Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
консультация (средняя группа) на тему

Угарова Инна Викторовна

Самостоятельность ребенка , ее границы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей537.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Самостоятельность ребёнка. Её границы».

 

  Я  сама  помыла   ручки

   И  сама  надену  брючки.

  Уложила  в койку  мишку

    И  на лбу  набила   шишку

Утром  я   поела  кашку

И  сама  помыла  чашку.

    Можно  я  сложу  игрушки

            И  пойду  играть  к  подружке?

  Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?  

     Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.  

      Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

     Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.

  Cегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Cамостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

 Самостоятельность обеспечивает:

 Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

   Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.

   Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует  на первых порах давать им конкретные  задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство  ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.

   Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый  постоянно напоминает, как нужно себя вести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

 8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

 

Три способа познания окружающего мира.

Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку в области познания и обучения, определив индивидуальные особенности ребёнка в ощущении окружающего мира. В жизни мы естественно используем все свои органы чувств (зрение, слух, осязание, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Это врождённая особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный. Людей, которым свойственны те или иные способы познания называют: зрителями, слушателями и деятелями. Выяснив, каким способом, ребёнок усваивает информацию об окружающем мире, вы сможете в дальнейшем помочь избежать проблем в усвоении учебного материала.

Учитывая способ познания ребёнка нужно целенаправленно заниматься с ним, подбирая необходимые игры, прививая недостающие и развивая врождённые навыки.

Почему так важно развивать у ребёнка все способы познания? Известно, что основную массу информации ребёнок получает посредствам тех органов чувств, которым отдаёт предпочтение. А детский сад, школа, общество апеллируют сразу ко всем органам чувств ребёнка. К примеру, звуки рассчитаны на слуховое восприятие, буквы и цифры – на зрительное, а ребёнок вынужденный получать информацию каким-то одним способом, неминуемо отстаёт в развитии от сверстника, у которого задействованы все способы познания.

И так, как определить к какому типу относится ребёнок, что характерно для разных способов познания?

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание обращено на видимые признаки объектов цвет форма, размер. Большинство «зрителей» обладают значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например мускулатуру пальцев. «Зрители»-дети любят рассматривать картинки, им интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл, лепят, вырезают, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, с легкостью запоминают графику коротких слов. Но у них возникнуть проблемы языковых навыков, коммуникативности и общей физической координации.

«Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, «слушатели» раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Они любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению и легко запоминают указания педагога. Предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов. «Слушатели» получают удовольствие от чтения, часто придумывают различные истории. Так как основное внимание «слушателей» приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторными (двигательными) восприятиями.

«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть непосредственного прикосновения или движения. Такой способ предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног, стопы и тому подобное.

Большинство «деятелей»-младенцев не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают. Они раньше, чем другие дети, начинают ползать и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазанием, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом пространстве! В дальнейшем беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В тоже время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного исполнения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы – гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Конечно, часто встречаются дети, которым в той или иной степени присущи черты поведения нескольких типов познания. Тем не менее, основной способ познания определяется по ярко выраженным признакам.

Так как же развить и укрепить познавательные способности детей?

• Главным в развитии познавательных способностей является игра;

• Помните – ребенок должен получать удовольствие от игры с Вами;

• Игры для развития тех или иных способностей Вы можете подбирать на свое усмотрение;

• Только терпение и самодисциплина научат Вас понимать ребенка и помогать ему;

• Для всестороннего развития ребенка иногда нужно уметь поступиться своими интересами;

Проявите настойчивость и помогите ребенку реализовать новые способности, которые так необходимы ему для сбалансированного развития.

Консультация для родителей

 «Как сделать зимнюю прогулку родителей с детьми приятной и полезной»

Как же красиво зимой! Мягкий пушистый снежок, все деревья стоят в серебре. Как же сделать зимнюю прогулку родителей с детьми приятной и полезной?

 Любимое зимнее развлечение малышей - санки. Но можете попробовать научить малыша спортивным играм, таким как катание на лыжах и на коньках. Используя простые игровые упражнения можно добиться многого!

