Семья на пороге школьной жизни ребенка Конспект практикума для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_praktikuma_dlya_roditeley_semya_na_poroge_shkolnoy_zhizni_rebenka.docx | 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья на пороге школьной жизни ребенка
Конспект практикума для родителей
Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Подготовка. Задания для родителей.
Ход практикума. Воспитатель начинает встречу с вопроса: «В чем каждый из присутствующих видит проблему дискуссии на данную тему»? после высказываний родителей предложить им выполнить задание 1.
Воспитатель. - Выберите полоску и обоснуйте свой выбор.
- Обратить внимание родителей на демонстрационный стенд,
предложить выполнить задание 2.
Для выполнения задания желательно пригласить и нескольких родителей, дети которых у» учатся в школе. По итогам выполненного задания проводиться короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителей школы.
Воспитатель. Часто школьные учителя, обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.
Послушай небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика. (см.Каган В.Е. психогенные формы школьной дезаптации//Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - с.93)
«Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила eго из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опят двойка? И, конечно, они повторялись. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... к пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговорим с ним о школе - тускнеет ...»
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. (Предложить выполнить задание 3)
Я прочитаю стихи. Подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, в них говориться.
Вопросы к родителям, (после чтения стихотворения)
- Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?
- Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?
- Как вы помогаете ему в этом?
Корзина малины
Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной,
Дорога становиться длинной-предлинной!
А если в корзине пылаем малина,
Ещё тяжелее бывает корзина.
Бежит, извиваясь, лесная дорожка.
С корзиной малины шагает Сережка.
Приду я - и маме отдам всю малину.
И скажет мне мама : «Бери половину!»
Зачем же мне всю-то корзину нести?
Свою половину я съем по пути!
И правильно! Вмиг полегчала корзина!
Малины осталось - как раз половина!
«Вот, - скажет мне мама, - какой молодчина!
Принес пол корзины! Тебе половина!»
Дорожка петляет. Сережка шагает.
Малина в корзине опять убывает.
«Ну, тут на двоих еще хватит вполне!
Полполполкорзины достанется мне.
Полполполкорзины делю пополам,
А все остальное я маме отдам!...
Дорожка петляет уже вдоль села.
Полполполполполполовина пошла!
Еще пополам бы! Да жалко в корзине Полполполовинки последней малины
(В. Суслов)
Резюме. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т.е. ребенок должен самом себе ответить на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» - и решить, как ему поступить как хочется или как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.
Таня - неумелочка Есть такая девочка - Таня неумелочка.
И чулочки, и сапожки надевают ей на ножки.
Все могла бы делать Таня,
Только нет у ней старанья.
Вот какая девочка - Таня неумелочка.
(М.Смирнова)
Вопросы к родителям.
• Не занимаете ли вы аналогичную позицию по отношению к своему ребенку? Если да, то какие меры предпринимали в связи с этим?
Резюме. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии сделать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу, снисходя к его усталое: может привести впоследствии массу неприятностей и родителям, и самому ребенку.
Ссора
Ты меня заобижала,
А скажи - зачем?
Леденец в руке зажала.
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек, Крошечку просил,
Осторожно уголочек Я бы откусил.
Ну и что ж,
Что он английский,
Этот леденец.
Был тебе я другом Близким.
Все. Теперь конец.
Ты меня заобижали.
Уходи. Пора.
Лучше б кошка забежали Просто со двора.
Молока бы ей из кружки В блюдце я б налил.
О тебе, плохой подружке, Сразу бы забыл.
(И Токмакова)
Вопросы к родителям.
- Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями?
- Испытываете ли вы в этом трудности?
- Как вы ему помогаете в этом?
Резюме. Несправедливость со стороны сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.
Один дома
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу,
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
Может, в кухню схожу,
За столом посижу.
К чаю пряники есть,
Но не хочется есть...
Кто-то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу.
Время быстро пройдет.
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто-то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино Очень-очень давно...
(И Токмакова)
Вопросы к родителям.
- Скажите, что делает ребенок, чтобы преодолеть страх?
- Ваш сын или дочь в аналогичной ситуации поступили бы так же или иначе7
- Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях?
Резюме. Чувство страха может подавлять волю ребенка, приводить к необдуманным порступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание.
Важно об этом всегда помнить.
В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки к шко п
например «Выложи сам» (на умение анализировать форму предметов); «Угадай, что спрятано» (НА умение узнавать предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов и др.).
Можно порекомендовать родителям ознакомиться со следующими книгами:
- Матвеева Л., Выбойшик Н.,Мякушкин Д. практическая психология для родителей, ил] что я могу узнать о своем ребенке. М., 1997.
- Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей /под редакцией А.Г.Хрипковой. М., 1992/
ЗАДАНИЕ 1
На карточках написано:
На столах лежат цветные полоски:
- сильное волнение
- умеренное волнение
- радость, уверенность
Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.
ЗАДАНИЕ 2
На демонстрационном стенде (доске) написано:
1. Физическое здоровье. |
2. Развитый интеллект. |
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. |
4. Выносливость и работоспособность |
5. Умение считать и читать. |
6. Аккуратность и дисциплинированность. |
7. Хорошая память и внимание. |
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. |
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости
ЗАДАНИЕ 3
На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.
- Вот пойдешь в школу, там тебе...
- Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь
отличником! (Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочки, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родитель
кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребено Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживание». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становиться причиной невроза.)
-Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя
тихо и спокойно? (Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкай его на путь заведомого обмана.)
- Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!
(У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...
Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Задачи: 1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение. 2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе. 3. Расширить возможности поним...
Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Как подготовить ребенка к школе?(для родителей будущих первоклассников)Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал...
Семья на пороге школьной жизни ребенка (конспект практикума для родителей)
Семья на пороге школьной жизни ребенка(конспект практикума для родителей)Цель : Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в дошкольный период жизни ребенка.Подготовка. П...
Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
Сотрудничество во имя ребёнка. Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"Буклет...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
-Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер...