Ребенок двухлетнего возраста приходит в детский сад
статья на тему
1. Факторы, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста в детском саду.
2. В чем заключается помощь родителей ребенку в успешной адаптации.
3. Роль сотрудничества воспитателей и родителей в успешной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация двухлеток в детском саду | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок приходит в детский сад
Дети раннего возраста чаще всего начинают посещать дошкольное учреждение в возрасте около двух лет.
Для малыша – это серьезное испытание.
Самое трудное - научиться доверять незнакомому сначала человеку.
Причем самостоятельно выстраивать с ним отношения, оставаясь без мамы на некоторое время. Теперь, чтобы освоиться в детском саду, ребенку понадобиться весь опыт человеческого поведения, накопленный ранее.
Что же включает этот багаж, позволяющий безболезненно переносить разлуку с матерью и успешно осваиваться в группе детского сада?
Одно из самых главных умений, обеспечивающих успешность адаптации - умение доверять взрослому и слушаться его.
В основе доверия ко взрослому лежит хорошо сформированная материнская привязанность.
Важно не путать ее с зависимостью. Как раз при нарушении материнской привязанности (конфликты в семье, болезни матери или ребенка, разлука в раннем возрасте, эмоционально отстраненная мать и т.д) происходит подмена привязанности зависимостью. В этом случае, ребенок очень страдает от разлуки с матерью.
Доверительные отношения с матерью наполнены совместными играми, сказками и историями, мягким материнским голосом и прикосновениями. А также важны умения матери ограничивать ребенка, обучать его правилам человеческого поведения. Оказывать помощь в развитии самостоятельности, доверять его возрастающим возможностям.
Важным фактором успешности адаптации является послушание. Для малыша оно проявляется в умении приходить , когда взрослый его позвал, откликаться на имя, ища контакт глазами, активно участвовать в совместных действиях со взрослым, интересоваться совместной деятельностью, обращаться за помощью ко взрослым. Обладая такими умениями ребенок быстро усваивает навыки поведения в детском саду и адаптируется, т.е. получает удовольствие и по-настоящему проживает время пребывания в детском саду, успешно развиваясь.
Важным фактором, влияющим на успешную адаптацию, является и умение ребенка реагировать на свои потребности и стремится их удовлетворять самостоятельно или с помощью взрослого:
-попроситься в туалет или самостоятельно воспользоваться горшком,
-попросить пить,
-обратиться за помощью, если не может справиться с отношениями с другими детьми или с каким-либо действием ,
-позвать взрослого для совместной игры.
Обращаться с просьбами ребенок может и , не имея достаточного речевого умения (дети изобретательны, если знают, что им нужно, т.е. стремятся удовлетворить потребность), но все-таки речевое развитие разнообразит и упрощает отношения между людьми.
Родителям, решившим отдать ребенка в детский сад важно подумать о том, зачем они это делают? Готовы ли они помогать своему ребенку, даже, если придется меняться самим? Осознавать свою ответственность. Родители отправляют своего ребенка к другим людям , большим и маленьким, подготовили они его для этого? Сформировали необходимые человеческие умения адекватные на данном возрастном этапе? Страдающая мать, преисполненная чувства вины от того, что приходится отдавать ребенка в детский сад, а самой выходить на работу –плохая помощница своему малышу. Родители, которые явно не справляются с воспитанием и надеются, что в детском саду это сделают за них, также не способны помочь своему ребенку в адаптации. Матери, стремящиеся переложить ответственность на окружающих, усиленно контролирующие и критикующие их, в частности работников детского сада, повышают тревожность ребенка и только.
Сотрудничество, разделение ответственности за ребенка между садиком и семьей – единственно эффективный способ помочь ребенку.
Родители ответственны за то, как и какой человеческий опыт передают они ребенку. Как взрослые люди, родители ответственны за свою систему ценностей и отношений с окружающими и за свое родительское развитие. И, если чего-то не знают или не умеют, обязаны учиться, т.к. от них зависит развитие их малыша. Сотрудникам детского сада важно своевременно и доступно информировать родителей о жизни ребенка в группе, его удачах и проблемах, обсуждать методы помощи.
В детском саду при хорошей адаптации ребенок начинает быстро и успешно развиваться. У него есть свой шкафчик, в который складывает одежду; своя кровать, стульчик, свое полотенце, также находящееся в специальном месте, доступном для ребенка. Размеры мебели соотносятся с ростом ребенка, что позволяет ему быть достаточно самостоятельным в использовании их. Организация времяпровождения времени в детском саду, режим делают предсказуемыми последующие действия, что значительно снижает тревожность и формирует уверенность у ребенка в понимании ситуации. Кроме того, систематичность повторяющихся действий формирует динамический стереотип, который лежит в основе привычек и снижает противостояние ребенка и взрослого, помогает выстроить успешный воспитательный процесс. Именно поэтому в детском саду у детей формируются навыки, которые трудно формировать родителям.
Игры и занятия совместные со взрослыми развивают познавательные интересы детей, непроизвольно помогают находить ответы на вопросы, которые возникают у малышей в процессе изучения мира и, которые они еще не умеют задавать, формируют новые навыки в результате действий с предметами, игрушками , материалами творчества.
