ПРОЕКТ «В детский сад без слёз»
проект (младшая группа) на тему
Актуальность проекта: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
В области «Физическая культура»
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
В области «Здоровье» и «Безопасность»:
Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого.
В области «Социализация»
Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку; воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
В области «Познание»
Помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.
Воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.
В области «Коммуникация»
Развитие разговорной речи детей как средства общения и познания окружающего мира, используя доступные речевые методы деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «В детский сад без слёз»
Педагогический проект
Тип проекта
Участники проекта дети, педагоги, родители.
Форма проведения групповая
Возраст детей 2-3 года
Тема проекта:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Актуальность проекта: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Проблема, значимая для детей, на решение которой, направлен проект:
Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
В области «Физическая культура»
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
В области «Здоровье» и «Безопасность»:
Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого.
В области «Социализация»
Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку; воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
В области «Познание»
Помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.
Воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.
В области «Коммуникация»
Развитие разговорной речи детей как средства общения и познания окружающего мира, используя доступные речевые методы деятельности.
Основные целевые группы участников проекта:
Дети воспитатели родители медицинский работник
Ожидаемые результаты: медсестра. За адаптационный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подстрой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
индивидуальная работа;
работа с родителями;
групповые занятия.
Предпроектный этап:
1. создание банка данных о будущих воспитанниках;
2. знакомство с родителями;
3. изучение литературы по данной теме;
4. создание развивающей среды.
Этапы проектной деятельности:
1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду, анкетирование
3. Конспекты
4. Игры
5. Анкетирование с родителями по итогам адаптации
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально - игровую). Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности.
.
К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребёнка в первые годы его развития. У семей, особенно молодых, нет достаточного представления о жизни ребёнка в детском саду, о созданных в ДОУ условиях воспитания и обучения.
Содержание.
Консультация для родителей.
Адаптация к условиям жизни в детском саду может пройти достаточно безболезненно, если соблюдать некоторые правила. Самое главное и первое правило: родители должны быть сами спокойны и уверенны в своих действиях. Доверяйте людям, с которыми придется оставить своего ребенка.
Если мама или бабушка ведут в детский сад ребенка сами со слезами, то лучший совет в этом случае, повернуться и уйти домой! Да, да! Именно так!
В дошкольном возрасте, а особенно в раннем дошкольном возрасте, ребенок очень сильно эмоционально связан с мамой и глубоко чувствует ее состояние.
Представьте себе, малыш и так возбужден, незнакомое место, незнакомая обстановка, незнакомые люди, он не знает, что ему ожидать, а тут еще и мама почему-то волнуется. Что делать вашему малышу, если самый главный и любимый человек отчего-то чуть не плачет? Так что совет первый : доверяйте педагогам!
Обычно первый приход малыша в детский сад происходит утром .
Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) необходимо присутствие родителей в группе, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Игры и игрушки вызывают у ребёнка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой».
Когда наступает такой момент, маме предлагаем подождать ребёнка в раздевалке. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает малыша в том, что она ненадолго отлучится и придет за ним после прогулки. Важно при возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама не обманула, действительно отлучилась на какое- то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается.
Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Собираясь в детский сад, ребёнок уже знает, что он будет находиться в группе один, без мамы, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает в игры.
У современных детей очень высокий уровень тревожности, будьте готовы к тому, что даже при средней степени адаптации ребенок , который просился на горшок будет приходить с мокрыми штанишками, постепенно все войдет в норму, не стоит акцентировать на этом внимание.
Если малыш спокойно зашел в группу, радуйтесь, но не стойте в дверях, малыш может заплакать и вернуться назад, тогда процесс расставания может стать болезненным. Не стоит расстраивать своего ребенка.
Ваш малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимоотношения с педагогом, детьми, при необходимости обращается за помощью и даже с охотой идет в садик. Именно этот этап является завершающим в процессе адаптации.
Но для ее укрепления необходимо продолжительное время. Здесь важное значение имеет стабильность группы: с детьми всегда встречаются знакомые воспитатели, последовательность видов деятельности остается неизменной.
Итак, подытожим:
1. Доверяйте педагогу, с которым придется работать.
2. Заранее поговорите с педагогом об условиях и режиме в детском саду и постепенно приблизьте эти условия к домашним.
3. Ограничьте просмотр телевизора, компьютера, больше гуляйте.
4. постоянно говорите ребенку , как вы его любите для него это очень важно.
5. И конечно же , улыбайтесь, позитивно настроенная мама, лучшая помощь в адаптации ребенка к детскому саду.
Анкета- знакомство
1. ФИО ребёнка___
2. Дата рождения___
3. Домашний адрес и телефон (дом., раб.) ___
4. Мама (ФИО, профессия, образование) ___
5. Папа (ФИО, профессия, образование) ___
6. Проживающие в семье бабушка, дедушка, сестра (место работы)
7. Подвержен ли ребёнок простудным заболеваниям? ___
8. Как засыпает? ___
9. Как называют ребёнка дома? ___
10. Навыки самообслуживания___
11. Умеет ли ребёнок играть сам? ___
12. Его любимые игры и игрушки___
13. С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками?
