Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»
консультация (младшая группа) на тему

Амягина Анна Валерьевна

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_no1.docx944.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙhttp://holiday-for-you.ru/wp-content/uploads/2016/09/1-1-1.jpg

«Развитие речи дошкольников в играх»

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Словесные речевые игрыhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ec279034726561d190067a143c6b8197&n=13

«Как тебя зовут?» (Народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу?

«Какая бывает собака?»http://www.clipartmasters.com/clip-arts/1832/little-girl-hugging-dog-cartoon-1832359.jpg

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.

«Угадай, кто мой друг» 

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема — домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

 «Отвечай быстро!»https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=82b760c8343ae4c24a2f1712f1e963bf&n=13

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета — цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый … (мяч)
высокий, прочный, кирпичный … (дом)
рыжая, пушистая, хитрая…(лиса)
зеленая, колючая, нарядная… (ёлка)

 «Кто больше?»http://biboshop.ru/image/cache/data/Ranok/Knigi/a11804r_pozharnaya_mashina_copy-750x750.jpg

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков — например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот — мягкий, шершавый.
Машинка — большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям — 1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
Из книги Е. Сербиной «Развивающие игры для детей».

 «Скажи по-другому»

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например, «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы, другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=108b41d40014468930b887e6ffccfa3b&n=13

«В чем причина?»

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: «Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки». Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими («Забрали на ремонт»), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

«Шаги»(Кто быстрее доберется до…) 

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a525a8d50ec64878aeb791fc0ceee57f&n=13

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 

«Внимание! Розыск!» (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

«Игра с картинами» 

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.
https://enguide.ua/image.php?width=790&height=550&resized&image=/s/public/upload/images/59f7/e4b4/1795/19d4/b2f1/3bde/d5fa/790x550.jpeg

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако…)
С детьми старше 5 лет усложните задание — ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет: 
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет. 
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?
http://rebenkoved.ru/wp-content/uploads/2016/09/rannemu-vozrastu-768x576.jpg

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Игра «Третий лишний».

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2015-03/1425905552_deti_i_igrushki.jpg

Для детей 5-7 лет задания усложняются: 
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
 «Какое что бывает ?»  Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным?(коротким)
- Что бывает широким (узким)?
 
- Что бывает круглым ( квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

«Кто это?» знакомимся с профессиями http://ja-rastu.ru/uploads/posts/2014-08/1408997959_4-1.jpg

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

 «Дополнить предложение» 

Просить ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что…» «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… » «Зимой медведь спит, потому что… » и т. д.

Игры для подготовки к чтению

Бросаемся слогами.

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко — …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са — …молёт; …поги; … мовар.
- Де — …рево; …вочка; …ти.
http://st.depositphotos.com/1501832/3592/v/450/depositphotos_35921361-Cartoon-man-looking-for-a-solution-and-it-comes-to-mind-the-idea.jpg

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

http://www.ogonek183.caduk.ru/wp-content/uploads/2016/07/children.jpg

Памятка для родителей по развитию речи детей.

 

 

1.Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

 

2.Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

 

3.Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

 

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

 

5.Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

 

6.Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

 

7.Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

 

8.Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

 

9.Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

 

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

 

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

 

12.  Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

 

13.  Играйте с ребёнком в разные игры.

 

14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то

занимаются вместе.

 

Дорогие родители!

Очень серьезно отнеситесь к самым первым занятиям! Чтобы не оттолкнуть ребенка и сохранить его интерес в дальнейшем, постарайтесь стать настоящим помощником для своего малыша, избегайте назидательного тона и принуждения.

Не упрекайте ребенка за ошибки – мягко поправляйте его.

Не торопите малыша. У него должно быть достаточно времени на выполнение задания, но, если ребенок трудиться слишком долго- это должно вас насторожить.

По окончанию работы похвалите малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в играх. Приведены словестные речевые игры, игры с картинками, игры для подготовки к чтению....

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"

Большой перечень словесных и подвижных игр.Усвоение знаний детьми происходит быстрее в игре,чем на занятиях....

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»

     Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиват...

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»

Для того чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в дет...

Консультация для родителей: « Развитие речи дошкольников в игре».

Консультация: « Развитие речи дошкольников в игре»....