Дети также любят подвижные игры со снегом, и с удовольствием будут выполнять предложенные вами упражнения. Играя в подвижные игры вы сможете увеличить продолжительность прогулки. Да и сами родители, играя с детьми, не заметят, как пролетело время и не успеют замерзнуть, поскольку им не придется стоять и наблюдать за играющим в снегу ребенком. Различные подвижные игры на свежем воздухе  вносят разнообразие в каждодневные прогулки и очень нравятся детишкам. Для этого необходимо соблюсти некоторые правила при прогулке с детьми:

- не предлагайте игр и забав, где нужно долго и интенсивно бегать (чтобы дети не вспотели) ;

- в игре не должно быть трудновыполнимых движений;

- игры со снегом следует проводить в тёплую погоду, когда снег мягкий;

- для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;

- зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке;

После активного движения необходим небольшой отдых. Можно предложить отгадать загадки.

1. Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
- снежная баба –

2.  Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
- мороз –

3. Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе
Кто помог мне в этом?
- лыжи -

Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Обзаведитесь лопатками, совочками, ведерками и метелочками, они вам пригодятся на прогулках.

Выезжая на природу в зимнее время с вашим ребенком, или с компанией детей, обязательно продумайте в какие подвижные игры вы будете играть с детьми, в какие игры дети будут играть сами, и возьмите с собой все необходимое для игр.

Активный отдых зимой на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Поэтому зря многие родители боятся лишний раз выпускать ребенка на улицу, опасаясь, что он простудится или подхватит какой-нибудь вирус. На самом деле морозный воздух – лучшее лекарство от всяких хворей и прекрасное средство для укрепления всех систем организма. Достаточно лишь одеть малыша в теплую и удобную одежду, которая не стесняет его движений – и вперед, к новым свершениям.

Предлагаем вам несколько простых идей как заинтересовать ребенка во время прогулки на свежем воздухе, которые помогут вам приятно провести с детьми зимние месяцы.

Фигуры из снега

Слепить Снеговика или Снежную бабу - это самая лучшая забава для детворы. Конечно, активная помощь родителей здесь очень приветствуется. Чем больше помощь с вашей стороны, тем выше  получится снеговик. Подскажите детям, как и чем лучше украсить Снеговика. Возьмите заранее из дома пуговицы для глаз, морковку для носа, ленту для шарфа и т.п. Если снега не много, или ваш ребенок еще совсем мал, то вместо снеговика можно слепить гусеничку, выстроив в ряд небольшие по размеру снежки. Или сделать ёжика, воткнув в снежный ком множество маленьких веточек.

Еще одна веселая идея для игры на улице - рисование снегом. Рисовать можно на стене дома, на забор и даже на дереве.

Игра "Попади в цель"

Зимняя игра в снежки - любимая забава для всех мальчишек. Но необязательно кидать снежки друг в друга.  Можно обозначить цель и стрелять снежками в неё, развивая меткость и глазомер. Цель можно обозначить на дереве или стене. Для самых маленьких можно играть в упрощенный вариант: обозначить цель на снегу, очертив круг, и кидать снежки в центр круга.

Покормить птиц

Зимой, как правило, дети вместе с родителями делают традиционную кормушку для птиц. Но кормление птиц зимой можно превратить в интересную зимнюю игру.
Вам понадобится некоторое количество разных видов круп: пшено, гречка, кукурузная крупа, овес, пшеничка, семена подсолнечника и т.п. Для начала пусть  ребенок нарисует на снегу палочкой простой рисунок из нескольких деталей. А затем предложите ему раскрасить этот рисунок при помощи разных круп. Так удастся и птиц покормить, и ребенка развлечь.

Малыши могут рисовать одним видом крупы, рисуя только контур рисунка. Для этого нужно мелкую крупу (пшеничку, кукурузную крупу) насыпать в пластиковую бутылку, а в крышечке сделать отверстие. Такие рисунки по возможности лучше  "рисовать" там, где их будет хорошо видно из вашего окна. Придя домой с прогулки, ребёнок будет с радостью наблюдать за прилетевшими пернатыми поклонниками, которые по достоинству оценят его творчество.

