Формирование воздушной струи.
консультация на тему
Консультация для педагогови родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_formirovanie_vozdushnoy_strui.docx | 53.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование воздушной струи
Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата.
Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.
Различают три основных типа дыхания:
- ключичный
- рёберный (грудной)
- диафрагмальный (брюшной)
При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.
При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.
В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается.
Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.
Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.
Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип.
У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т. е средний между брюшным и грудным.
При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания – ключичный, грудной, брюшной.
В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1: 1, 25).
Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности.
Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.
Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи. Рассмотрим на примере характеристики воздушной струи необходимой при произнесении шипящих и свистящих звуков.
Шипящие | Свистящие |
Широкая (при произнесении шипящих звуков) | Узкая (при произнесении свистящих звуков) |
Тёплая(при произнесении шипящих звуков) | Холодная (при произнесении свистящих звуков) |
Слабая | Сильная |
Рассеянная | Направленная |
Существуют три основных направления воздушной струи:
- воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)
- воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р).
- воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.
В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:
- «Сдуй снежинки с горки».(используйте кусочки ватки или паралоновые шарики) «Наказать непослушный язык». «Желобок».
- «Фокусы».
- «Идёт охотник по болоту»
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
- «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
- «Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
- «Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
- «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
- «Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
- Дутьё при сомкнутых губах.
- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
- Дутьё на язык.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
- Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
- «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
- «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
- «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
- «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
- Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
- Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д).
- Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
- Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
- Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
- Задувание свечи.
- Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
- Пускание мыльных пузырей.
- Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
- Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок».
- Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
- Сильно дуть на воду до образования брызг.
- Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.
- Дутьё – катание по жёлобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
- «Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
- Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
- Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки пя-пя-пя.
- Дутьё на язык.
- Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
- Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я! » Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
- Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
- «Сдуй снежинки с горки» Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.
- Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
- Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
- Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
- Следить за точностью направления воздушной струи.
- Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
- Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
- Нельзя надувать щёки.
- Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
- На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
- Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
- Упражнения могут выполняться под счёт.
Желаю Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. У детей присутствуют нарушения звуко...
"Развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи"
Картотека артикуляционных упражнений...
Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи
В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....
Игровые упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.Использование различных игровых упражн...
Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями
Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно ее формировать вы узнаете в этой консультации. А чтобы деткам было не скучно, все упражнения представлены в игровой ...
Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями
Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать у деток вы узнаете в этой консультации....