Консультация для родителей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения (комплекс №1) выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения (комплекс №1, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений (комплекс №2)
Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) проводятся упражнения на формирование общей артикуляционной моторики, а так же упражнения, необходимые для постановки свистящих и шипящих звуков. Комплекс формируется примерно так: два упражнения для лицевых мышц, два – для формирования общей моторики мышц языка и два-три упражнения для постановки свистящих и шипящих звуков.
Упражнения для формирования общей артикуляционной моторики.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦЕВЫХ МЫШЦ
«Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
Упражнения для мышц языка
«лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.
«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Л, Ль
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
9. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.
10. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо, 3-4 раза влево.
11. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
12. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
13. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
14. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
15. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Р, Рь
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.
9. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз
10. . «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
11. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.
12. «лошадка» -губы в «улыбке», рот приоткрыт, присасывать язык к небу, щелкать языком10-12 сек., стараться не двигать нижней челюстью.
13. «грибок» - губы в «улыбке», присосать язык к небу, сильно оттянуть нижнюю челюсть, язык не должен отрываться от неба, удерживать 3-10 сек.
14. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
15. «барабанчик» - зубы сомкнуты, губы в «улыбке», на сильном выдохе произносить д-д-д-д-д-д…… 10 сек.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «трубочка» - из «лопаточки» округлив губы, загнуть боковые края языка вверх, подуть в получившуюся трубочку 3-10 сек.
9. «горка» - рот открыт, губы в «улыбке», кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выдвинуть вперед и прижать верхними зубами, удерживать 5-7 сек.
10. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.
11. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
12. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
13.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
14. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
15. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
9. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
10. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.
11. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз
12. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.
13. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
14. «кобра» - сделать «чашечку» и убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...