"Организация музыкально - эстетическом воспитании в семье в современных условиях"
консультация на тему

Козлова Наталья Анатольевна

Откройте вместе с ребенком огромный мир музыки. Пойте, слушайте  и играйте с музыкой - вы обязательно узнаете много нового.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ  МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  В  СЕМЬЕ  В  СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

        «Воспитание ребенка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

        Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. У маленьких детей музыка вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию, хотя эти переживания еще слабы и не совсем осознанны. Ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь.

        Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. В старшем возрасте -  в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым для начального этапа обучения слушанию музыки.

        К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

        «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами», - так писал выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский.

        Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала сами почувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Для старших дошкольников это могут быть пьесы, специально написанные для детей, например «Детский альбом» П.И.Чайковского. с интересом слушают музыку в исполнении оркестра народных инструментов. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, с эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными.

        После прослушивания заведите беседу с ребенком  о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Многие родители считают, что лучше обучение музыке получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слушать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если эту же музыку ребенок слушает вместе в родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

        Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.

        

        Информацию о выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе «Как рассказывать детям о музыке», «Про трех китов».  Не нужно стремиться  заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

        Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не всё сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

        Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку1 учите его, учитесь вместе с ним! Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

        «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия» Бетховен. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства, но чтобы человек мог их понимать, нужно обязательно потрудиться.

        Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, это:

        - обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, знакомство с фольклором, сформировать основы музыкальной культуры;

        - способствовать общему развитию детей средствами музыки;

        - развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).

        Если ребенок музыкально одарен, то уде в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

        Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

        Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

        Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия.  Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, старинная музыка.

        Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя любимым, защищенным, находиться в доброжелательном окружении.

        

        Несколько советов по организации процесса слушания музыки малышами:

-Нужно помнить о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное – хотеть слушать. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до завершения, охватывая звук за звуком, ничего не упуская.

Не следует на первых порах слушать крупные музыкальные сочинения, лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.

                

                -Музыка может быть вокальная (музыка для голоса) или                                 инструментальная (исполняемая на различных музыкальных                         инструментах). Слушать вокальную музыку легче, ведь текст                         всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими                         мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов                         нет, но от этого она не становится менее интересной. Послушайте                 «Детский альбом» П.Чайковского. какие только жизненные и                         сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор,                 словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками                         удивительно интересные картинки детской жизни. Здесь и «Игра                 в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков».

 Здесь вы услышите ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро». Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить  оттенки музыкальной речи.

                

                -Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию                         тех же самых произведений. Чем чаще слушаете знакомые                         произведения, тем ближе они становятся. Встреча со знакомой                         музыкой превращается в  встречу с добрым другом. Слушайте                         музыку внимательно. Учитесь наслаждаться красочным                                 водопадом, различать общее движение и журчание маленького                         ручейка мелодии. Учитесь сравнивать и любоваться звучание.

-Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, нельзя слушать музыку между делом. Встреча с музыкой в концертном зале должна стать для ребенка большим праздником. Сама атмосфера дворца, в котором «живет» музыка, создает особый настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте.

                -Полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных                         коллективов или солистов, смотреть спектакли с различным                         составом исполнителей. Всё это поможет расширить знания о                         музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже                                 чувствовать.

        Хочется пожелать родителям уделять внимание музыкальному воспитанию на прогулке, дома, на отдыхе. Пусть в вашем доме звучит народная, классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развивать способности, дарить радость. Детей невосприимчивых к музыке нет!

        

Послушайте с детьми:

        1. П.И.Чайковский «Детский альбом»

        2. С.Прокофьев «Детская музыка»

        3. Р.Шуман «Альбом для юношества»

        4. А.Гречанинов «Детский альбом»

        5. А.Климов «Детский альбом»

        6. А.Климов №Музыкальный календарь природы»

        7. Произведения С.Майкапара

        8. Сборник «Классическая музыка для малышей»

        9. Сборник «Колыбельные песенки»

        10. Сборник «Классика и малыши», «Вальсы» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях

Материал разработан для родителей детей дошкольного возраста. Консультация даёт несколько советов родителям по приобщению детей к музыке: как правильно учить ребёнка слушать музыку, в какой форме, как...

Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях

Информационный материал для ширмы в родительский уголок...