Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ященко Наталия Александровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_razvivaem_rech.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Развитие речи детей»

Артикуляционная гимнастика

Немного теории…

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять  своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними будет заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены).

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.
  2. Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль (потом зеркало можно убрать). Постепенно темп упражнений увеличивается.
  3. Периодически ребенку задавать наводящие вопросы, например «Где находится язык?».
  4. Если во время занятия язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удерживаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

Немного практики…

-Уважаемые родители! Я прошу Вас придумать несколько упражнений для языка. Как вы думаете, какие могут быть упражнения?

-(Ответы)

-Хорошо. На самом деле упражнения бывают очень разные. Попробуйте выполнить некоторые из них. (Логопед называет упражнение и показывает, как правильно оно выполняется, родители повторяют). Улыбка, трубочка, заборчик, чистим зубки, лошадка, гармошка, качели.

-А вы знаете, что эти самые упражнения можно сочетать со стихами и песенками? Сейчас мы с вами попробуем это сделать.

От улыбки хмурый день светлей. (Улыбочка — трубочка.)

От улыбки в небе радуга проснется. (Заборчик.)

Поделись улыбкою своей. (Щеточка внизу.)

И она к тебе не раз еще вернется. (Щеточка вверху.)

И тогда наверняка (Лошадка)

Вдруг запляшут облака.

И кузнечик запиликает на скрипке. (Гармошка.)

С голубого ручейка начинается река. (Качели)

Ну а дружба начинается с улыбки! (Заборчик.)

-(Родители все делают по инструкции логопеда). Молодцы!

Мелкая моторика.

Немного теории…

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определенное положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ребенку овладение навыками письма.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:

  1. Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
  2. Сначала все упражнения выполняются медленно.
  3. Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец, двумя руками одновременно.

Немного практики…

-Используете ли вы дома игры для развития мелкой моторики? Какие?

-Нравится ли вашему ребенку с ними играть?

-Знаете ли вы игры для моторики пальцев рук? Какие?

-Можно выполнять как устные упражнения, так и при помощи разных предметов.

-Сейчас мы вместе с вами выполним несколько упражнений, которые вы можете использовать, играя дома с ребенком.

Мышка

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

 (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

-Отлично! Перед вами лежат картонки с дырочками и шнурки, сейчас вам нужно будет продеть шнурок в каждую дырочку, а как, это уже ваша фантазия!

-Попробуйте дома, насыпать в емкость разную крупу, ее можно смешать, а можно разложить в разные баночки. Детям очень нравится запускать туда руки. Можно преобразовать это в игру, например что-нибудь спрятать.

Фонематический слух

Немного теории…

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический слух. Начиная с четырех лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слогов на слоги.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

Рекомендации по работе со скороговорками.

  1. Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
  2. Объясняют значение сложных слов.
  3. Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
  4. Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  5. Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

Немного практики…

-Все понимают, что такое фонематический слух?

-Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. 

-Развивать у ребенка фонематический слух нужно обязательно, а как это делать кто-нибудь знает?

-Сейчас мы с вами выполним несколько заданий, направленных на развитие фонематического слуха.

Игра  «Магнитофон»

-Послушайте внимательно и повторите за мной.

Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

Игра  «Знайка»

-Прослушайте и назовите по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно.

-Сравните слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

-Какими звуками они отличаются?

Игра «Внимательные ушки»

-Послушайте слова и хлопните в ладоши в тот момент, когда услышите слова, на звук Ц.

Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.

-Мы с вами потренировались в выполнении упражнений. Теперь вы можете выполнять эти упражнения дома с детьми, а так же придумывать новые.

Особенно эффективны те занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или у которых значительная часть отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности, особенно речевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста" включает  в себя доказательство актуальности темы, определения понятий "творческая деятельн...

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...

Сообщение на общее родительское собрание на тему «Развитие музыкальности у детей дома. Подборка музыкального репертуара для слушания дома»

Вопрос о музыкальности детей очень сложный. Мнение, что можно сразу определить, музыкален ребёнок или не музыкален, ещё широко бытует в семье. Семья может и должна быть первой ступенью музыкально...

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение эффективности коррекционной работы, установление доверительных отношений с родителями воспитанников.Задачи:- помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребёнка;- ...