Консультация для родителей"Как воспитывать у детей ответственность"
консультация по теме
Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать... В консультации описывается механизм воспитания ответственности и варианты ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ovetstvennosti_u_rebenka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Подольский районный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Ягодка»
Консультация для родителей
«Как воспитывать у детей ответственность»
Подготовила воспитатель
ГКУ СО МО РЦ «Ягодка»
Перехожих С.В.
2014 г.
Уважаемые родители!
Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать.
Обязанности есть и у маленького ребенка – чистить зубы или убирать свои игрушки, например. А что уж говорить о том времени, когда малыш отправится в школу! Вот тут ответственность станет решающим фактором в успешном обучении. Согласитесь, родителям, которым не нужно каждый вечер проверять, все ли учебники сложены в портфель, все ли тетрадки подписаны, гораздо спокойнее отправлять свое чадо в школу: они могут быть уверены, что ребенок и на уроке не будет отвлекаться, и домашнее задание правильно запишет. Но как добиться того, чтобы ребенок научился отвечать за свои действия? Конечно, было бы странно требовать от крошечного малыша ответственности за свои поступки и тем более их последствия – до определенного возраста дети даже не осознают причинно-следственной связи явлений. Но уже в 3–3,5 года ребенок вполне способен понять, что такое хорошо и что такое плохо. Так как же научить малыша ответственности?
Поощрять инициативу
Малыш хочет помыть посуду? Отлично, ставим рядом табуретку и моем вместе! Стремится помочь убраться в доме? Торжественно вручаем пылесос. Конечно, процесс растянется, но карапуз будет гордиться, что занят важным «взрослым» делом! Если в семье есть дети младше, то вполне возможно поручить старшему несложные обязанности. Например, отнести на кухню бутылочки после кормления. Забота повысит ответственность и любовь к младшему брату или сестре. Важно только соблюдать золотую середину и давать посильные и неутомительные задания. Не забывайте хвалить и благодарить малыша! Это тоже надо уметь делать. Если хвалить часто, то похвала обесценивается, если хвалить абстрактно («Спасибо, молодец») – не воспринимается. Благодарить нужно от всей души и конкретно, подчеркивая, за что именно: «Ты так хорошо вымыла посуду! У меня теперь есть свободное время, чтобы пойти с тобой погулять! Спасибо тебе!».
Доверять то, что малышу по силам. Естественно, поручения и обязанности должны быть выполнимы. Если вы поручите то, с чем малыш заведомо не справится, ничего кроме слез и обиды не выйдет. А если что-то не получается, не нужно лениться объяснять и показывать, как это делается. Фразы: «Ладно, я сама все сделаю» или «Ну, сколько можно тратить на это время» – категорическое табу. Конечно, проще и быстрее самой завязать шнурки, отнести грязную посуду и убрать игрушки. Но если вы подавите инициативу ребенка - не злитесь на него за то, что шнурки придется завязывать до четвертого класса. Пользуйтесь моментом, пока он хочет освоить какое-то дело. Со временем интерес может пропасть совсем.
Варианты ответственности
Ребенок не один раз в жизни попадет в сложную ситуацию. Быть все время рядом с ним у вас все равно не получится. А вот объяснить, как действовать в том, или ином случае, – это ваша обязанность. Ответственность за свою безопасность, здоровье. Рассказывая об открытых окнах, розетках, горячей плите, обязательно проговаривайте «действие последствие»: «Не трогай духовку, когда в ней готовится еда, она нагревается. Если коснуться ее пальчиками, можно обжечься, будет очень больно!». Становясь старше, ребенок усвоит «схему» случая и научится анализировать его самостоятельно.
Уважение
Это тоже сторона ответственности. Не шуметь, потому что папа спит, не кричать, потому что у бабушки болит голова. Важно вводить в сознание ребенка тот факт, что любовь и заботу, которые он получает, нужно отдавать окружающим. Этому тоже необходимо учиться.
Отношение к вещам
Ценить вещи ребенок научится только с соответствующими объяснениями. «Ты разбросал, тебе и убирать», «Бросил, сломалась? Как жаль, но больше нет денег, чтобы купить такую замечательную игрушку». Шаг за шагом кроха поймет, что от его аккуратности зависит то, что находится в его «хозяйствовании». Опрятность личной «зоны» (комнаты, уголка и т. д.), чистота окружающей среды – важное правило, которое малыш должен уяснить с детства. Фантики от конфет, сломанные лопатки, пакетики – всему этому место в мусорном ведре, а не на земле; игрушки – на полках, вещи – на стуле или в комоде.