При успешной адаптации ребенок начинает чувствовать принадлежность к группе - мы дети. Совместной игры, как таковой, у детей этого возраста еще нет, но они с удовольствием выполняют вместе какие-либо действия, подражая педагогу или друг другу.
Положительная динамика развития ребенка, бодрое настроение, хорошие сон, аппетит – являются основными показателями успешной адаптации в дошкольном образовательном учреждении.
Если же ребенок не справляется (продолжительно плачет при разлуке, неохотно ест, быстро утомляется) навыки формируются медленно или же остаются без изменений. Такой ребенок нуждается в усиленной помощи родителей. Важно привлечь специалистов: проконсультироваться с неврологом, психологом, возможно, изменить стиль общения и отношений с ребенком дома и т.д.
Не оказанная во время помощь ребенку приводит к психотравмам, которые корректируются достаточно сложно и накладывают отпечаток на весь жизненный опыт ребенка.
Формирование адаптивных механизмов длится от недели до месяца, при условии непрерывного посещения детского сада. При успешной адаптации через три месяца у ребенка наблюдается стойкая положительная динамика. Ее отсутствие должно вызывать тревогу у окружающих ребенка взрослых и принятие срочных мер по выявлению причин и оказанию необходимой помощи ребенку.
Рекомендации для родителей для успешной адаптации ребенка.
Воспитывать послушание: если позвали ребенка, настаивать, что бы он подошел.
Установить контакт глаз.
Смотреть на ребенка спокойно ( гневный или строго-холодный взгляд пугает ребенка, он не может этого выдержать, избегает контакта, кривляется, плачет и т.п.) Сказать, что хотели, уточнить понял ли он родителя.
Настаивать на выполнении просьб, если ребенок не приучен, увлекать его, помогая. Если Вы не сделаете это сейчас, при взрослении будет все труднее.
Соблюдать дома определенный ритм жизни ( не нужен строгий режим). Придя после садика домой – положить одежду в определенное место, доступное ребенку, помыть руки вместе, помочь организовать дальше время. Перед сном также должны быть ритуалы, повторяющиеся изо дня в день.
После детского садика обязательно уделить время для совместной деятельности важной для ребенка( игра во время купания, чтение спокойных историй перед сном, рассматривание картинок, рисование вместе и т.п.).
Важно, чтобы ребенок получил эмоциональное принятие через совместную деятельность. Просто ласковых слов и поцелуев недостаточно.
Полезно дома заниматься теми же видами деятельности, что и в детском саду, выполнять похожие задания по рисованию, лепке. Важно помогать осваивать те навыки и действия, которые являются сложными при выполнении в детском саду.
Необходимо уделять внимание физической форме ребенка. Неловкий, неуклюжий ребенок будет чувствовать себя неуверенно.
Приучать ребенка есть самостоятельно. Правило такое: сначала ребенок ест сам, потом помогает взрослый. Сообщать о том, что он сыт, должен научиться сам ребенок( действиями или словами). Важно научить ребенка самостоятельно отслеживать чувство насыщения, также как и позывы в туалет. Если вовремя не сформировать самостоятельное ощущение первичных потребностей, это приводит к психологическим проблемам в дальнейшем.
Доверительный, открытый контакт родителей с воспитателями помогает успешной адаптации. Задача родителя не контролировать работников детского сада в выполнении их обязанностей, а установление форм сотрудничества в решении вопросов развития ребенка.
Неправильно также и полностью перекладывать ответственность на детский сад, ссылаясь на профессионализм педагогов.
Позиция детский сад и дом – два разных мира также разрушительна для психики ребенка и мешает адаптации.
Сотрудничество, уважение и доброжелательность являются основой эффективного взаимодействия взрослых, от которых зависит малыш.
Родителям важно не только иметь представление о том, как прошел день ребенка, но и том, как они могут помочь своему ребенку, чтобы следующий день стал еще лучше и в этом их союзниками являются грамотные, ответственные и доброжелательные педагоги.
-
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Обоснование и рекомендации к созданию развивающей группы совместного пребывания матери и ребенка раннего возраста на базе детского сада".
Рекомендация предназначена для педагогов, которые помогут родителям детей раннего возраста адаптироваться к условиям детского сада....
Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада
Данная презентация создана в помощь родителям, чьи детки впервые идут в детский сад....
Рекомендации по подготовке ребенка раннего возраста к посещению детского сада
Рекомендации по подготовке ребенка раннего возраста к посещению детского сада...
Консультация по оказанию методической диагностической, консультативной помощи семье . воспитывающей ребенка дошкольного возраста, не посещающего детский сад в консультативном пункте МДОУ детский сад «Сказка» г. Николаевска Волгоградской обл
Работа консультативного пункта ДОУ...
Памятка для родителей "Что должен уметь ребенок 3 лет, приходя в детский сад?"
Статья содержит общие правила и памятку для родителей ребенка 3 лет, поступающего в детский сад....
Консультация для педагогов «Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада»
Рекомендации для педагогов по вопросам работы с семьей по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада....