Консультация для родителей"Мир математики глазами ребёнка"
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей"Мир математики глазами ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_matematiki_glazami_rebenka.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мир математики глазами ребёнка»
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом и родителями, является формирование интереса к математическимзнаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Но черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите ВЫ, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима. Совместный поиск решения проблем помогает организовать обучение детей, способствует лучшему усвоению математики, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Программа обучения для детских садов выделяет основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.
Многим детям математика трудно дается не только в начальной школе, но и в период подготовки к учебной деятельности. В современных обучающих программах начальной школы, придается логической составляющей. Развитие именно логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Этот процесс усиливает усвоение ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторики.
В соответствии со стандартами ФГОС, первые педагоги для своего ребенка – это родители!
Только родители могут привить малышу знания из области математики научить его выполнять различные действия, развивая память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д., узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если родители будут их закреплять и дома в игровой форме.
Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Запомните - принудительное обучение бесполезно и даже вредно.
Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше).
Рисует ребенок — спросить его о длине карандашей, сравнить их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный — короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например, высокий — низкий (шкаф, стол, стул, диван, толще — тоньше (колбаса, сосиска, палка).Использовать игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, ребенок должен к школе научиться пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращать внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивать все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращать внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер дома, квартиры, номер машины.
Предложить ребенку вместе с родителями рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросить отсчитать столько предметов (любых, сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобрести ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложить разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: «Действительно ли ребёнок умеет считать?» Конечно, нет. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах. Формированию у ребенка понятия о цифре и числе в детском саду отводится немало внимания. Но и родителям вполне по силам помочь своему чаду. Для этого не требуется какой - то особой подготовки, специальных пособий и дорогостоящих игр. Достаточно желания общаться со своим ребенком и немного свободного времени. А словесных игр огромное множество. Например, игра «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?». Целью этой игры является упражнение детей в счёте до 2. На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки. Игру можно усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета. Когда ребёнок познакомится с другими числами, можно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4». Еще одной игрой является игра «ПОРУЧЕНИЕ». Цель этой игры - упражнение детей в умении отсчитывать предметы по названному числу. Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя. Упражнять детей в счете можно и с помощью счетных палочек. Их можно заменить спичками. А уж они найдутся в каждой семье. Вместе с ребенком составляйте цифры с помощью счетных палочек (спичек). Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек. Читая ребенкукнижку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Когда ребенку наскучат счетные палочки можно использовать "счетные бусы". Заранее заготовьте бусы, состоящие из 1, 2, 3 …10 бусин, нанизав крупные бусины на толстую нитку или проволоку. Распечатайте карточки с цифрами. Ребенок должен подобрать к каждой карточке бусы с соответствующим количеством бусин. Можно разнообразить игру с использованием игрального кубика - бросаем кубик и выбираем карточку с цифрами и бусы к ней в соответствии с выпавшим значением. В конце концов, можно использовать камешки, шишки, желуди, конфетки, ракушки и другой подручный материал. Если у вас как у большинства современных людей совсем нет времени и после работы вы заняты приготовлением ужина на всю семью, то попытайтесь извлечь из этого пользу для числительных способностей вашего малыша. Попросите его посчитать тарелки, чашки, ложки, куски хлеба. Спросите чего больше тарелок или ложек? Как сделать, чтобы тарелок и ложек стало поровну? На сколько чашек больше чем тарелок? От количественного счета периодически переходите к порядковому. Например, Вы можете подниматься по лесенке и приговаривать: это первая ступенька, это вторая. Это третья. Чтобы ребенок понимал смысл счета, а не запоминал порядковый ряд, нарушайте последовательность. Расставьте игрушки в ряд и скажите: «Этот мишка сидит пятым, кукла- восьмая, а зайчик- первый». Зачем все это надо, спросите Вы? Разве недостаточно научить малыша считать, например, до 100 в прямом и обратном порядке? Разве не научат его решать примеры на занятиях в школе? Дело в том, что неосознанный счет не даст элементарных математических понятий, навыков оперирования количествами, основ логического мышления. Обучая счету через понятие «количество», Вы – родители, сформируете у малыша умение понимать и отслеживать причинно- следственные связи, выстраивать элементарные заключения, продуктивно и логически мыслить. Такие навыки позволят ребенку быть успешным в школе не только на уроках математики, но и в изучении различных наук - геометрии, физики, химии. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег). Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Играем вместе с детьми
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д., и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенокможет пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три груши или одно яблоко. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить, из них целую фигуру.
Что или кто больше, длиннее, выше
Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек «поместится» в любимом диване.
Кто больше найдет цифр в окружении?
Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
Какое число пропущено?
Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Сложи квадрат
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера — скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три. Самый сложный вариант для малыша — набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Охота
Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад.
Где больше воды?
Когда малыш или малышка купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Пусть переливает воду на здоровье. Поговорите о том, где воды больше. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите кроху, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным.
Сварим кукле кашу
Чаще готовьте еду вместе с малышом. Показывайте, как вы готовите то или иное блюдо, сколько продуктов берете. Используйте мерные чашки, покажите, что для блинов нужно взять вот столько муки и вот столько сахара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Гимнастика для глаз"
Гимнастика для глазОчень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстоя...
Консультация для родителей «Веселая математика с ребёнком у вас дома»
Консулитация для родителей "Весёлая математика с ребёнком у вас дома"...
Консультация для родителей «Веселая математика с ребёнком у вас дома»
Консультация для родителей «Веселая математика с ребёнком у вас дома»...
Консультация для родителей «Веселая математика с ребёнком у вас дома»
Консультация для родителей «Веселая математика с ребёнком у вас дома»...
Консультация для родите лей «Семья глазами ребёнка» 25.11.2020
Консультация для родителей«Семья глазами ребёнка»...
Консультация для родителей «Безопасность детей глазами родителей»
Основные моменты, на которые родители должны обратить внимание при обучении безопасному поведению своего ребенка...
Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребёнка к математике»
Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребёнка к математике» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особе...