14. Каковы любимые занятия дома? Вне дома? ___
15. Хочет ли посещать детский сад? ___
16. С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании? ___
17. Что бы вы хотели получить от пребывания ребёнка в детском саду?
Памятка для родителей по адаптации в детском саду.
1. Старайтесь не нервничать , не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощаия (чмокнуть в щечку, потереться носами, помахать рукой и т.п.), а также ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет не расставаться.
4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
7. В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.
8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации (сосание соски, каание и т.п).
9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
11. Будьте терпимей к его капризам.
12. Не "пугайте" и не наказывайте детским садом.
13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малыш.
14. Не скупитесь на похвалу.
15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!
Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”
Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет, и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
условно готов - 39-24 балла;
не готов - 23-16 баллов.
Приложение №2
«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки»
1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопить - умение рассчитать время - ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
3.. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д.». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.
5. Не говорить гадостей.
«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша...».
6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых.
7. Победить "сцены" помогут "ритуалы".
8. Не перекладывать ответственность.
Анкета для родителей «Детский сад глазами родителей»
1. Кто, по – Вашему, более ответственен за воспитание ребенка- семья или дошкольное образовательное учреждение? ________________________________________________________
2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?
- Максимально полную информацию о ребенке
- Педагогические советы по общению с ним
- Психологические консультации
- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать
- Возможность большего общения с родителями других детей
- Участвовать в мероприятиях детского сада
- Другое…
3. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом учебном году? ________________________________
4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие занятия? С какой целью?____________________________________________________
5. Что вы ожидаете от таких посещений?___________________
6. Вы испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада? Если да, то почему? _______________________________________________________________
7. Ваши пожелания и замечания в работе детского сада_____________
Памятка родителям по адаптации ребенка к детскому саду
При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне. Ребенок сразу не справляется с такой нагрузкой и начинает испытывать адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности малыша весьма ограничены.
Для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, необходимо, в первую очередь, создать у него положительную установку на детский сад. Здесь помогут любые приемы:
1. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский сад, честно отвечая на все его вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные моменты (например, рассказать малышу о том, что детей в группе будет много, и поэтому внимание будет уделяться не только ему одному, или о том, что в детском садике придется спать днем и т.д.);
2. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике.
3. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.
4.Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.
Следующим, не менее важным критерием успешной адаптации является — формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем.
1.Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития. Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.
2.Учите ребенка объективно выражать свои чувства и желания. Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со своими чувствами и желаниями. Объясняя нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу социализации малыша.
3.Личным примером учите ребенка общаться, знакомится с другими детьми. Не пренебрегайте такими простыми фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой, подойди и скажи: «как тебя зовут?».
4.Очень хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша. Даже если ребенок захочет взять с собой какую-то «непонятную» вещь (тряпочку, палочку или, например камешек) не отказывайте ему в этом.
И, конечно же, не надо забывать о навыках гигиены и самообслуживания.
Еще очень хочется отметить, что процесс адаптации зависит не только от социально-педагогических условий, личностных особенностей протекания психических процессов малыша, но и от его общего состояния здоровья и даже физической подготовленности.
Поэтому, в добавление к нашим рекомендациям очень важно акцентировать внимание на физическом развитии малыша.
Не забывайте о таких простых играх, как бег, прыжки, ходьба с препятствиями, с использованием таких же простых вещей, как мячи, скакалки, обручи и ленты. Все это поможет Вам превратить обыкновенную прогулку в полезные развивающие игры.
И еще несколько слов:
1.Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.
2.Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа — в свой офис, мама — в свой, старший брат или сестра — в школу, а он — в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
3.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ — тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», — он чувствует себя увереннее.
4.Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.
5.Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
6.Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
7.На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное — не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
8.Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
Помните, что детский сад — это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
Как вести себя с ребёнком:
-показать ребёнку его новый статус (он стал большим);
-не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
-обратить внимание на положительный климат в семье;
-следует снизить нервно-психическую нагрузку;
-сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т.д.;
-при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней.
Как не надо вести себя с ребенком:
-отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
-не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;
-препятствовать контактам с другими детьми;
-увеличивать нагрузку на нервную систему;
-одевать ребёнка не по сезону;
-конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.
Уважаемые родители! Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и Вашему малышу как можно легче и спокойнее пройти этот нелегкий, но очень важный период в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: "В детский сад хожу без слёз"
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...
Проект "В детский сад без слёз"
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...
Презентация к проекту "В детский сад без слёз"
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, чт...
Групповой социальный мини-проект «В детский сад хожу без слёз»
Накопление информационной базы по теме адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет;- создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребёнку среды;- обогащение предме...
Проект "Детский сад без слёз" в 1 группе раннего возраста
Предполагаемый проект – направлен на успешную адаптацию детей к детскому саду. Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игр...
Проект "В детский сад без слёз"
проект в группе раннего возраста....
Проект "В детский сад без слёз!"
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада...