Консультация - Общение
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Под общением мы будем понимать систему взаимодействия взрослого с ребёнком с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в семье. Одной из функций общения является установление общности между людьми. Установлению общности способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. И тот, кто отмалчивается, да еще отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет он этого или нет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои». Первейшая человеческая функция общения это регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. И дети получают их шаг за шагом с первых месяцев жизни - получают, так сказать, даром за счет общения со старшими. Вторая функция общения - это изначальный инструмент познания всего на свете. Ребенок, получая сведения о мире «опредмеченными» - через язык и благодаря своему участию в общей деятельности - постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я». Поэтому общение выполняет еще одну важную функцию - осознание своего «Я». У всякого индивида есть его отдельные потребности - физиологические, такие как голод, и психологические, как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать их сочувствие, получить от них приказ, разъяснение либо разрешение какого-либо действия - все это поистине вечные задачи общения. Итак, одна из функций общения - самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Способность к общению - врожденная или приобретенная? Не исключено, что задающий такой вопрос утратил веру в свои коммуникативные способности и полагает, что ему этого «не дано от природы». Природа, однако, предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной «готовности» для человеческих существ. Способность к общению у человека врожденна. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. Для того чтобы общение взрослых с детьми было оптимальным, чтобы оно в большей степени способствовало психическому развитию дошкольников, необходимо знать, чего ждут от общения с взрослыми дети, что является особенно значимым для установления с ними благоприятных взаимоотношений. Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения являются мимические движения. Ситуативно-деловая форма общения детей с взрослыми (6 месяцев - 2 года). Главной особенностью этого вида общения детей с взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенка раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению с взрослыми ради получения новой информации или обсуждению с ними возможных причин разнообразных окружающего мира. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в чистом виде. Ведущими мотивами на уровне четвертой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремлении к взаимопониманию и сопереживанию Какие коммуникативные качества и умения вызывают симпатию в межличностном общении? Какие условия необходимы для оптимального педагогического общения?
Самый верный путь к сердцу человека - это беседа с ним о том, что он ценить превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значимость, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета общении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Общение как средство социализации ребёнка в обществе"
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья способствует успешной социализации ребенка в обществе....
Консультация "Общение взрослого и ребенка"
Цель консультации: дать родителям полное представление об общении с детьми...
Консультация "Общение ребенка с природой"
Консультация "Общение ребенка с природой"...
Консультация "Общение с животными"
Консультация в родительский уголок по ОБЖ на тему: "Общение с животными"...
Консультация "Общение ребенка со сверстниками и его особенности"
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...
Консультация "Общение детей с домашними животными" к проекту "На скотном дворе"
Консультация для родителей "Общение детей с домашними животными"...
Консультация "Общение: мотивы, наиболее значимые для детей дошкольного возраста"
В консультации представлен материал по общению детей дошкольного возраста, о смене мотивов общения в разные периоды дошкольного возраста....