ПРОЕКТ «В детский сад без слёз»
проект (младшая группа) на тему

Ганшу Оксана Анатольевна

Актуальность проекта: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи проекта:

В области «Физическая культура»

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

В области «Здоровье» и «Безопасность»:

Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого.

В области «Социализация»

Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку; воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.

В области «Познание»

Помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.

Воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.

В области «Коммуникация»

Развитие разговорной речи детей как средства общения и познания окружающего мира, используя доступные речевые методы деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       ПРОЕКТ «В детский сад без слёз»

Педагогический проект

Тип проекта

Участники проекта дети, педагоги, родители.

Форма проведения групповая

Возраст детей 2-3 года

Тема проекта:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Актуальность проекта: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Проблема, значимая для детей, на решение которой, направлен проект:

Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи проекта:

В области «Физическая культура»

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

В области «Здоровье» и «Безопасность»:

Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого.

В области «Социализация»

Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку; воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.

В области «Познание»

Помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.

Воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.

В области «Коммуникация»

Развитие разговорной речи детей как средства общения и познания окружающего мира, используя доступные речевые методы деятельности.

Основные целевые группы участников проекта:

Дети   воспитатели   родители      медицинский работник

Ожидаемые результаты: медсестра. За адаптационный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подстрой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

индивидуальная работа;

работа с родителями;

групповые занятия.

Предпроектный этап:

1. создание банка данных о будущих воспитанниках;

2. знакомство с родителями;

3. изучение литературы по данной теме;

4. создание развивающей среды.

Этапы проектной деятельности:

1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду, анкетирование 

3. Конспекты

4. Игры 

5. Анкетирование с родителями по итогам адаптации 

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы.

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально - игровую). Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности.

.

  К  сожалению,  родители  пока  не  видят  в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребёнка в первые годы его развития. У семей, особенно молодых, нет достаточного представления  о  жизни  ребёнка  в  детском  саду,  о  созданных  в  ДОУ  условиях воспитания и обучения.

Содержание.

 Консультация для родителей.

 Адаптация к условиям жизни в детском саду может пройти достаточно безболезненно, если соблюдать  некоторые правила. Самое главное и первое правило: родители должны быть сами спокойны и уверенны в своих действиях. Доверяйте людям, с которыми придется оставить своего ребенка.

Если мама или бабушка ведут в детский сад ребенка сами со слезами, то лучший  совет в этом случае, повернуться и уйти домой! Да, да! Именно так!

В дошкольном возрасте, а особенно в раннем дошкольном возрасте, ребенок очень сильно эмоционально связан с мамой и глубоко чувствует ее состояние.

Представьте себе, малыш и так возбужден, незнакомое место, незнакомая обстановка, незнакомые люди,  он не знает, что ему ожидать, а тут еще и мама почему-то волнуется. Что делать вашему малышу, если самый главный и любимый человек отчего-то чуть не плачет? Так что совет первый : доверяйте педагогам!

   Обычно первый приход малыша в детский сад происходит утром .

Первые  несколько  дней  (приблизительно  неделя,  иногда  до  трех  недель)    необходимо  присутствие  родителей  в  группе,    т.к.  с  мамой  ребенок  чувствует  себя  уверенно  и спокойно.   Игры и игрушки  вызывают  у  ребёнка  острый  интерес.  Любознательность  и  активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой».

Когда наступает такой момент, маме предлагаем подождать ребёнка в раздевалке. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает малыша в том, что она ненадолго отлучится и придет за ним после прогулки. Важно при возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама не обманула, действительно отлучилась на какое- то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается.

Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Собираясь  в детский сад,  ребёнок  уже  знает,  что он будет находиться в группе один, без мамы, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе,  активно  вступает  в игры.

У современных  детей очень высокий уровень тревожности, будьте готовы к тому, что даже при средней степени адаптации ребенок , который просился на горшок будет приходить с мокрыми штанишками, постепенно все войдет в норму, не стоит акцентировать на этом внимание. 

 Если малыш спокойно зашел в группу, радуйтесь, но не стойте в дверях, малыш может заплакать и вернуться назад, тогда процесс расставания может стать болезненным. Не стоит расстраивать своего ребенка.

 Ваш малыш легко ориентируется в группе,  активно  вступает  во  взаимоотношения  с  педагогом,  детьми,  при необходимости обращается за помощью и даже с охотой идет в садик. Именно этот этап является завершающим в процессе адаптации.

Но для ее укрепления необходимо продолжительное время. Здесь важное  значение  имеет стабильность группы: с детьми всегда встречаются знакомые воспитатели, последовательность видов деятельности остается неизменной.

Итак, подытожим:

1. Доверяйте педагогу, с которым придется работать.

2. Заранее поговорите с педагогом об условиях и режиме в детском саду и постепенно приблизьте эти условия к домашним.

3. Ограничьте просмотр телевизора, компьютера, больше гуляйте.

4. постоянно говорите ребенку , как вы его любите для него это очень важно.

5. И конечно же , улыбайтесь, позитивно настроенная мама, лучшая помощь в адаптации ребенка к детскому саду.

Анкета- знакомство

1. ФИО ребёнка___

2. Дата рождения___

3. Домашний адрес и телефон (дом., раб.) ___

4. Мама (ФИО, профессия, образование) ___

5. Папа (ФИО, профессия, образование) ___

6. Проживающие в семье бабушка, дедушка, сестра (место работы)

7. Подвержен ли ребёнок простудным заболеваниям? ___

8. Как засыпает? ___

9. Как называют ребёнка дома? ___

10. Навыки самообслуживания___

11. Умеет ли ребёнок играть сам? ___

12. Его любимые игры и игрушки___

13. С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками?

14. Каковы любимые занятия дома? Вне дома? ___

15. Хочет ли посещать детский сад? ___

16. С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании? ___

17. Что бы вы хотели получить от пребывания ребёнка в детском саду?

Памятка для родителей по адаптации в детском саду.

1. Старайтесь не нервничать , не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.

2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощаия (чмокнуть в щечку, потереться носами, помахать рукой и т.п.), а также ритуал встречи.

3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет не расставаться.

4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

5. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

7. В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.

8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации (сосание соски, каание и т.п).

9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.

11. Будьте терпимей к его капризам.

12. Не "пугайте" и не наказывайте детским садом.

13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малыш.

14. Не скупитесь на похвалу.

15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет, и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)  - 1 балл

Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;

условно готов - 39-24 балла;

не готов - 23-16 баллов.

Приложение №2

«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки»

1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопить - умение рассчитать время - ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3.. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д.». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.

4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.

5. Не говорить гадостей.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша...».

6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых.

7. Победить "сцены" помогут "ритуалы".

8. Не перекладывать ответственность.

Анкета для родителей «Детский сад глазами родителей»

1. Кто,  по – Вашему, более ответственен за воспитание ребенка- семья или дошкольное образовательное учреждение? ________________________________________________________

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

- Максимально полную информацию о ребенке

- Педагогические советы по общению с ним

- Психологические консультации

- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать

 - Возможность большего общения с родителями других детей

 - Участвовать в  мероприятиях детского сада

 - Другое…

3. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете  провести в этом учебном году? ________________________________

4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие занятия? С какой целью?____________________________________________________

5. Что вы ожидаете от таких посещений?___________________

6. Вы  испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада? Если да, то почему? _______________________________________________________________

7. Ваши пожелания и замечания в работе детского сада_____________

Памятка родителям по адаптации ребенка к детскому саду

При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне. Ребенок сразу не справляется с такой нагрузкой и начинает испытывать адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности малыша весьма ограничены.

Для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, необходимо, в первую очередь, создать у него положительную установку на детский сад. Здесь помогут любые приемы:

1. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский сад, честно отвечая на все его вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные моменты (например, рассказать малышу о том, что детей в группе будет много, и поэтому внимание будет уделяться не только ему одному, или о том, что в детском садике придется спать днем и т.д.);

2. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике.

3. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.

4.Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.

Следующим, не менее важным критерием успешной адаптации является — формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем.

1.Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития. Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.

2.Учите ребенка объективно выражать свои чувства и желания. Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со своими чувствами и желаниями. Объясняя нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу социализации малыша.

3.Личным примером учите ребенка общаться, знакомится с другими детьми. Не пренебрегайте такими простыми фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой, подойди и скажи: «как тебя зовут?».

4.Очень хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша. Даже если ребенок захочет взять с собой какую-то «непонятную» вещь (тряпочку, палочку или, например камешек) не отказывайте ему в этом.

И, конечно же, не надо забывать о навыках гигиены и самообслуживания.

Еще очень хочется отметить, что процесс адаптации зависит не только от социально-педагогических условий, личностных особенностей протекания психических процессов малыша, но и от его общего состояния здоровья и даже физической подготовленности.

Поэтому, в добавление к нашим рекомендациям очень важно акцентировать внимание на физическом развитии малыша.

Не забывайте о таких простых играх, как бег, прыжки, ходьба с препятствиями, с использованием таких же простых вещей, как мячи, скакалки, обручи и ленты. Все это поможет Вам превратить обыкновенную прогулку в полезные развивающие игры.

И еще несколько слов:

1.Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.

2.Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа — в свой офис, мама — в свой, старший брат или сестра — в школу, а он — в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

3.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ — тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», — он чувствует себя увереннее.

4.Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.

5.Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

6.Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

7.На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное — не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.

8.Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.

Помните, что детский сад — это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Как вести себя с ребёнком:

-показать ребёнку его новый статус (он стал большим);

-не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;

-обратить внимание на положительный климат в семье;

-следует снизить нервно-психическую нагрузку;

-сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т.д.;

-при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней.

Как не надо вести себя с ребенком:

-отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

-не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;

-препятствовать контактам с другими детьми;

-увеличивать нагрузку на нервную систему;

-одевать ребёнка не по сезону;

-конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.

Уважаемые родители! Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и Вашему малышу как можно легче и спокойнее пройти этот нелегкий, но очень важный период в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "В детский сад хожу без слёз"

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

Проект "В детский сад без слёз"

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...

Презентация к проекту "В детский сад без слёз"

  Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, чт...

Групповой социальный мини-проект «В детский сад хожу без слёз»

Накопление информационной базы по теме адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет;- создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребёнку среды;- обогащение предме...

Проект "Детский сад без слёз" в 1 группе раннего возраста

Предполагаемый проект –  направлен на успешную адаптацию детей к детскому саду. Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект  строится на основе игр...

Проект "В детский сад без слёз"

проект в группе раннего возраста....

Проект "В детский сад без слёз!"

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада...