Игровой самомассаж
консультация на тему
Использование приёмов самомассажа лицадля детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 449.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование приёмов игрового самомассажа лица для детей
с нарушениями речи»
Консультация для родителей
Массаж лица – древнейшее профилактическое, гигиеническое и лечебное средство, издавна используемое людьми. Главное его преимущество – простота, доступность, возможность проведения в различной обстановке. Влияние массажа на организм огромно – он оказывает позитивное влияние на нервную и мышечную систему, под влиянием массажа повышается тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. У детей с речевыми нарушениями часто отмечается нарушение тонуса лицевой мускулатуры. Мышцы могут быть или излишне напряжёнными (находятся в гипертонусе), или, наоборот слишком расслабленными.
В случае слабости лицевых мышц схема массажа такова:
1. Направление движений;
- от середины лба к ушным раковинам,
- от бровей к волосистой части головы,
- от носа к вискам (по щекам),
- от крыльев носа к углам губ (носогубные складки),
- от середины подбородка до ушных раковин.
2. Виды движений (по порядку их выполнения): поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Эти упражнения способствуют укреплению лицевой мускулатуры. В случае повышенного тонуса лицевой мускулатуры ребёнку будут нужны только расслабляющие, поглаживающие и вибрационные приёмы массажа. Также могут отмечаться ещё и смешанные варианты, когда одна половина лица напряжена, а другая, наоборот, расслаблена. В этом случае ту часть лица, которая имеет слабый мышечный тонус, нужно укреплять, а другую только слегка поглаживать по тем же направлениям, чтобы снять чрезмерное мышечное напряжение.
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими. Делать мимику выразительнее.
Общие правила при выполнении массажа лица:
- перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки,
- движения сначала показываются отдельно, а после усвоения включаются в занятия в полном объеме,
- стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок,
- удлинение стихотворной строки вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз,
- ритм стиха задаёт ритм массажных движений, темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначить его движения.
Игровой самомассаж лица и шеи оказывает положительное воздействие на кору головного мозга, предохраняет отдельные зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Стихи для самомассажа лица
« Солнышко проснулось»
Солнышко проснулось, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их |
Лобика коснулось, | Проводить пальчиками обеих рук по лбу |
Лучиками провело и погладило, и погладило. | Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей |
Солнышко проснулось, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их |
К щёчкам прикоснулось, | Проводить пальчиками обоих рук по щекам |
Лучиками провело и погладило, и погладило. | Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей |
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. | Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей |
Наши ручки покачнулись, наши губки улыбнулись, | Потянуться руками вверх, улыбнуться |
« Осень»
Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пёстрые летят, Осень любит листопад. | Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей |
Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид. | Постукивающие движения в той же последовательности |
Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг, Вам пора лететь на юг!» | Зигзагообразные движения в той же последовательности |
Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай. | Пощипывающие движения в той же последовательности |
«Озорные мишки»
Оттяну вперёд я ушки, а потом назад. Словно плюшевые мишки, детки вряд сидят. Раз, два, три, - скажу, - четыре, пять и шесть и семь. Не забудь, массаж для ушек надо делать всем. Оттяну вперёд я ушки, а потом назад. Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят. | Взявшись за середину ушной раковины, оттягивать её вперёд, а потом назад, считая медленно до 10 |
А теперь по кругу щёчки дружно разотрём. Так забывчивым мишуткам память разовьём. Раз, два, три, - скажу, - четыре, пять и шесть и семь. Не забудь, массаж для щёчек нужно делать всем. | Указательным и средним пальцами рук одновременно рисовать круги на щеках |
На подбородке круг черчу, мишке я помочь хочу. Чётко, быстро говорить звуки все произносить. Раз, два, три, - скажу,- четыре, пять и шесть и семь. Не забудь, массаж такой нужно делать всем! | Теми же двумя пальцами рисовать круги на подбородке |
Чтобы думали получше озорные мишки, Мы погладим лобики плюшевым плутишкам. Раз, два, три, - скажу,- четыре, пять и шесть и семь. Не забудь, массаж такой нужно делать всем! | Теми же двумя пальцами рисовать круги на лбу |
Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей. Мы волшебные очки нарисуем поскорей. Раз, два, три, - скажу,- четыре, пять и шесть и семь. Не забудь, массаж такой нужно делать всем! | Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки не закрывая глаз |
Мишка, мишка рот открой! И налево двинь щекой. Мишка, мишка рот открой! И направо двинь щекой. | Открыть рот и нижней челюстью сделать движения вправо, влево |
Ох, устали наши мишки, Тихо в ряд сидят. Знают – польза от массажа Будет для ребят! | Откинуться назад на спинку стула, сделать длительный вдох и выдох |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»
Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Игровой самомассаж горохом
Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет с уверенностью утверждать, что масс...

Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики
Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»
Игровой самомассаж кистей рук, является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у ...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»
Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....