Консультация "Кризис 6-7 лет"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Кризис 6-7 лет и его роль в развитии личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_krizis_6-7_let.docx | 41.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Кризис 6–7 лет»
Педагог – психолог Кулаткова Т. Ю.
КРИЗИС-решение, поворотный пункт, где необходимо осваивать новый стиль поведения. Это конфликт. Это тяжелый период для ребенка. ВЫ-единственные люди, к которым он может обратиться за помощью. Кризис-это нормальный период психологического взросления вашего ребенка. Кризис-это хорошо, т. к. он говорит о том, что ваш ребенок развивается нормально. Суть конфликта –для ребёнка –это новый этап развития личности, который в первую очередь связан с развитием самооценки и отношением к себе. Для него становится значимым коллектив сверстников, начинает играть роль признание взрослых и достижения на которые он способен.
Есть 2 стратегии выхода из него-это либо комплекс неполноценности или трудолюбие. Если выход идет в комплекс неполноценности, то ребенка ждет инфантильность, эмоциональная зависимость от взрослых или сверстников, будет сложно заниматься учебной деятельностью, т. к. сам процесс усвоения чего-то ему будет неинтересен. Может привести к неспособности адаптироваться к школе. Это приводит к формированию собственной ущербности и неуверенности в собственных силах.
При правильном выходе из кризиса его ждет чувство собственной компетентности-вера в себя, способность усваивать правила и обязанности не только в школе, но и дома. Здоровое чувство конкуренции-способность не разрушаться, если сам проигрываешь, будет умеет работать со сверстниками и взрослыми, и будет присутствовать адекватная возрасту взрослость.
Ребенок должен давать себе ответ-что я могу?
И от этого зависит вера в себя и свои возможности, если ребенок верит в себя, то у него активная жизненная позиция и он способен ставить и достигать целей. Если веры в себя нет, то по жизни такой человек является жертвой обстоятельств и он довольствуется тем, что дают, а не тем, что необходимо.
А чтобы этого не было важно понимать, что в детстве ребенок узнает о себе и о своих возможностях, исходя из того, как относятся к нему родители. И у родителей есть тоже 2 подхода к похвале-его хвалят, только потому что он свой или ругают, чтобы не зазнался, и тут важно, 1 раз поругать-3 раза похвалить. Почему это важно, если просто хвалить-он попав в ситуацию со сверстниками поймет, что он не так уж хорошо с чем-то справляется и поймет, что вам верить нельзя. Если же только ругать-это может привести к комплексу неполноценности и непродуктивному выходу их кризиса. Поэтому нужно уметь давать комплексную позитивную оценку ребенку:
Хвалим личность ребенка-ты молодец, ты очень заботливый
Хвалим за конкретные поступки- спасибо, что ты заботишься обо мне, спасибо, что убрал за собой.
Хвалим, за то, что ребенок умеет-Здорово, что ты так быстро, выучить новые слова на англ, стихи
Управляем восприятием ребенка (учимся переключать внимание-яблоки и груши)
Говоря ребенку идиот, бестолочь, сколько можно это делать-ребенок видит себя именно таким
И второй случай-ты молодец, ты такой находчивый,, ничего страшного, что сейчас не получилось,что нужно сделать, чтобы получилось в след. раз.
Когда у вас рождается ребенок-вы являетесь организатором рекламной компании и вам важно прорекламировать ребенку какой он.
Что приобретает ребенок в результате кризиса 6-7 лет?
Потеря детской непосредственности, это связано с тем, что ребенок уже начинает осознавать себя и то, какую оценку дают ему окружающие, он уже может испытывать что-то одно, а вести себя по-другому, это связано с тем, что речь из внешней становится внутренней, и поэтому он может вести себя так как другие люди ожидают от него. У него начинает возникать понимание, что я и социум-это о разном, ребенок начинает искать место в обществе, в иерархии класса или группы, которую он посещает. Начинает появляться способность к рефлексии, к осознанию того, что с ним происходит, он лучше начинает понимать собственные переживания и более тщательно заботиться о своей самооценке.
В этом возрасте появляются первые этические инстанции-это значит, что в этом возрасте необходимо разговаривать о темах добра и зла регулярно, чтобы у ребенка появилось понимание этого, а не просто для копирования фраз. Окончательно все представления о добре и зле сформируются лет к 12, но до этого возраста, с ним необходимо об этом регулярно говорить.
Также в этом возрасте у ребенка формируется словесно-логический тип мышления. Это тип мышления взрослых людей.
Характерные особенности кризиса:
-Обостренная реакция на критику
-Требовательность
-Ожидание похвалы, они очень чувствительны как вы оцениваете их поведение
-Кривляние,подражание кому-либо
- Становятся более непослушными чем ранее
-Игнорирование просьб родителей или невыполнение их сразу
-Вранье, хитрости
Что требуется от родителей, чтобы кризис 6-7 лет проходил продуктивно?
-Моральные и социальные ориентиры (даем понятие что такое хорошо и что такое плохо)
-Появление правил и границ личности (умение чувствовать себя комфортно при построении общения с другими людьми. Бывает 2 разновидности-у ребенка нет никаких прав-вы берете его вещи без спроса, навязывание своей воли, либо ребенок вам сел на голову и ему все равно как вы себя чувствуете, только играйте с ним)
-Важно с ребенком обсуждать стрессовые ситуации в которые он попал, не ругать за то, что он вытворил, а разбирать их
-Проявлять интерес к деятельности ребенка
-Поддерживать учебную и экспериментальную деятельность ребенка, не говорить, что ты там придумал, иди лучше книжку почитай, а именно все он делает поддерживать. Лучшие показатели в учебе у тех детей, у которых родители заинтересованы в учебе. Ребенку важно найти ответ на вопрос-зачем ему учиться.
-Должны появиться обязанности по дому. Они должны быть ему по силам (поливать цветы, кормить кота, важно чтобы он понимал, что он вносит свой вклад в дела семьи
-Поддержка самостоятельности
-Давать ребенку высокого качества обратную связь (реакция на поступок ребенка) бывает вербально или невербальной. Основная задача обратной связи (ОСВК)-коррекция поведения в лучшую сторону.
В ОСВК входит – смысл коммуникации в реакциях собеседника (если вы шутите, а ребенок плачет-значит это уже не шутка). Основная цель ОСВК-это коррекция поведения, не оценка, а коррекция. Нет ошибок и неудач-есть обратная связь-что нужно сделать, чтобы решить этот пример? Как этого тебе достичь?
Если есть 10 примеров и часть он решил правильно, а есть где неправильно, то мы фокусируем внимание не на то, где он решил неправильно, а действуем по-другому –фокусируем свое внимание на правильных ответах.
«Какие ты 3 красивые буквы написал, а сможешь ли в след. строке написать более чем 3 трех букв»
Принципы для построения ОСВК:
1. Хвалим при всех
2. Ругаем тет-а-тет (даже в гостях-выходим в другую комнату и говорим, что не нравиться)
3. Понимание цели (что должно произойти после вашего разговора, что он должен понять и что изменить)
4. Избегать обобщений (ты всегда, ты как всегда, ты никогда)
5. Обратить внимание что вам понравилось, что увидели (говорим о поступках (я вижу, что нужно улучшить (что, как, когда нужно ему сделать)
Говорим, «давай ты будешь более внимательно читать!», «Пожалуйста, тщательно пиши!»
Следуя всем советам-ваш ребенок выйдет из кризиса продуктивно и с правильными стратегиями на жизнь!