ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа) на тему

      Дошкольное воспитание должно вместе с семьей заложить  основы личности и нравственности ребенка. Решение этой задачи прямо и непосредственно связано с общением ребенка (в семье, в детском учреждении со со сверстниками). Но главную роль здесь играют взрослые, как хранители опыта, знаний, умений и культуры. Передача этих ценностей без речевого общения обеднена или вовсе невозможна.

       Необходимое условие общения – полноценное овладений детьми устной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_leks-gram._kategoriy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                           

     Известно, что человек как социальная личность формируется в результате общения с другими людьми, передачи конкретного опыта в процессе совместной деятельности, и здесь неоценима роль речи.

      Дошкольное воспитание должно вместе с семьей заложить  основы личности и нравственности ребенка. Решение этой задачи прямо и непосредственно связано с общением ребенка (в семье, в детском учреждении со сверстниками). Но главную роль здесь играют взрослые, как хранители опыта, знаний, умений и культуры. Передача этих ценностей без речевого общения обеднена или вовсе невозможна.

       Необходимое условие общения – полноценное овладений детьми устной речью.

       Уже к концу первого года жизни в речи детей появляются осмысленные слова. Однако овладение грамматической структурой языка идет на протяжении всего дошкольного возраста. Ребенок учится пользоваться падежными фор- мами, предлогами, глаголами, элементами связной речи.

        Доказано, что к старшему дошкольному возрасту психологические и физиологические возможности детей позволяют им успешно овладевать сложными заданиями. Они  уже способны логически мыслить, самостоятельно анализировать и синтезировать несложные ситуации, действия, явления; распознавать главное и второстепенное; правильно произносить все звуки; достаточно хорошо владеть разговорной формой речи. Грамматически неправильное, с морфологическими ошибками построение речи затрудняет общение.

       Это обстоятельство легко объясняется диспропорцией между развитием мышления дошкольника и ориентацией в окружающем мире. Именно теперь наступает перелом в морфофункциональном развитии головного мозга, идет сложная перестройка мозговой активности, а речь еще не развита, стереотипна. Ребенок оперирует в основном готовыми фразами, строя их по какому-то образцу, но сам не в состоянии произвести грамматических преобразований. Все это относится к нормально развивающимся детям.

       По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

       Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей.

        По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля.

       Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические  поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля  составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

        Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (например, собака – конура, помидор – грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака – кошка, помидор – овощ).

        Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, т.к.  по мере  развития   словообразования  словарь  ребенка

_____________________________________________________________________

Семантика – смысловая сторона (значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм).

Семасиология – раздел языкознания, изучающий значение слов и выражений и изменения этих значений.

быстро обогащается, за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

        Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинаций морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются  универбы (модели – типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели – типе словообразования.

       Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением детских словообразовательных неологизмов (К.И.Чуковский, Т.Н.Ушакова, С.Н.Цейтлин, А.М.Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением инерализации, становлением системы словообразования.

        Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка.

        Последовательность проявления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные формы.

      В дошкольном учреждении занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой  природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (активизации

и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

       Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование, аппликация) создают условия для развития навыков общения.

       Можно выделить три направления в работе:

Обогащение словарного запаса, словоизменение, словообразование.

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса:

  1. Имя существительное:

  - «Кто это?», «Что это?» - одушевленные и неодушевленные существительные.

  - «Назови одним словом» - обобщающие понятия – классификации по картинкам, на слух.

  - «Четвертый лишний».

  - «Чем отличаются предметы» - чашка-стакан, яблоко-груша, помидор-тыква, тарелка-миска, стул-кресло.

  - «Пара к паре»  - подобрать слова по аналогии: огурец-овощ, ромашка-цветок и т.д.

  - «Назови части» - по картинке,  по представлению.

  - «Отгадай предмет по названию частей».

  - «Кто у кого?» - обогащение словаря, + словообразование.

         

  1. Глаголы:

- «Кто? Что делает?» - подобрать к конкретному предмету, конкретное действие.

- «Назови как можно больше слов-действий» к слову- предмету (Что может делать собака?).

       3. Прилагательные:

- «Подбери признак» - как можно больше слов-признаков.

- «Скажи наоборот»- антонимы (можно играть с фишками, мячом0.

- «Что? Из чего?» - образование относительных прилагательных.

      4. Наречия (признак действия):

- «Скажи наоборот» - антонимы.

- «Когда это бывает?» - наречия времени, которые ребенок усваивает позже всех.

- «Где? Куда? Откуда?» - слева, справа, вверху, внизу, посередине, издалека.

      5. Словоизменение:

- «Один - много» - единственное и множественное число существительных.

- «Посчитай 1-2-5» - согласование существительных с числительными.

- «Какой, какая, какое, какие?» - согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе.

- Изменение глаголов по временам, числами родам (можно по картинкам, по демонстрируемому действию).

        6. Словообразование:

   - «Скажи ласково» - образование уменьшительно-ласкательных существительных и прилагательных.

    - Образование относительных прилагательных в игре «Магазин» (одежда, игрушки, фрукты).

     - «Чей, чья, чьё, чьи?» - образование притяжательных прилагательных (очень трудно).

     - «Образование глаголов при помощи приставок» (по картинкам, по демонстрируемому действию).

- «Образование однокоренных (родственных) слов – творчество воспитателей.

- «Назови семью» - медведь, медведица, медвежонок, медвежата (медвежья и т.д.).

- Особо остановиться на употреблении предлогов. «Кто где живет?» (предлоги В,  НА).

     В младших группах идет накопление лексики, использование простейших грамматических игр, народного творчества, речь + движение.

     Нормально развивающийся ребенок спонтанно овладевает грамматикой языка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журнал «Логопед» № 2, 2004г. Стр.31, стр.56-57.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 8, 1998г., стр.56.
  3. «Логопедия», Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Екатеринбург АРД ЛТД, 1998г.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», С-Пб, Изд-во «Союз», 2001г.
  5. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи», С-Пб, 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....