Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Хизбуллина Малика Минихановна

Основы экономического воспитания у детей дошкольного возраста формируются в процессе нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона - нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Старший дошкольный возраст.

Тема: «Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребёнка»

Цель: Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом.

Задачи:

- Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;

- Убедить родителей в важности экономического воспитания;

- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

Участники: родители воспитанников; воспитатель

Подготовка к проведению беседы с родителями:

Изучение литературы по данной теме:

- «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста», Мазеева Т. С., журнал «Воспитатель ДОУ» №11, 2008;

- «Зачатье денежной гармонии», Бородянский М. С., журнал «Управление ДОУ» № 3, 2006;

- «Что такое экономика», опыт работы педагогов города Йошкар-Ола, журнал «Дошкольное образование» № 21, 2005 г. ;

- «Экономика и человек», методист Н. Клюшкина, ДОУ № 4 «Берёзка», г. Уральск, Казахстан, журнал «Обруч» № 1, 1999 г. ;

- «Как знакомить детей с денежными единицами», заведующая ДОУ № 4 «Берёзка», г. Уральск, Казахстан, журнал «Обруч» № 1, 1999 г. ;

- стихи на тему «Экономическая безопасность», журнал «Основы Безопасности Жизнедеятельности», № 6, 2008 г.

Оформление приглашений на беседу для родителей;

Разработка буклетов с рекомендациями для родителей «Дети и деньги»;

Создание мультимедийной тематической презентации;

Выставка тематических развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста.

Ход встречи:

Слайд № 1 «Тема беседы»

1. Вступительная беседа.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Я очень рада видеть Вас! Спасибо, что Вы нашли время и пришли к нам для беседы.

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, дающим ребёнку первые знания и умения, я призываю Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе с Вами мы можем решить любые задачи в воспитании и развитии наших детей! Сегодня я хочу с Вами побеседовать на интересную и актуальную в наше время тему. Как Вы думаете, в каком возрасте у человека закладываются основы экономического воспитания? Предполагаемые ответы родителей: 6-7 лет; с того момента, как ребёнок увидел деньги, узнал, что за покупки в магазине надо платить и др.

Воспитатель: Совершенно верно, я согласна с Вами, каждый из Вас прав. Действительно, интерес к деньгам и экономическим отношениям возникает у детей с момента знакомства с деньгами.

А сейчас давайте вспомним, когда в вашей семье родился ребёнок, как Вы радовались первым проявлением его активности! Как через несколько месяцев после его рождения он начал произносить первые слова, среди которых было слово… (родители продолжают фразу: «Дай…»). Слово «Дай» – психологически самое важное, отвечающее за денежную гармонию.

Слайд № 2 «Фазы развития денежной гармонии»

Воспитатель: По мнению психолога Валерии Сергеевны Мухиной, у ребёнка до трёх лет главная потребность – это брать и получать от жизни всё, что он пожелает – родительскую любовь, внимание, игрушки… Но, мы, как «правильные родители», не желая воспитывать эгоиста, недолго получаем удовольствие, глядя на его (ребёнка) единоличные наслаждения жизнью. Мы с Вами стремимся привить ребёнкунекоторые правила культуры, выражающиеся фразой… (родители добавляют: «…надо делиться»).

Оказывается, по мнению современных учёных, данную фразу использовать нельзя. Если бы Вы только знали, сколько удачливых людей могло вырасти на планете, если бы не эта фраза, прозвучавшая слишком рано! Психологом Дмитрием Борисовичем Элькониным выявлено, что у ребёнка до трех лет нет психологической потребности делиться. Этот возраст просто не предполагает такой потребности.

Уважаемые родители, ни в коем случае не пытайтесь привить ребёнку навык отдавания, пока ему не исполнится три года. Этим Вы не только нарушите порядок его психологического развития, но и заложите основы денежного неуспеха в дальнейшей жизни. Потребность искренне поделиться формируется у детей в возрасте с 3-х до 7 лет. Здесь есть некоторые проблемы. Ребёнок может отдать «по доброте душевной»очень дорогую игрушку, поэтому уважаемые родители, постарайтесь решать такие проблемы очень тонко, не обижая его, потому что умение – отдавать – не менее важно для гармонии с жизнью и с деньгами, чем умение брать.

С 7-летнего возраста у ребёнка наступает третья фаза формирования денежной гармонии – «фаза договорных отношений». В это время дети в детском саду начинают обмениваться игрушками, в школе получают вознаграждение от мамы и папы за хорошую учёбу. Обмениваются услугами «ты мне – куклу, я с тобой играть», – одним словом, учатся первым «товарно-денежным отношениям» и общению на языке денег. Такие отношения мы должны поддерживать. Они ведут детей к умению строить гармоничные отношения с деньгами.

Уважаемые родители, мы выяснили, что основы будущей денежной гармонии начинаются закладываться в раннем возрасте. Нашим детям предстоит жить в современных условиях, овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний и особой экономической культуры. И мы им в этом помогаем!

Для воспитания современных и предприимчивых, в недалёком будущем детей, в нашей группе мы строим работу в трёх направлениях.

