"Развитие ритмической способности у детей"
консультация на тему

Потапова Светлана Николаевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ritmicheskoy_sposobnosti_u_detey.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

      Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму.

     Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

     Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует

правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).

     Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве.

    Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.

    Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

    В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

    Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладевания детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.

Рекомендации по развитию чувства ритма.

       Слушайте музыку. Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Ребенок с конца первого – начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок.

       Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку. Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

       Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш все еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

       Поощряйте движения под музыку. Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, о медленнее).

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

«Часы»

Тик – так, тик – так, все часы идут вот так (наклоны головы к плечам).

«Непослушный дождик» (Для детей от 3 лет)

Дождик – кап! Дождик – кап!

То сильней, то тише.(ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить рукой)

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди)

«Прогулка»

По узенькой дорожке шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги)

По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе)

И в ямку ... бух! (сесть на пол на последнем слове)

****

Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)

Дождик кап – кап – кап (поочередно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучок давно засох,

Серый мох – мох – мох (поднять руки над столом, сжимать – разжимать кулаки).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб (указательным пальцем правой руки касаться поочередно всех пальцев левой руки)

Кто нашел его, друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)

Это я, я, я!

****

Ох, ох, что за гром? (руки к щекам, наклоны в стороны)

Муха строит новый дом! (движения, имитирующие работу с молотком).

Молоток: тук – тук (хлопки руками)

Помогать идет петух (шаги с наклонами в стороны).

****

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)

Постучали и открыли (постучать «замком» по столу и расцепить руки).

****

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели.

****

Наша елка велика (круговое движение руками)

Наша елка высока (встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достает до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля, ля, ля!

Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!

«Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)

Мы качаем головой (наклоны головы вправо, влево)

Мы руки поднимаем (руки вверх)

Мы руки опускаем (руки вниз)

Мы руки разведем (руки в стороны)

И побежим кругом (бег).

        Рисуйте узоры. Декоративно – орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

       Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки.

       Подбирайте рифмующиеся слова. Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Игра «Подскажи словечко»

 -Я сегодня утром рано

Умывался из – под ... (крана)

 -Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался ... (зайка)

 -Уронила белка шишку,

Шишка стукнула ... (зайчишку)

 -У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из ... (лейки)

 -Чтобы ноги отдохнули

Посиди – ка ты на...(стуле)

 -Верещунья, белобока,

И зовут ее ... (сорока)

 -Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо .. (речка)

 -Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно ... (карандаш)

 -Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке ... (лапу)

 -Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ... (лисица)

 -Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему ... (штанишки)

 -Прицепившись к задней шине

Мишка едет на ... (машине)

 -Лежебока рыжий кот

Отлежал себе ... (живот)

 -В реке большая драка

Поссорились два ... (рака)

 -Между гор издалека

Течет бурная ... (река)

Развитие мелкой моторики у детей.

       Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек – шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми.               Возникает недоумение, зачем все это надо?

      Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

      Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

      Однако, даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

      Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

     И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

     Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

     Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаем вашему вниманию  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1. Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет и кто по нему должен пройти. («Это лабиринт в замке Снежной Королевы. Он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе замерзнет»).

2. Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует заштриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле

заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.

3. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели фигурные формочки для приготовления печений или кексов.

4. Для детей от 1 года до 3х лет лучше всего подходят шнуровки фабричного производства, как объемные, так и плоские. Они безопасны и прочны.

     Для 4х летнего ребенка задание следует усложнить, приблизив к реальности. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком – либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой «цыганской» иглы и толстой яркой нитки.

5. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.

Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

6. Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.

7.  Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журналов и газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую – либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

       С 3х лет, а иногда и раньше, можно учиться вырезать ножницами, главное, чтобы они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать фигурки и геометрические формы из все тех же цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

8.  Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом сцепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. Если пластилин, по какой – то причине вас пугает, приготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит ему удовольствие вне зависимости от результата.

      Вот рецепт: мука, соль, вода, подсолнечное масло. Мука и соль берется в равном количестве, а воды на треть меньше. (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка раст. масла) Перемешать и замесить. Если лепится плохо – добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

     Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми – выпекайте их в духовке, чем дольше – тем лучше. Затвердевшие фигурки можно раскрасить красками. Всякий раз, когда готовите настоящее тесто, дайте кусочек полепить и малышу.

9. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получаются салют, или бусы или еще что – нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие ритмических способностей у детей дошкольного возраста"

Развитие ритмических способностей у детей Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы...

Развитие ритмических способностей у детей

консультация для родителей....

Консультация для родителей "Развитие ритмической способности у детей"

                Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в ру...

Развитие ритмической способности у детей - консультация для родителей

Ритмическая организация является  основой жизни. Все, окружающее нас живет по законам ритма.Развивать чувство ритма  рекомендуется  с самого раннго возраста и в доступной для дошкольник...

Развитие ритмической способности у детей

консультация для родителей...

Развитие ритмических способностей у детей с речевой патологией при коррекции нарушений слоговой структуры слова

Любой двигательной деятельности присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ритмическая способ...