Еще одна зимняя забава для ребёнка - это развешивание для птиц съедобных бус. Чтобы их сделать нужно взять сушеные ягоды, маленькие сухарики, кусочки сала, в-общем то, что есть подходящее у вас на кухне и нанизать их на толстую нитку или проволоку.  Кроме пользы для птиц, будет польза и для детских ручек. Такие бусы можно развесить на дереве, а можно ими украсить вашего Снеговика. 

Игры на снегу

Ровная поверхность выпавшего снега - все равно, что огромный белый лист, на котором можно писать и рисовать. Предложите ребенку написать большими буквами своё имя, а затем протоптать их ножками. Таким образом, можно познакомить и выучить с ребенком не одну букву.

Используя веточки, палочки, камушки или шишки на снегу можно поиграть в "крестики - нолики".
Для игры на улице зимой можно использовать совсем не зимние игрушки. Из формочек для песка можно строить снежные куличи, на ледяных горках  можно кататься, используя надувные круги и матрасы. Можно даже мыльные пузыри надувать. При сильном морозе они замерзают, превращаясь в тончайший хрустальный шар.

Можно протоптать лабиринт в снегу и играть в догонялки, бегая только по протоптанным тропинкам.

Ну и конечно санки, крепости, горки никто не отменял.

Не стесняйтесь, делитесь в комментариях своими идеями для прогулок и игр  на улице зимой.

«Наперегонки»

Дети очень любят бегать по снегу, поэтому эта зимняя игра на свежем воздухе придется им по вкусу. Хорошо, если у ребенка будет компания, чтобы можно было бегать наперегонки. Если снег свежий – протопчите детям извилистые дорожки, по которым они будут бегать, и по команде начинайте гонки. А кто добежит до цели первый – пусть получит приз.

«Ангел»

Маленькие дети очень любят валяться в пушистом снегу. Так не отказывайте ему в этом удовольствии! Попросите его изобразить «снежного ангела» или других существ. Для этого малышу надо упасть на спину в снег и начать быстро-быстро двигать руками и ногами, как будто бы он летит. Встав со снега, ребенок увидит след, похожий на ангельский образ. Различных других существ малыш сможет изобразить, приняв другие позы, лежа в снегу. Например, если лечь на бок и по-особому выгнуть руку, след будет похож на слона с хоботом. Другие образы Вы можете придумать сами.

«Снежные цветы»

На морозе можно сделать интересный опыт, например, с помощью соломинки и раствора для надувания мыльных пузырей. На конкретном примере Вы сможете показать ребенку, как образуются снежинки. Всем известно, что в облаках дождевые капли замерзают при морозе - и образуются кристаллики в виде снежинок. То же самое явление Вы можете показать малышу на примере мыльного пузыря. Правда, этот опыт нужно делать только при сильном морозе. Надуйте мыльный пузырь – и Вы увидите, как в тонкой пленке воды появятся звездочки, похожие на снежинки, а затем соберутся в цветы.

«Яркая ледяная дорожка»

Таким же образом можно сделать цветную воду, но не в стаканах, а в глубоких тарелочках или мисочках, после чего выставить ее на мороз, чтобы она превратилась в большие ледяные «таблетки». Чтобы достать эти льдины из тарелок – достаточно поместить их в горячую воду на пару секунд – и выложить на землю. Несколько таких «таблеток», выложенных в ряд, образуют ледяную дорожку. А еще можно замораживать цветную воду таким же образом, но в форме ледяного сердца или бантиков и звездочек.

Ну и, конечно, зимние игры на свежем воздухе включают в себя уже известные всем лепку снеговиков, отгадывание следов животных и птиц, постройку снежных замков, лепку «куличиков» из снега, игру в снежки и другие подвижные занятия зимой. Главное – побольше фантазии и поменьше лени – и зима станет поразительно веселой и запоминающейся для Вашего ребенка!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Самостоятельность ребёнка. Её границы".

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку пом...

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку пом...

Консультация для родителей: «Самостоятельность ребёнка. Её границы»

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быт...

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быт...

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

Консультация  для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».Я  сама  помыла   ручки...

Консультация для родителей "Самостоятельность ребёнка. Её границы"

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам...