трех, о том, какая ему игрушка и для какой игры нужна.
Наши наблюдения за играми детей в семьях и в детском саду выявили, что если девочки играют только с куклами, то мы, взрослые, сами того не сознавая, лишаем их радости игры в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Опыт игры с куклами позволяет девочкам играть только с девочками или в одиночку. С мальчиками у них нет общих игровых, интересов, которые являются одной из предпосылок возникновения дружеских отношений между детьми. Мальчикам обычно приобретают игрушечные машины, детское оружие. Игры только с этими игрушками также ограничивают круг их общения обществом мальчиков. Кроме того, постоянные шумные подвижные игры могут быть причиной перевозбуждения их неокрепшей еще нервной системы. Лучше, если мы, взрослые, не будем вообще строго делить игрушки на «девчоночьи» и «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получал возможность заботиться о ком-то.
Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают малышей беречь игрушки, сохранять их опрятный вид, предлагают для игр вышедшие из употребления предметы одежды самого ребенка, другие игрушки.
Эти игрушки оказываются и первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Например, у Саши дома несколько образных игрушек. Любимые среди них — мишка, которого мальчик зовет «сынком», и собака по кличке Дружок. Саша строит Дружку домик из строителя, водит на веревочке гулять, смотрит вместе с ними мультфильмы, показывает картинки в детских книжках, читает им. Играя, мальчик объясняет игрушкам правила поведения, сообщает то, что узнал сам, спрашивает и сам отвечает за них, действует. Уходя утром в детский сад, Саша сажает Дружка под свою кровать и наказывает ему стеречь сынка, которого сажает в свою кроватку. Если у ребенка нет братьев и сестер, игрушки дома фактически являются его партнерами по играм, с которыми он делит свои радости и горести.
Игры со строительными наборами развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности. Когда малыш остается наедине с такой игрушкой, он перекладывает детали с места на место, нагромождает их одну на другую. Взрослый же может поставить перед ребенком цель и помочь ему ее осуществить: сделать не просто дом, а дом для определенной куклы, для конкретной машины.
Для этого надо подумать вместе, какие детали подобрать по форме, по величине, как сочетать цвета, как закрепить, чтобы постройка была прочной, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре и т. д.
Игры с разного рода детскими лото, домино, парными картинками открывают перед детьми возможность, получая удовольствие от игры, развивать память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учиться выдержке, терпению. Такие игры имеют большое организующее, дисциплинирующее значение, поскольку предполагают строго следовать правилам. Для детей старшего дошкольного возраста выполнение правил, достижение цели, желание выиграть является одним из мотивов игры. Для малышей же важен сам процесс действования (бросать фишку, ловить рыбку). Выполнение правил не осознается ими.
Интересно играть в такие игры всей семьей, наблюдать поведение каждого играющего ребенка. Необходимо, чтобы все играющие были разными партнерами по игре — и взрослые, и дети. Маленький также постепенно привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать», воспитывают художественный вкус, выразительность речи, движений, творческую активность детей. Интересно, например, наблюдать в одной семье, как двухлетнему Диме персонаж кукольного театра Петрушка дарит новые игрушки. Бабушка, ловко орудуя куклой, от ее имени предлагает внуку поиграть, подсказывает, как это делать. Петрушка побуждает Диму петь, читать стихи, отвечать на вопросы. Малыш при этом реагирует не на говорящую бабушку, а на игрушку, разговаривает с ней, отвечает на вопросы.
Старшие дошкольники сами могут разыгрывать спектакли по мотивам любимых сказок, мультфильмов, устраивать семейные праздники, концерты. Недостающие костюмы или отдельные детали к ним интереснее смастерить самим. Можно использовать старую бабушкину шаль, шляпу, мамины туфли на высоких каблуках и т. п. Сближает всех приготовление к новому году, когда каждый взрослый продумывает свой костюм, дети по секрету советуются с близкими, какой наряд приготовить им: кокошники, бусы, шапочки и т. п.
Изготовленные всей семьей плоскостные фигуры из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыгрывать знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Следует заметить, что при всей важности игрушки как опоры на реальный предмет она развивает игру только в единстве с детским опытом. Но у младшего дошкольника он мал. Жизненный опыт старших, родителей может помочь ребенку освоить назначение и использование игрушек, формирует умение играть.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается, игрушка становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших: подсказать новые игровые действия, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре и т. д. Игру малыша развивает обращение к его прежнему опыту: «Как мама разговаривает с Таней?» Вопросы наталкивают на продолжение игры, на новую игру: «Ты кормила своих детей? Они, наверно, есть хотят», «Как же Дружку без домика? Ему ведь холодно».
Играя вместе с ребенком, родителям важно следить за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет ребенку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
С ранних лет у ребенка должно быть свое «рабочее» место. Даже если не позволяет жилплощадь. Можно приспособить полки, ящики с отделениями, ящики на колесах, нижнюю полку в общем шкафу, даже подоконник. Если позволяют условия, следует отвести ему отдельный уголок, в котором можно устроить комнату для кукол, гараж для машин, строительный уголок. Приучать детей к порядку нужно с ранних лет. Учебные пособия — карандаши, краски, пластилин, детские книги — ребята должны хранить отдельно от игрушек: на полке, в книжном шкафу.
Бережное отношение к предметам труда и игры формируется у детей постепенно, при систематическом требовании со стороны взрослых.
Время от времени старшим членам семьи вместе с ребенком неплохо осмотреть его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите ее выбрасывать. Это сделать никогда не поздно. Конечно, детская игрушка стоит недорого, ее можно заменить подобной, но родителям важно знать, что со старой игрушкой у сына (дочери) связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны.
Важно знать, что после ремонта с папой, с дедушкой игрушка становится малышу дороже новой. Ремонт игрушки обыгрывается по-разному. Если у мишки оторвалась лапа или ухо, взрослому можно на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку предложить роль медицинской сестры (подержать, подать или просто постоять рядом). Если, например, у машины отскочило колесо, дверца, ее можно поставить в «гараж» на ремонт.
Старший дошкольник ремонтирует игрушки и вместе со взрослым, и самостоятельно. Когда же игрушку починить невозможно, лучше, если ребенок не видит, как вы ее выбрасываете.
Нужно приучать детей убирать игрушки на место. Игровые приемы помогают здесь лучше, чем упрашивания или требования. В каждой семье действуют свои игровые приемы.
Мать двоих сыновей рассказывает: «Дети любят играть вместе, но, разбросав игрушки, они не хотят их собирать. Мало помогали требования. Избежать конфликтов помог случай, который подсказал старший сын. Он предложил: «Мама, мы как будто уборочные машины. Ты заведи нас, мы быстро все уберем». Мать изумилась такому простому способу выхода из трудного положения. В дальнейшем она говорила: «Уборочные машины, начинайте работу». Детям нравилась игра с матерью, они быстро собирали игрушки.
Если у дошкольника, особенно маленького, есть отдельный игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается по вечерам семья, в кухне, когда там мать или бабушка, в комнате бабушки, где все интересно: новая обстановка вызывает новые игровые связи, рождает новые сюжеты, позволяет взрослым наблюдать игру малыша, поиграть вместе с ним.
Ребенок непритязателен. Он рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодным для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с родителями и детьми «Играем вместе с детьми» (вторая младшая группа)
Мастер – класс с родителями и детьми. Тема: «Играем вместе с детьми».Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательной,игровой деятельности...
Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)
Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...
Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста
Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста...
Призентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....
Конспект: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Цель родительского тренинга: Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....
Презентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....
Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Дети с аутизмом тоже хотят играть! Просто они не умеют играть в наши игры. Им надо помочь!...