Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Развитие речи детей»
Артикуляционная гимнастика
Немного теории…
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними будет заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены).
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.
- Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль (потом зеркало можно убрать). Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребенку задавать наводящие вопросы, например «Где находится язык?».
- Если во время занятия язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удерживаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.
Немного практики…
-Уважаемые родители! Я прошу Вас придумать несколько упражнений для языка. Как вы думаете, какие могут быть упражнения?
-(Ответы)
-Хорошо. На самом деле упражнения бывают очень разные. Попробуйте выполнить некоторые из них. (Логопед называет упражнение и показывает, как правильно оно выполняется, родители повторяют). Улыбка, трубочка, заборчик, чистим зубки, лошадка, гармошка, качели.
-А вы знаете, что эти самые упражнения можно сочетать со стихами и песенками? Сейчас мы с вами попробуем это сделать.
От улыбки хмурый день светлей. (Улыбочка — трубочка.)
От улыбки в небе радуга проснется. (Заборчик.)
Поделись улыбкою своей. (Щеточка внизу.)
И она к тебе не раз еще вернется. (Щеточка вверху.)
И тогда наверняка (Лошадка)
Вдруг запляшут облака.
И кузнечик запиликает на скрипке. (Гармошка.)
С голубого ручейка начинается река. (Качели)
Ну а дружба начинается с улыбки! (Заборчик.)
-(Родители все делают по инструкции логопеда). Молодцы!
Мелкая моторика.
Немного теории…
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определенное положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ребенку овладение навыками письма.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:
- Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
- Сначала все упражнения выполняются медленно.
- Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец, двумя руками одновременно.
Немного практики…
-Используете ли вы дома игры для развития мелкой моторики? Какие?
-Нравится ли вашему ребенку с ними играть?
-Знаете ли вы игры для моторики пальцев рук? Какие?
-Можно выполнять как устные упражнения, так и при помощи разных предметов.
-Сейчас мы вместе с вами выполним несколько упражнений, которые вы можете использовать, играя дома с ребенком.
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
-Отлично! Перед вами лежат картонки с дырочками и шнурки, сейчас вам нужно будет продеть шнурок в каждую дырочку, а как, это уже ваша фантазия!
-Попробуйте дома, насыпать в емкость разную крупу, ее можно смешать, а можно разложить в разные баночки. Детям очень нравится запускать туда руки. Можно преобразовать это в игру, например что-нибудь спрятать.
Фонематический слух
Немного теории…
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический слух. Начиная с четырех лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слогов на слоги.
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Рекомендации по работе со скороговорками.
- Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
- Объясняют значение сложных слов.
- Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
- Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
- Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
Немного практики…
-Все понимают, что такое фонематический слух?
-Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова.
-Развивать у ребенка фонематический слух нужно обязательно, а как это делать кто-нибудь знает?
-Сейчас мы с вами выполним несколько заданий, направленных на развитие фонематического слуха.
Игра «Магнитофон»
-Послушайте внимательно и повторите за мной.
Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.
Игра «Знайка»
-Прослушайте и назовите по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно.
-Сравните слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.
-Какими звуками они отличаются?
Игра «Внимательные ушки»
-Послушайте слова и хлопните в ладоши в тот момент, когда услышите слова, на звук Ц.
Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.
-Мы с вами потренировались в выполнении упражнений. Теперь вы можете выполнять эти упражнения дома с детьми, а так же придумывать новые.
Особенно эффективны те занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или у которых значительная часть отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности, особенно речевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".
Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста" включает в себя доказательство актуальности темы, определения понятий "творческая деятельн...
Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей старшей группы....
Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»
Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...
Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...
Сообщение на общее родительское собрание на тему «Развитие музыкальности у детей дома. Подборка музыкального репертуара для слушания дома»
Вопрос о музыкальности детей очень сложный. Мнение, что можно сразу определить, музыкален ребёнок или не музыкален, ещё широко бытует в семье. Семья может и должна быть первой ступенью музыкально...
Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание....
Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение эффективности коррекционной работы, установление доверительных отношений с родителями воспитанников.Задачи:- помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребёнка;- ...