Слайд № 3 «Экономическое воспитание»

Воспитатель предлагает посмотреть родителям, как их дети размышляют на тему «Что такое деньги?.»

Слайд № 4. Демонстрация видеоролика с участием воспитанников группы

«Размышления детей на тему «Что такое деньги?.».

2. Дискуссия «Предлагаем обсудить»

Вопрос родителям: - Какие качества, на Ваш взгляд, присущи предпринимателю?

Предполагаемые ответы родителей: общительность, мобильность, честность и порядочность, предприимчивость и др.

Воспитатель: Совершенно с Вами согласна. Ваши мнения подтверждаются и экономистом Алексеем Агеевым, которые Вашему вниманию предлагаются на слайде.

Слайд № 5 «Качества предпринимателя»

3. Практическая игра «Найди предпринимателя»

Слайд № 6 «Сказочные герои»

Задание родителям: - Уважаемые родители, на следующем слайде Вы видите героев сказок и мультфильмов, подумайте и назовите, кого из них можно считать предприимчивым и почему? (Белоснежка, Кот в сапогах, колобок, Кот Базилио, Лиса Алиса, Мальчик-с-пальчик, Емеля, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», поросёнок Нуф-Нуф).

4. «Есть идея!»

Родителям предлагается побывать в роли предпринимателей.

Задание: Придумать несколько различных вариантов использования шариковой ручки в повседневной жизни.

Родители предлагают свои варианты. Словесно поощрить участников за проявленную смекалку, сообразительность и изобретательность.

5. Итог:

Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы с Вами выяснили, что сегодня как никогда нужно быть предприимчивым человеком. Выдающийся учёный Лев Семёнович Выготский говорил, что будущее вундеркинда в его прошлом. Поэтому очень важно предоставить детям возможность самим выбирать свою судьбу. Под Вашим чутким руководством дети смогут самостоятельно оценить происходящее, будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. А в этом помогут Вам наши практические советы в буклете «Дети и деньги»(вручение буклетов участникам встречи).

6. Рефлексия:

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.

Ответы на вопросы:

- Какая часть нашей беседы вызвала у Вас особый интерес?

- Ваши предложения и пожелания на будущее.

Воспитатель: Благодарю Вас за состоявшуюся беседу и активную работу!

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас на встречу,

которая состоится в пятницу 24 октября, в 17:00

Тема встречи: «Дети и деньги,

или как воспитать предприимчивого ребёнка»

Вместе с вами мы обсудим вопросы, связанные с экономическим воспитанием детей.

Поговорим о том, что надо сделать для того, чтобы ребенок стал самым развитым, самым воспитанным, самым образованным.

Вместе подумаем, как сделать, чтобы детям радостно и интересно жилось в группе детского сада.

Мы Вас ждем! Приходите!

- А сейчас вам предлагаю разобраться в ситуациях. Оцените её, предложите свой выход из ситуации.

Группы, анализируют ситуации, указанные в карточках, озвучивают выводы. На работу отводится 2-3 минуты.

Ситуации

Выход из ситуации

Ваша дочь соглашается убирать свою комнату за денежное вознаграждение.

Заплатите ребёнку, раз и вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вида домашней работы. Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей.

За хорошую учёбу родители платят за каждую «5» - 50р, а за «2» - минус 20р

Нет. Учёба - это, конечно, труд. Но это ещё и время определить – в каком направлении развиваться, совершенствоваться. Ребенок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу не ради знания, а ради оценки, «на заработки»

Вашему сыну на день рождения подарили деньги. Вы попросили отчитаться, куда потрачены деньги.

Часто родители волнуются, что дети потратят деньги на что-то плохое. Недоверие сильно ранит. Лучше вовсе не давать ребёнку карманных денег, чем отравить его жизнь постоянными подозрениями о том, что он купил что-то запретное.

Упражнение «Чего нельзя купить на деньги»

Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.

Учитель читает начало предложений, родители заканчивают фразы (можно хором)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

Как видим, не все на свете продается и покупается. Нам всегда следует помнить: деньги только средство. Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить ни за какие деньги: крепкую дружбу, тепло родного очага, любовь близких.

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

•  на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

•  на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

- На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И наши дети не исключение. В них есть то, что нам нравится, и то, что мы хотели бы изменить. Но хочется добавить, что в воспитании важен личный пример. Это самое интересное и трудное. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах, как распоряжаемся денежными средствами. И они берут с нас пример.

Дети подобны чашам. Когда эти чаши полны любви, понимания, поддержки, тогда они сами готовы отдать свою любовь, доверие вам, родители, тогда они будут любящими детьми. Но когда их чаши пусты, им нечего отдать. Я предлагаю вам, заполнить эту чашу, написать на корабликах, каким качествами вы бы хотели наполнить сердце ребенка и опустить кораблик этот в плавание. Придя сегодня домой, обнимите своего ребенка и скажите, что он у вас самый лучший.

В конце собрания я вам предлагаю послушать притчу, которая называется «Деньги – зло».

— Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег? — Выгляни в окно. Что ты видишь? — Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар… — Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь? — Ну что я могу там видеть? Только себя самого. — Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...