Ответственность за слово
Это тоже очень важно! Наверняка вам встречались люди, которые не спешат выполнять свои обещания. Сказал – и забыл, подумаешь, великое дело! С такими персонажами лучше вообще не иметь дело. Но есть и другие – для них слово приравнивается к действию и данное обещание – это практически уже выполненная просьба. Человек, который держит свое слово, вызывает уважение у всех. Ему можно доверять. Сказано – сделано, а потому важно объяснить малышу, что к обещаниям нужно подходить очень ответственно.
Налаживаем механизм
• Шаг 1. Самостоятельные решения
С самого раннего возраста полезно ставить ребенка в ситуации с возможностью выбора (конечно, под личным контролем, ведь дети имеют поверхностные преставления о полезном и вредном, опасном и безопасном). Предлагая что-либо, выберите 2–3 альтернативы, которые устраивают вас по всем параметрам, и предложите ребенку сделать выбор. Например, на завтрак кашу или творог со сметаной, на улицу надеть джинсы или брючки и т. д.
• Шаг 2. Контроль
Важно не только, чтобы ребенок выполнял порученное ему дело, но и выполнял хорошо. Контроль действий крохи доказывает, что для вас действительно важно то, чем он занимается, кроме того, развивается самоконтроль.
• Шаг 3. «Рамки»
Лучше четко обозначить, что делать нельзя никогда (опасное, вредное и т. д.), чем постоянно одергивать кроху. Есть запреты категоричные (опасные для жизни: «не подходи к открытым окнам», «не суй руку в огонь» и т. д.), а есть запреты «условно неблагоприятных действий», удобные для родителей («не лезь в грязь – испачкаешься»). Категоричные запреты не обсуждаются, «удобные» запреты можно дать нарушить для того, чтобы малыш самостоятельно понял, к чему это приведет (например, почему нельзя лезть в лужу в ботиночках: холодно, можно простудиться). После последствий нарушения запрета стоит четко обозначить, почему произошло то, что произошло, и подвести к мысли, чем же полезен запрет.
• Шаг 4. Свобода
Все, что не запрещено – разрешено, а значит, обозначив зону «нет», будьте готовы предоставить малышу свободу действий в других областях. Это необходимо для формирования личности и характера. Многие дети познают жизнь методом проб и ошибок и не воспринимают «нравоучения» родителей. Давая малышу выбор, прислушиваясь к его желаниям, будьте всегда рядом, чтобы уберечь от беды, предостеречь или вместе порадоваться успехам крохи!
• Шаг 5. Поощрения и наказания
Важно не только хвалить малыша, но и иногда вводить «штрафные санкции». Например: «Ты не убрал свои игрушки, и мне пришлось раскладывать их по местам, теперь я так устала, что не смогу почитать тебе сказку на ночь». На простом примере ребенок поймет причинно-следственную связь, а также то, что невыполненные им дела автоматически перекладываются на другого человека. Развитие личности ребенка требует самостоятельных «важных» дел. Поэтому посильные обязанности должны быть в жизни каждого крохи. Выполненное дело приносит удовольствие, повышает самооценку и накапливает личный опыт поведения.
Игра и награда
Малыш познает мир, играя, и даже такое важное понятие как ответственность лучше усвоится в игре. Уборка – игра «кто быстрее, чище и аккуратнее»; мытье посуды – игра с водой и т. д. Сегодня родители делятся друг с другом в интернете своими находками, так, для развития самостоятельности мамы и папы рисуют малышам карточки с делами, которые нужно сделать в течение дня, и вешают на холодильник; дают малышам «плюсики», «звездочки» или «монетки», которые в конце недели можно обменять, к примеру, на сладость, и многое другое, игра и награда – прекрасный стимул для успеха «предприятия».
Не меняйте правил!
Принятые однажды «нельзя» не должны меняться в зависимости от вашего настроения или ситуации. К примеру, если нельзя трогать мамину сумку, ее нельзя трогать никогда! Даже если сумка – единственное, что сейчас может отвлечь чадо, она под запретом, а значит, забудьте о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Как воспитывать в детях честность»
Давайте рассмотрим несколько советов, которые помогут ребенку осознать, что такое честность.Совет 1-й. Верьте ребенку.Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезн...
Консультация для родителей "Как воспитать у детей ответственность?"
Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи....
Консультация для родителей "Как воспитывать в детях честность"
Советы для родителей. ...
консультация для родителей как воспитывать у детей нравственно - патриотическое чувство
информация для родителей воспитание у детей нравственно - патриотического чувства...
консультация для родителей "Как воспитывать у детей любовь к малой Родине"
Предложены родителям конкретные задания и ситуации, которые можно использовать для воспитания у детей нравственно-патриотические чувств к своей малой Родине....
Консультация для родителей «Как воспитывать у детей любовь к своей малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...
Консультация для родителей «Как воспитывать у детей интерес к миру растений».
Консультация для родителей «Как воспитывать у детей интерес к миру растений».Все дети — прирожденные садовники: они любопытны, любят узнавать новое через действие, им доставляет исти...